ПЕЩЕРНОЕ ИСКУССТВО vs ПЕЩЕРНЫЙ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

Sep 22, 2022 11:44

И снова - в начале был ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ:
«Искусство Азии времён плейстоцена вызывало очень ограниченный интерес по сравнению с искусством Европы, хотя Азия более чем в четыре раза превышает размер Европы. До 1990 года не предпринималось никаких попыток сравнительного изучения искусства Азии времён палеолита. Сильно неуравновешенный баланс писаных трудов, возникший в результате этого значительного глобального искажения, стал основной причиной продвижения тенденциозной модели раннего этапа развития искусства в мире, которая, в свою очередь, препятствовала серьёзным попыткам изучить доступные данные за пределами Европы. Исконные азиатские исследователи множество раз заявляли о существовании искусства времён плейстоцена, но большинство из них до 1988 года по существу игнорировались за пределами Азии. Например, первый научный отчёт о китайском наскальном искусстве был опубликован на английском языке только в 1984 году (в Австралии), и карты глобального распространения наскального искусства все ещё показывали его полное отсутствие в Китае в 1985 году, когда фактически в этой стране было известно около 10.000 памятников наскального искусства. Ни один случай наличия в Китае искусства времён плейстоцена не был подтверждён до 1991 года. Ситуация в Индии не сильно отличается: наскальное искусство этой страны, возможно, одна из крупнейших коллекций наскального искусства в мире, за её пределами в значительной степени игнорировалось ещё несколько лет назад…»
© Robert G. Bednarik, «The Pleistocene Art of Asia», Journal of World Prehistory, Vol. 8, No. 4, 1994


Наскальный рисунок возрастом 43.900 лет в пещере на Сулавеси. Это АНОА, которые водятся только там. © Adam Brumm/Ratno Sardi

«Сотни древних изображений - от абстрактных рисунков и трафаретов рук до животных и человеческих фигур - были задокументированы в отдалённых пещерах индонезийского Борнео с тех пор, как учёные узнали о них в середине 1990-х годов. Но, как и другие признаки проживания людей в древности в этой части мира, их нечасто видят или изучают…» © Brian Handwerk, «World’s Oldest Known Figurative Paintings Discovered in Borneo Cave», 2018

Для начала просто посмотрите напоминающие орхидею очертания одиннадцатого по величине острова планеты (180.680 км²) - Сулавеси (другие образные сравнения: «пьяный паук», «огородное чучело под ураганом» и «осьминог, попавший в электрический блендер»):


В этом безумии, однако, есть система - такую форму бывший Целебес получил в результате Великого австрало-азиатского столкновения: 180 миллионов лет назад от Азиатской плиты откололись западная и юго-западная части нынешнего острова, затем 90 миллионов лет назад его юго-восточная и крайняя восточная части оторвалась от Австрало-антарктиды - сначала в одном «блоке» вместе с нынешней Новой Гвинеей. Но 15 миллионов лет назад сепаратистские настроения на востоке и юго-востоке одержали окончательную победу, они откололись и от Новой Гвинеи и пустились в полностью самостоятельное плавание навстречу своим будущим западным братьям. Третьим членом триумвирата стали некогда самостоятельные тихоокеанские островные цепи, образовавшие северный лепесток острова (он, кстати, очень полезен для того, чтобы находить экватор, который аккуратно как бы «подчёркивает» его…)
Небольшая аллюзия: просто пока рылся в древней геологии, наткнулся на понятие «мост Сангихе» да, речь о том самом Сангихе ( ИНДЕКС), где мы побывали 12 лет назад. Судя по всему, в ледниковые периоды, когда уровень Мирового океана был на сто метров ниже, чем сейчас, Сулавеси и Минданао соединял вот этот «мост»:


В общем, в результате всех этих тектонических передряг в Южном Сулавеси мы сейчас наблюдаем с самолёта вот такую картину - второй по величине на всей нашей планете (после расположенного в Южном Китае) карстовый массив:


То, что вы видите на этих фото - издырявленный зубчатый карстовый известняк: остатки древнего кораллового рифа, поднявшегося из моря и миллионы лет принимавшего на себя потоки муссонных ливней. Ну, а где дыры, там и пещеры, правда? По оценке, их здесь около 250…


Старейшее (на этот момент) доказательство обитания на Сулавеси разумных гуманоидов - каменные инструменты возрастом 200.000-100.000 лет назад, найденные в Talepu, …


…примерно в полусотне километров на северо-восток от археологического заповедника Леанг-Леанг (Taman Purbakala Leang-Leang; КАРТА), который мы сейчас и посетим вместе с уже знакомым вам ЭДУАРДом. (Кстати, с ним граничит и заказник БАНТИМУРУНГ, где мы уже побывали 12 лет назад).

  1. Музей Туристического парка ЛЕАНГ-ЛЕАНГ

image Click to view



NB: «Старейшее в мире»™
Это - НЕ старейшие (из открытых на этот момент) в мире изображения на скалах - в Африке есть и постарше.
Это - НЕ старейшие (из открытых на этот момент) в мире «образные» aka «художественные» рисунки: даже на соседнем Калимантане в пещере Lubang Jeriji Saléh на востоке КУТАЯ уже открыты сходные изображения возрастом минимум 40.000 лет, а возможно - даже 51.800 лет (ПОДРОБНО на английском):


Рисунок руки возрастом 39.900 в пещере Pettakere (см. следующий ролик Эдуарда) - НЕ «старейшее в мире изображение с помощью трафарета» (такие же найдены и в Кутае, да вдобавок там мы сталкиваемся с замещением техники: старые изображения, сделанные охрой, позже «подновлялись» при помощи натуральных красителей из шелковицы):


НО: сцена охоты на АНОА возрастом в 44.000 лет в пещере Leang Bulu' Sipong 4 на Сулавеси (ПОКА!) - вероятно, действительно древнейшая из известных нам в доисторическом искусстве и старейшее произведение искусства, которое имеет форму рассказа:


Фотомонтаж панорамы пещеры на Сулавеси - видны маленькие человекоподобные фигурки, которые противостоят животному. © Adam Brumm/Ratno Sardi/Adhi Agus Oktaviana
Впрочем, это всё же не факт, а гипотеза: археологи не могут быть уверены, что древние художники действительно руководствовались именно таким замыслом…

image Click to view



NB: В чём проблема с охрой?
Дикие аборигены «этих ваших эуроп»™ по своей первобытности и примитивности не смогли придумать ничего лучше, чем рисовать на стенах своих холодных и неуютных пещер углём. Сильно облегчив работу учёным, которые придумали радиокарбонный метод датировки по измерению содержания радиоактивного изотопа углерода в органических остатках («карбон» - это, собственно, углерод и есть…)
А вот технологически и эстетически развитым древним обитателям Сулавеси чёрный цвет, похоже, не нравился, а потому они не ленились изготовлять красную охру - обожжённую смесь безводной окиси железа с глиной.  Но вот беда - охра органики не содержит, а потому радиокарбонный метод к ней неприменим. Так что пришлось учёным заняться покрытием, которое образуется на стенах пещеры, по которым тысячелетиями стекает вода. Такой «пот» оставляет после себя минеральные отложения, которые постепенно конденсируются в узелки, называемые «пещерным попкорном» или «кальцитовыми пузырьками». Исследователи могут установить их возраст по разным уровням содержания радиоактивных изотопов урана и тория, вот только надо, чтобы пузырьки возникли именно на самом изображении.

  1. Пещера PETTAKERE

image Click to view


NB: Кто такая « БАБИРУСА»
NB: Как пещерный гамелан ЗВУЧИТ на Яве

  1. Пещера PETTAE

image Click to view



  1. Пещера TIMPUSENG

image Click to view



  1. Пещера KARAMA

image Click to view



  1. Пещера BATU TIANANG

image Click to view



Ещё почитать/посмотреть о раскопках на Сулавеси (English!): Live Science; BBC; Sapiens.org;

Вместо эпилога: а вам не кажется странным, что в последние годы практически одновременно с Калимантана и Сулавеси посыпалась куча чего «старейшего в мире»? А ничего тут странного тут нет: ими, наконец, хоть немного занялись… Снова к вопросу о «пещерном европоцентризме», с которого мы начали…

UPD 06.2023: ИЗОБРАЖЕНИЕ СВИНЬИ ТЕПЕРЬ ДАТИРУЕТСЯ 45,5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД

coral, sulawesi, fauna, history, нас-радует, art, kalimantan, спецтуризм

Previous post Next post
Up