О ПЛОСКОЙ ЗЕМЛЕ, В ЦЕНТРЕ КОТОРОЙ РАСКИНУЛАСЬ ГИГАНТСКАЯ ЕВРОПА

Apr 22, 2022 15:51

Это должно было стать частью введения к запланированной мной для онлайн-публикации долгой серии обзорных материалов по истории Индонезии, которая за последние годы частично уже написана, а в остальном продолжает писаться сейчас. В этом введении я собирался, в том числе, объяснить, почему достаточно важно, что данная серия является не просто рассказом об истории Индонезии человека, который уже почти полвека занимается профессионально именно ей, но и того, кто живёт в этой стране практически непрерывно почти два последних десятилетия, а потому его точка зрения неизбежно становится взглядом на предмет из самой Индонезии.
Однако 24 февраля 2022 года изменило многое - и звучащая в заголовке тема, как мне кажется, обрела право на самостоятельное звучание…



© Miranda Hall, The Bowdoin Orient

Итак, мне представляется, что на историю Индонезии лучше смотреть из самой Индонезии уже просто потому, что есть такая зверюшка, которую зовут: европоцентризм. По классическому определению это - концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии и т.д. происходит только в Европе (и примкнувших к ней последышах), а все прочие культуры воспринимаются как «недоразвитые» или «варварские».
На первый взгляд, может показаться, что сейчас столь кондовый европоцентризм практически все осуждают и от него всячески открещиваются, но меньшая часть беды заключается в том, что это просто не так.
В общем, и раньше в моей довольно представительной ленте Фейсбука то и дело звучали мнения экспертов о том, кто когда слез с дерева (френдов с подписчиками у меня только на ФБ под 5.000 - и, поскольку мне интересен весь спектр внятно сформулированных мнений, вычёркиваю я из них вовсе не тех, чья точка зрения отличается от моей, а лишь за упорные офтопы и/или хамство). Заметно меньшее (но не столь уж незначительное) число энтузиастов обожало рассказывать о том, как именно добрые нидерландские колонизаторы облагодетельствовали Индонезию, и т.д., и т.п…
Но вот после 24 февраля визг о «цивилизованном мире» стал просто закладывать уши. Своё мнение о «цивилизованности» я уже давно изложил вот ЗДЕСЬ (кликабельно), а потому добавлю здесь лишь два момента:
1. Просто напомню три даты:
А) США возникли в 1776 г.
Б) Королевство Италия (ещё без Рима) появилась на картах в 1861 г., …
В) …а Германская империя - лишь спустя ещё десятилетие.
2. Касаемо слов по ссылке: «…И получится такая вся из себя крохотная Индонезия, которая только что на глобусе была больше Европы» - просто добавлю два визуальных сравнения:
А) Вот на этом фото выделенный сегмент (слева) накладывается потом (справа) на Европу с сохранением пропорций. Почему у двух сегментов разная форма? Так ведь это карты РАЗНЫХ широт, а не трёхмерные части глобуса - проекция полушария на плоскость работает именно так:


Б) Почему для восточной границы Европы (ниже) выбрана именно точка в Керченском проливе?
Да просто «От Сабанга до Мерауке» - это индонезийский ответ на российское «От Калининграда до Владивостока». А вот европейцу придётся сказать «От Лиссабона до Керченского пролива», потому что все остальное на границе Европы и Азии похоже на «точку» ещё меньше (как она проводится - кликабельно).


Напомню, до сих пор мы говорили лишь о МЕНЬШЕЙ части беды. А вот главная её часть заключается в том, что за несколько веков европоцентризм настолько укоренился в работах по истории, что даже историки, которые ни сном, ни духом сознательно не отнесли бы себя к европоцентристам, нередко грешат именно им - незаметно для самих себя. Просто потому, что вполне добросовестных материалов, уходящих корнями именно в такой подход, выросли горы, а вот попыток взглянуть на то же самое с другой стороны - раз-два, да и обчёлся. Ну, вот вам простейший пример: а почему, собственно, когда численно меньшая, более молодая и во многом менее развитая часть человечества оказывается в состоянии доплыть до численно большей, более древней и во многом более развитой части, то это до сих пор называется «Великими географическими открытиями»? Если «открытиями» это было лишь для горстки европейских дикарей?
Повторюсь: инерция европоцентризма в работах по истории настолько велика, что он часто остаётся практически незаметен. Подробный разбор примера приведу чуть ниже, а пока просто возьмите школьные учебники по истории и прикиньте, сколько из рассказанного в них о всемирном зарубежье приходится на Европу и США, а сколько - на весь остальной мир. Причём совершенно не обязательно обращаться именно к российским учебникам - да берите любые! А потом снова найдите на глобусе Европу...
А теперь вот вам известный практически каждому пример: то самое прорубленное Петром I «окно в Европу» - Великое посольство под специально выгравированным на его печати девизом «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую» (то есть, «Я ученик и еду искать учителей»)…
Об этом посольстве 1697-1698 годов мы знаем совсем неплохо, но почему-то практически никто не задаёт самый главный, с моей личной точки зрения, вопрос истории: "А почему?". А ПОЧЕМУ Петру так понравилось в Голландии? Нет, понятно, что при таком официально заявленном девизе внимание царя привлекали и первая в мире биржа, и дивные верфи, и отличные канатные и парусные мануфактуры, и важнейший порт, и могучие арсеналы и крепости, и разнообразные коллекции и лаборатории, и богатейшие музеи и анатомические театры, и много чего ещё полезного. Но вот почему ИМЕННО Амстердам и амстердамцы были в то время ИМЕННО такими продвинутыми?
А вот послушайте и посмотрите сами хотя бы бегло:

image Click to view


Обратим особое внимание: Пётр I начинал свои упражнения в судостроении на одной из верфей в расположенном неподалёку от Амстердама городке Саардам, но проработал на ней всего неделю. А вот в западной части Амстердамского порта, где находилась центральная верфь Нидерландской Ост-Индской компании (НОИК), которая по своему размаху и оснащению превосходила саардамские, он провёл три месяца! Чтобы высокий гость мог досконально ознакомиться с корабельным делом, там даже заложили фрегат «Пётр и Павел», который был спущен на воду в ноябре 1697 года.
Побывать в Амстердаме и не столкнуться с НОИК тогда было просто невозможно. Наша современница Marit van Huystee пишет: «Прогуливаясь по Амстердаму, напоминание о НОИК до сих пор находишь практически на каждом углу. Склады вдоль каналов сейчас часто являются роскошными апартаментами, но построены они были для НОИК. Множество более крупных старых зданий первоначально принадлежало НОИК, что можно увидеть из каменных табличек на их фасадах или самих их названий, например, «Ост-индский дом». Из названий улиц: например, улица Перца, улица Мациса [Мускатный цвет]. Целый район в Амстердаме зовётся Индийским кварталом, а все его улицы названы в честь островов или городов в Индонезии. Сами голландцы зовут XVII столетие своим Золотым веком».
Ещё раз: что такое НОИК? А это такое государство в государстве. Эта первая в мире акционерная компания получила от доброго и щедрого нидерландского парламента не просто монополию на торговлю к востоку от мыса Доброй Надежды, но и право на объявление на этой обширнейшей территории войны и заключение мира, содержание там собственных вооружённых сил и строительство крепостей и даже смертную казнь и чеканку собственной валюты. Я повторю: нидерландский парламент демократичненько так объявляет гигантские и ещё в большой степени неоткрытые территории и акватории практически собственностью нидерландской же ЧАСТНОЙ компании и даёт ей, так сказать, «право» творить там всё, что ей угодно.




К моменту визита Петра I НОИК просуществовала уже половину отпущенного ей историей срока - почти век из двух, а на пике могущества она извлекала от торговли индонезийскими пряностями прибыли в четыре тысячи процентов. Повторяю: ЧЕ-ТЫ-РЕ ТЫ-СЯ-ЧИ ПРО-ЦЕН-ТОВ! Или проще говоря: вложил сегодня гульден - получишь 40. И так - из года в год на протяжении века!
За счёт чего? Оговорюсь сразу: то, что я сейчас скажу, ни в коей мере не является претензией ни к показанной вам выше Ксении Чепиковой, ни к проекту «Цифровая история», которых я, наоборот, вам усиленно рекомендую. Просто когда разговор о «золотом веке» Амстердама ведётся из Индонезии видится, в первую очередь, несколько иное: грубо говоря, не «Сколько награбили?», а «Скольких ограбили?»
Ну, вот вам пример: в 1620 году генерал-губернатор (не Нидерландов! А НОИК!) Кун объявляет архипелаг Банда - единственное место во всём мире, где тогда рос мускатный орех - владением НОИК и в полном соответствии с кальвинистской этикой трудолюбиво начинает самый настоящий геноцид. Население острова Лонтор истребляют без различия пола и возраста; укрывшихся в горах, осадив, морят голодной смертью… Из 15 тысяч жителей Лонтора только 300 смогли ускользнуть и добраться до соседнего острова Серам. Целый народ прекратил своё существование, а заменили его «плодом передовых западных технологий»™ - самыми настоящими рабами! (Да, какое-то незначительное число рабов в тогдашней Индонезии имелось и до прихода голландцев, однако их указ 1622 года напрямую рабство легализует, а отменят его только в 1860 году! В 1673 году около половины населения Батавии (нынешней Джакарты) было рабами…)


Чуть позже - в 1630-е годы - НОИК отводит лишь два острова в архипелаге Банда под мускатный орех и столько же на Северных Молукках под гвоздику (опять же - это тогда было единственное в мире место, где она тогда росла). Сразу же следует серия карательных операций по уничтожению «излишков» гвоздики на остальных островах Северных Молукк (такими «излишками» считалось всё то, что не приобреталось самой НОИК).


Лишившиеся единственного источника дохода островитяне, которых не убили каратели, вымирают от голода целыми островами…
Так НОИК устанавливала МОНОПОЛЬНЫЙ контроль над единственными в мире источниками мускатного ореха и гвоздики - архипелагом Банда и Молуккскими островами. И именно эта монополия и превратила Амстердам - я цитирую Ксению Чепикову - в «самый динамично развивающийся, самый продвинутый город в континентальной Европе». Так вот ПОЧЕМУ Петру I так понравилось в Нидерландах, получавших за счёт Индонезии тысячи процентов прибыли на протяжении уже почти века!

А в заключение этой темы я просто покажу вам официальное фото © The Trustees of the British Museum хранящегося там экспоната номер As1939,04.45:


Описание: «Железный инструмент для пыток (тиски для пальцев) в виде плоской пластины, к которой прикручена изогнутая пластина, рассчитанная на кончики четырёх пальцев; через углубления для пальцев проходят винтовые зажимы».
Дата изготовления: 1750-1824
Вероятное место изготовления: Нидерланды
История его такова: на дворе уже стоял просвещённый и гуманный XIX век, когда тот самый будущий «сэр» и основатель Сингапура ТОМАС РАФФЛЗ (кликабельно) оказался временным «оккупационным» британским губернатором Явы на период недолгого британского же владычества над нынешней Индонезией. За неполные пять лет он успел сделать здесь в разы больше объективно полезного, чем добрые голландские колонизаторы на протяжении пары веков до этого. Но, как и положено даже самому гуманному колонизатору, себя он тоже не забывал, и, возвращаясь на родину уже после основания Сингапура, прихватил с собой нехилую коллекцию (включавшую, в основном, предметы из Индонезии, где было намного больше интересного для коллекционеров, чем в Сингапуре), на небольшую часть которой мы до сих пор можем полюбоваться в Британском музее.
Примечание: в коллекции есть ещё минимум (то, что видно онлайн) три штуки других тисков для четырёх пальцев и вот такая пара для всей кисти:


А теперь назовите мне хотя бы одну возможную причину, по которой британский колонизатор повёз бы эти явно производившиеся в промышленном масштабе дивные творения «кальвинистской этики» обратно в Европу через полпланеты, как не желание раздарить друзьям на сувениры то, что поразило его самого?
Вот в этом и заключается главная проблема с… ну, так сказать, подсознательным европоцентризмом: говоря об истории внутри Европы несколько веков назад, мало кто в ней задумывается о её прямой связи с тем, что именно эта самая Европа творила тогда за многие тысячи морских миль от неё. А вот при взгляде из Индонезии… или Индии… или Китая, которому своё «право» продавать там наркотики Британия навязала двумя так и называющимися «опиумными» войнами, история Европы смотрится, мягко говоря, несколько иначе…
А тех, кому сказанное выше о прекрасно себя чувствующем и по сей день европоцентризме покажется натяжкой или преувеличением, просто отсылаю к вот этой статье португальских исследовательниц Марты Араухо и Сильвии Родригес Маэхо «Учебники истории, расизм и критика европоцентризма», опубликованной в выходящем в Великобритании авторитетном научном журнале «Этнические и расовые исследования» (Araújo, Marta & Maeso, Silvia Rodríguez, «History Textbooks, Racism and the Critique of Eurocentrism: Beyond Rectification or Compensation», Ethnic and Racial Studies, 35:7, 1266-1286, 2012).

UPD: О ПЕЩЕРНОМ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМЕ
Previous post Next post
Up