Кочующие царства Явы - 2д: СОЛО - Мангкунегаран

Nov 19, 2007 11:47

Часть пятая: Волшебная мелодия гамелана

"…Султан Агунг посмотрел
На танец Королевы
И тихо вымолвил:
"Твоя концепция совершенна…"



Так автор средневековой "Хроники о Султане Агунге" описывает рождение танца "бедойо" (см. предыдущий пост серии  ЗДЕСЬ).

Highlights:
- Javanese traditional dance
- Javanese traditional music & orchestra

Подобный традиционный танец на Яве - вовсе не танец в нашем понимании, а разновидность медитации. В отличие от намного более распространенных музыкальных инсценировок по мотивам древнеиндийских эпосов "Махабхарата" и "Рамаяна" он не имеет никакого сюжета, его задача - передать то или иное чувство, воссоздать АТМОСФЕРУ.



А потому это, скорее, даже не танец, а целая система, ставящая целью поставить в себя в центр Мироздания и полностью сосредоточиться на себе при соблюдении следующих условий:
- хотя эмоции при этом не исключены, они должны быть безмятежными;
- обретаемая уверенность в себе не должна быть надменной или грубой;
- необходимыми предпосылками являются упорный труд и искренность.



Вполне логично, что делается это под музыку, исполняемую не дирижером при посредстве подчиняющихся его воле музыкантов (как в западной музыке), а становящуюся результатом такого же самовыражения огромного живого организма - состоящего из десятков самых разных инструментов оркестра гамелан. Несмотря на подобное многообразие, дирижера в нем нет вообще.



Нет и стандарта, и даже общая классификация гамеланов настолько сложна, что можно говорить об уникальности практического каждого из них (только на небольшом острове Бали насчитывается не менее 20 различных ТИПОВ гамелана. Общее описание гамелана см. в третьей части репортажа на сайте РИА Новости - ЗДЕСЬ).



В результате получается парадокс: полное отсутствие формального стандарта и руководителя (дирижера/хореографа) в сочетании с многовековой традицией передачи мельчайших деталей мелодии и танца.
Только не спрашивайте меня, как это совмещается - я не знаю. Догадываюсь лишь, что это имеет какое-то отношение к главному приоритету любого воспитанного яванца: любой ценой избежать конфликта. Вот они и собираются вместе и совместно избегают конфликта и разногласий, а получаются музыка и танец 
Что-то уж больно замысловато выходит?
А можно и попроще - на Яве есть мелодии и танцы на любой вкус. Берем кусок дерева и вырезаем из него маску, а затем раскрашиваем и разукрашиваем ее. Причем маска - это совершенно не обязательно что-то небольшое, что носится на лице: она может представлять собой и замысловатое сооружение, которое способны поднять и привести в движение пара человек. В итоге имеем СИМВОЛ.



Конечно, язык символов тоже надо выучить, но это намного проще.
Красную маску с крупными и контрастными деталями оденет (или наденет - возможно и то, и другое) импульсивный и грубый персонаж; …



…белую или светло голубую с мелкими и тонкими чертами лица - благородный и утонченный. И так далее.
Конечно, изучение масок конкретных персонажей потребует больше времени, но принцип понятен и без того…
Характер персонажа можно передать и движениями: широко шагать, высоко поднимая ноги, будет воинственный мужлан, …



…тогда как утонченный аристократ мелко семенит…



Ну вот, хотел закончить серию уже этим постом, но опять не укладываюсь. Поэтому будет еще один - о яванском языке, а пока что выполняю обещание показать, как надевается саронг. А вот так:



ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ  здесь

gamelan, dress, yogya, dance, java, ЯваЦент

Previous post Next post
Up