Вместо эпиграфа: Позавчера впервые более чем за десять лет смотрел российское телевидение - исключительно потому, что показывали Флорес. Узнал много нового и интересного…
• что в Индонезии 13 с чем-то тысяч островов (на этот момент -
17.524);
• что населено около 900 (примерно шесть тысяч);
• что
Лабуанбаджо - столица всего острова (а не района Западный Мангарай - кстати, у Флореса вообще нет столицы: главный город провинции Восточная Нуса-Тенгара, куда входит и этот остров, находится на Тиморе);
• что христианство на острове распространяли португальцы (верно
только для самой восточной оконечности, но никак не Лабуанбаджо);
• что
чачи - это танец, и что он ставит целью не пустить в дом грех;
• что
гамелан может состоять всего из трех инструментов;
• и много чего другого в том же духе…
Манера ведущего общаться с местным населением вызывала то же самое неловкое ощущение, которые испытываешь, когда в зоопарке дети, считая себя умнее, строят обезьяне рожи. А та на них смотрит с искренним сочувствием. Так то дети…
Больше телевизор смотреть не буду, даже когда показывают Индонезию.
А к чему я это здесь? А вот к этому:
День четвертый. Деревня
РАМПАСАСА: СКОЛЬКО СТОИТ СВЯТЫНЯ или СПАСИБО ТУРИСТАМ, ТУРИСТИЧЕСКИМ СЛУЖБАМ (НУ, И ТЕЛЕВИДЕНИЮ, КОНЕЧНО, ТОЖЕ)
Highlights: RAMPASASA PIGMEYS or SACRED ALSO HAS ITS PRICE…
Вот с этим милейшим человеком (на снимке выше он самый левый) мы познакомились в пещере Лианг-Буа. Он очень обрадовался, узнав, что я собираюсь в деревню Рампасаса, где, как явствует из сообщения журнала Time, живет легенда. Он представился как сотрудник местной туристической службы и пообещал немедленно туда отправиться и все подготовить. И сдержал свое слово…
Когда мы появились в Рампасасе все, действительно, было готово. После переговоров со старейшинами бапак Донатус, неловко улыбаясь, сообщил, что взятых с собой подарков недостаточно: надо платить деньги. Отдельно - за осмотр деревни, отдельно - за фотографирование ее жителей.
Неловко он улыбался потому, что к этому моменту уже знал, что ничего я платить не буду. Не из жлобства, а по причинам, которые объясню чуть позже.
Услышав ответ, который он и ждал (о суммах речь даже не зашла), он вздохнул с облегчением, и сказал, что сейчас за фотосессию жители Рампасасы ломят по несколько сот долларов.
- Флаг им в руки, - ответствовал я. - Вот моя аккредитационная карточка, покажи ее местному начальству, а я пойду снимать деревню. Это мое полное право как аккредитованного в Индонезии журналиста.
- Но людей снимать нельзя, - вмешался заметно помрачневший турработник. - Это ИХ право.
- Хорошо, - сказал я. - Если они будут возражать, людей я снимать не буду.
- А они БУДУТ возражать, - усмехнулся «помощник» [правда, на это очень похоже?]
- Такой тут обычай (adat).
Вот тут кое-что надо объяснить.
Адат действительно свят для мангарай - как и для многих других народов Индонезии (об адате у минангкабау см.
ЗДЕСЬ). Но вымогание денег за фотографирование к адату не имеет никакого отношения - уже хотя бы потому, что адат существовал задолго до появления первого фотоаппарата…
Аллюзия: кстати, у мангарай именно следование адату отличает людей от духов:
- У
первых людей на земле родились две дочери. И старшая…
…не захотела следовать адату, ниспосланному «Владыкой и Охранителем» (а адат охватывает все: как люди должны относиться друг к другу; как строить круглые дома и разбивать круглые поля; как и когда приносить жертвы, и что делать запрещено…) И когда потомки младшей сестры…
…сообщили Владыке об этом, тот решил разделить праведных и неправедных навеки. Он положил на землю пучок травы и сказал: «Если потомки младшей сестры пойдут на восток, а старшей - на запад, то рано или поздно они встретятся. Поэтому пусть лучше они продолжают жить в одном месте, но не видят друг друга. Их разделит вот эта трава». И тут Владыка велел всем закрыть глаза, и когда они их закрыли, то уже не видели друг друга. С тех пор потомков старшей сестры называют «те, кто с другой стороны» - они стали духами леса. А потомков младшей зовут «те, кто был прав» - так называют людей.
Да, кстати: скот достался людям…
…а дикие животные - духам.
В общем, спасибо нашему «помощнику» из туристической службы Рутенга. Он все подготовил просто здорово. Надо предложить его начальству прибавить ему зарплату. А то ведь явно не хватает…
А почему спасибо туристам? А потому, что подобными штучками мы обязаны, в немалой степени, именно им. Почти каждый из них считает своим долгом выстроить жителей Рампасасы в ряд и сфотографироваться на их фоне. За что и платят. Сначала - меньше. Потом - все больше и больше…
Платят - за что? Что такого особенного в жителях Рампасасы? А просто «команда бапака Якоба» насчитала в ней уйму пигмеев.
Я уже писал о Рампасасе по мотивам статьи Time (см.
ЗДЕСЬ) и некоторым другим материалам. И лишь потом смог проверить сам. И, как водится, выяснилось:
• что до «туристического бума» как раз жители Рампасасы никаких подобных легенд не рассказывали. Но после появления д-ра Теуку Якоба с измерительными приборами (кстати, он первый начал за это платить), они очень быстро смекнули, как можно заработать;
• что «120 километров к западу» - это огромное расстояние на гористом Флоресе, практически другой мир - другие народы, другие языки, другие легенды
• что о «маленьких людях», действительно, на Флоресе ходит масса легенд - причем слишком уж совпадают детали в разных и далеких друг от друга местах, чтобы это было просто выдумками. Вот только к Рампасасе это не имеет никакого отношения…
Сами мангарай часто противопоставляют коренное население острова пришельцам-минангкабау, описывая первое как маленьких, чрезвычайно волосатых и не знавших огня людей. Те рассказы жителей Флореса (не только мангарай, но и других народов) о «маленьких людях», которым можно верить, я приведу в одном из следующих постов, а пока же закончим с Рампасасой…
Когда деревенское руководство поняло, что на сей раз никаких денег не будет, оно смилостивилось и все же разрешило заезжему корреспонденту войти в дом (причем не просто в дом, а в дом, где хранятся барабаны, то есть главный дом деревни) и снимать там.
Налить - налили, …
…купленные в подарок сигареты - приняли, …
…но
бетелем не угостили (не уважают?) :-)
Зато снимать можно было даром. Этими снимками (и видео ниже) и проиллюстрирован этот пост:
Click to view
Ну да, пигмеев много. Ну и что? В других местах Флореса их тоже немало. На Тиморе - так вообще завались… И что? Интерес представляет лишь для обожающих фотографировать себя любимого на фоне чего угодно туристов. Казалось бы, и пусть себе снимаются…
Не знаю… Мне все же кажется, что фотографироваться на фоне живых людей - как минимум, бестактно. А потом, подобные дармовые деньги вредны и для тех, кто их получает…
Я спросил через бапака Донатуса: «А можно попросить их рассказать историю про Эбу-Гого?»
- Ну, это священная для них история, - был ответ.
- А если заплатить? - настаивал я.
- Если заплатить, тогда расскажут…
Знаете, если на «священном» появляется ценник, то это не на пользу никому: ни торгующим святынями местным жителям, ни журналисту. Да и как можно верить истории, которую тебе рассказали за деньги?
«А посему возникает вопрос, каковы теперь шансы отличить истинно коренные представления от палеоантропологических интерпретаций - особенно в районе Мангарай», - пишет в этой связи проведший много лет на Флоресе австралийский этнограф Грегору Форт.
Постановочной съемкой я не занимаюсь - вот поэтому за нее и не плачу… А за что, собственно, платить? Работаю-то я…
Вместо эпилога: кстати, может, кто думает, что нероссийское телевидение лучше? Если и лучше, то не намного (из книги д-ра Морвуда):
«Сьемочная бригада… имела какие-то странные мысли относительно того, как занимаются археологией.
Как-то раз они заставили Вахью копать в шестиметровой глубины яме в темноте - пользуясь лишь укрепленной на голове лампой - у нас был генератор, и мы провели туда свет, но сценарий с лампой на голове был более зрелищен. В другой день они потратили более четырех часов на размещение в стратегических местах Лианг-Буа цветной подсветки, чтобы Томас, Берт и я могли появиться в фильме сидящими посреди ночи за маленьким деревянным столом за «анализом» останков гоминида в пещере. Зрелище было просто готическим. Конечно, намного красивее комнаты 19 в отеле Sindha, которая обычно использовалась нами в качестве лаборатории. Но какое именно впечатление мы хотели оставить о сущности нашей археологической деятельности в Лианг-Буа?»
Следующий пост о "хоббите" см.
ЗДЕСЬ