Работа с самолётной документацией и программа AirN@v

Feb 03, 2015 05:01

Ша.
Сегодня главный айтишник - это я.



Покажу вам, как найти нужную технологию работы. Как найти номер нужной детали для заказа.

Итак... программа для работы с документацией называется AirN@v.

Когда-то давно, когда деревья были большими, документация на самолёты носилась на книгах.
Потом цивилизованые страны перешли на микрофильмы.
Потом стали смотреть на компьютерах файлы в формате PDF.
Сейчас Airbus интегрировал основную документацию для ТО в программе AirN@v.
У Боинга есть нечто подобное - работа онлайн через браузер в системе MyBoeingFleet.
AirN@v тоже может работать в сети (через интернет или во внутренней), а может - с DVD-диска.

После запуска программы появляется окно с выбором авиакомпании, пользователя и ввода пароля.


Одна и та же программа может использоваться для работы с базами данных разных заказчиков.

После выбора и ввода запускается основное окно.


Вверху мы видим кнопки меню для быстрого доступа к разным функциям разных частей документации и программы.
Строкой ниже - кнопки выбора базы данных, применимости к данному самолёту (effectivity), перехода вперёд-назад, текстового поиска и некоторые другие.
Ниже в столбец расположены ссылки на документацию:
AMM (Aircraft Maintenance Manual) - Руководство по Техническому Обслуживанию. В общем, это - основной документ для работы техника. В нём расписаны технологии типовых работ - замен компонентов, тестов, проверок, осмотров. Также там есть подробные описания принципов работы и состава систем самолёта. Общий объём базы данных в старой версии (PDF) - порядка 500 МБ.
TSM (TroubleShooting Manual) - Руководство по поиску неисправностей. Этот документ описывает алгоритм и технологию поиска и устранения большинства типовых дефектов. Если происходит что-то очень уж из ряда вон, то инжиниринг посылает запрос на Airbus.
AIPC (Illustrated Parts Catalog) - Иллюстрированный каталог запчастей. Именно в этом документе можно найти, где, что и в каком порядке установлено. И в большинстве случаев именно тут можно найти номер детали для заказа на замену нерабочей.
ASM (AIrcraft Schematic Manual) - Руководство по схемам. Тут нарисованы схемы разных электрических цепей. Не принципиальные, а скорее блочные, до разъёмов.
AWM (Aircraft Wiring Manual) - Руководство по проводке. Тут есть схемы соединений кабелей и прочих проводов.
ESPM - хер знает, не помню :) Не пользовался, кажется.
Из неупомянутого тут, но очень важного - это
SRM (Structure Repair Manual) - Руководство по ремонту конструкции. В этом документе описаны повреждения конструкции (обшивка, силовые элементы, панели), допуски на них и способы ремонта. Для техника этот документ тоже важен, ибо позволяет определить допустимость и условия эксплуатации самолёта с повреждениями обшивки. А это случается регулярно - какая-то машинка то и дело въезжает в самолёт. Обычно слегка, но вминает. Или камушек прилетит с полосы.

Первое действие при работе с программой - это выбор конкретного самолёта.
Потому что конфигурация оборудования и вообще конструкция самолётов одного пользователя может различаться.
При нажатии кнопки с самолётиком в верхнем левом углу вылазит менюшка с имеющимися самолётами:


Нужные самолёты из левого списка должны быть в итоге выбраны справа.

И после этого мы видим ту же предыдущую менюшку. Но теперь имеющаяся документация будет касаться лишь выбранных самолётов.


Теперь уже можно выбирать конкретный документ и рыться в нём до посинения.
Либо пойти более простым путём.
Для примера возьмём работу, описанную в предыдущем посте - замена сердечника водяного крана туалета.
Можно искать по партийному номеру детали, или по её названию.
Мы можем даже не знать точное название детали. Но хорошо бы знать хотя бы то, что живёт с ним рядом.
В нашем примере мы точно знаем, что кран, из которого писает вода, называется Faucet.
Вводим название в строке и выбираем вправо документы, в которых программа будет вести поиск.


Результаты поиска показывают количество найденных слов:


Если нам нужна технология работы, кликаем на строку с AMM.


Красными маленькими числами в строках левой верхней части показывается количество упоминаний данного слова.
Это могут быть тесты, описания устройства, замены компонентов.
На картинке мы видим уже завершённый результат поиска - работу по замене крана, выисканную человеком из множества найденных компом.
В нижней левой части показывается рисунок с обозначениями деталей.
В правой части - непосредственно работа по замене.
В самом верху - числовой номер данной работы. По этому уникальному номеру можно её быстро найти, если он где-то указан (например, в другом документе).
Ниже - номер приспособления для выкручивания крана, которое используется в данной работе.
Подчёркнутые ссылки ниже при их клике вызывают другую работу, упомянутую в данной - например, можно сразу перейти на работу по включению питания на самолёте.
И далее по пунктам описывается сама работа:
- включить электропитание на самолёте,
- зайти в туалет,
- перекрыть воду,
- открутить крышку,
и так далее.

Этот и другие скриншоты я снимал при уменьшенном размере окна программы, чтобы рисунки нормально влезли в пост без ресайза.
В работе же у нас используется большой монитор, и там информация представлена гораздо более развёрнуто и понятно.

Надо отметить, что описание работ и в целом документация у Эйрбаса гораздо более подробные, чем у Боинга.
Там, где Эйрбас расписывает на страницу, как добраться к агрегату и какие винтики в какой последовательности крутить, и как держать, и - внимание: агрегат тяжёлый и может при падении причинить повреждения оборудованию и увечья человекам, соблюдайте следующие меры безопасности: .... ...... ..... ..... ..... ..... ..... .....! ......!...... .... ... ... ....... ... .. ...... !
, - Боинг может ограничиться фразой: "откройте панель и снимите агрегат" :)
А как ты там будешь изъё.ываться - твоё дело.
Этим Боинг ближе к нашей традиции написания документации :)
Видимо, Эйрбас рассчитывает на менее опытных работников.

Уже найденную работу можно распечатать на принтере.
Печатать можно как конкретный лист, так и всю главку с иллюстрациями.


Перед печатью доступен предпросмотр.


Очень удобной возможностью программы является простота перехода из AMM в IPC и обратно.
Потому что очень часто нужно найти номер детали.
Например, при замене колеса требуется контрить гайки шплинтами. И номера шплинтов легко найти в AirN@v, потому что:
1. есть активная ссылка на числовое обозначение шплинта в самой работе.
2. есть этот самый простой переход из конкретной работы в AMM на конкретный агрегат целиком в IPC.

Вот как выглядит переход в нашем случае:
в верхней части описания технологии работы есть кнопка See IPC


При её нажатии открывается новая вкладка с детализацией описанного в работе узла и номерами деталей:


Как видно, кран изображён с мельчайшими подробностями.
Рисунок можно увеличиватиь и двигать.
В левом столбце наблюдаем список имеющихся узлов с их числовыми обозначениями.
В центре - сам рисунок.
А справа - номера деталей.
В данном случае много места заняло перечисление возможных модификаций крана, так что покажу вам партийные номера, относящиеся к недавно описанному индикатору давления в тормозах колёс:


Тут номерами обозначены детали на схеме.

А правее - окно с их партийниками:


Таким образом, мы можем заказать исправный индикатор, разъём, шайбочки, АЗС и прочее относящееся.
При клике на партийный номер детали открывается окно с возможными взаимозаменяемыми номерами и условиями замены - некоторые детали взаимозаменяемы только в одну сторону (например, более поздняя модификация может заменять старую, но не наоборот).

На странице IPC также есть кнопка перехода в AMM.
Так что мы можем, найдя агрегат по его номеру, сразу перейти к работе по замене.
Эта возможность в AirN@v очень выгодно отличала эту программу от работы с Боинговской документацией (по крайней мере, пока та была только PDFовской).

Те же принципы перекрёстных ссылок работают и при поиске неисправностей в TSM, и при работе с другими документами.
В целом, программа имеет много возможностей и сильно облегчает и ускоряет работу.
Есть у неё и недостатки, конечно. Местами интерфейс просто адский :)
Например, невозможно простой комбинацией клавиш скопировать в буфер обмена партийный номер детали :)
А по правой клавише менюха вообще не вылазит или там нету функции копирования :)
То есть, приходится в 21 веке врукопашную переписывать номер типа E0052R14B19SNE из одной программы в другую :) - это же пи.дец!, товарищи.

И совсем немножко про структуру самолётной документации.
Как видно было по скриншотам,


разные разделы документации обозначаются своими числами.

Это разделение стандартизовано в авиации и эти главы содержат:
05 - Сроки и формы обслуживания (Time Limits/Maintenance Checks)
06 - Размеры и зоны (Dimensions & Areas)
07 - Подъём на домкраты и подпирание (Lifting and Shoring)
08 - Вывешивание и взвешивание (Leveling & Weighing)
09 - Буксировка и руление (Towing & Taxiing)
10 - Парковка и швартовка (Parking & Mooring)
11 - Наклейки и надписи (Placards & Markings)
12 - Заправки и обслуживание систем (Servicing)
20 - Стандартные работы по конструкции (Standard Practices - Airframe)
21 - Кондиционирование воздуха и система поддержания давления (Air Conditioning)
22 - Автопилот (Auto Flight)
23 - Связь (Communications)
24 - Электрика (Electrical Power)
25 - Внутреннее оборудование (Equipment/Furnishings)
26 - Противопожарная защита (Fire Protection)
27 - Управление самолётом (Flight Controls)
28 - Топливная система (Fuel)
29 - Гидросистемы (Hydraulic Power)
30 - Противообледенительная система (Ice & Rain Protection)
31 - Индикация и запись (Indicating/Recording Systems)
32 - Шасси (Landing Gear)
33 - Освещение (Lights)
34 - Навигация (Navigation)
35 - Кислородное оборудование (Oxygen)
36 - Система отбора воздуха от двигателей и ВСУ (Pneumatic)
38 - Водяная и туалетная системы (Water/Waste)
46 - Информационная система (Information Systems)
49 - ВСУ (Airborne Auxiliairy Power)
51 - Конструкция самолёта (Structures)
52 - Двери (Doors)
53 - Фюзеляж (Fuselage)
54 - Пилоны и гондолы (Nacelles/Pylons)
55 - Стабилизатор и киль (Stabilizers)
56 - Окна (Windows)
57 - Крыло (Wings)
70 - Стандартные работы на силовых установках (Standard Practices - Engines)
71 - Силовые установки (Power Plant)
72 - Двигатель (Engine)
73 - Управление топливом (Engine Fuel and Control)
74 - Зажигание (Ignition)
75 - Воздух (Air)
76 - Управление двигателем (Engines Controls)
77 - Индикация параметров (Engine Indicating)
78 - Выхлоп и реверс (Exhaust)
79 - Маслосистема (Oil)
80 - Запуск (Starting)
Недостающие числа либо зарезервированы для будущих систем, либо используются для других самолётов - например, винты на винтовых самолётах описываются в главе 61 их документации.

Как видно, информации по самолёту производитель предоставляет ОЧЕНЬ много.
В качестве примера - когда документация была ещё в виде PDF-файлов, то одна только глава 21 (кондиционирование) занимала примерно 2700 листов формата A4.
Поэтому быстрый поиск нужной технологии, схемы, а иногда и просто раздела документации, - есть вопрос качества обслуживания и времени возвращения в строй неисправного самолёта.
Так что умение быстро найти именно то, что надо, в нашей работе кое-что значит :)
И программа AirN@v в этом обычно более помогает, чем мешает.

Засим прощаюсь с вами до следующего раза.
Надеюсь, вам опять понравилось :)

Poll ?

P. S.
на всякий случай отмажусь:
Вышеприведённый рассказ является исключительно сочинением автора по мотивам его работы, не отражает текущей действительности и не может быть использован для работ на реальной авиатехнике :)

airn@v, ТО, airbus, документация

Previous post Next post
Up