Константин ЭГГЕРТ: Гражданская война за Исаакий (фев 2017)

Mar 06, 2017 01:10

Кремль, церковь и часть общества не выучили ошибки прошлого и готовы их совершить вновь


Протесты против передачи Исаакиевского собора РПЦ
Противостояние вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге - спектакль, в котором задействованы все главные персонажи современной российской политики и общественной жизни. Причем, как и должно быть в постмодернистской пьесе или в фильме братьев Коэнов, у большинства персонажей есть свои, порой весьма существенные, изъяны.
Действующие лица и исполнители
"Руководитель-силовик" - губернатор Полтавченко, который, кажется, совершенно искренне пытается совместить неофитскую, порой наивную, воцерковлённость с государственной службой и лояльностью корпорации чекистов.
"Церковный иерарх" - санкт-петербургский митрополит и управляющий делами Московской патриархии Варсонофий, обладатель провинциального мышления и могучего административного ресурса.
"Чиновник-интеллигент" - директор музея Буров, который многие годы за очень солидную зарплату распоряжался не менее солидным бюджетом и прекрасно ладил с властью, а теперь нарвался на проблемы и стал "как бы" оппозиционером.
"Официальные оппозиционеры" - депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, вроде бывшего "яблочника", а ныне справоросса Максима Резника. Они (за ярким исключением честнейшего Бориса Вишневского) с разной степенью угодливости виляют хвостом, когда речь заходит о действительно важных для Кремля вопросах, типа крымского, но надувают щеки и созывают митинги, когда можно без особых последствий продемонстрировать свою "оппозиционность".
"Общественность" - честные жители города. Они, с одной стороны, справедливо возмущены хамством митрополита и его присных, а с другой - без особых усилий возвращаются к идеологическим клише среднего советского интеллигента, с детства презиравшего "шаманов в рясах" и ходившего смотреть маятник Фуко в тот же "Исаакий" при позднем Брежневе.
Также в рядах общественности, как всегда в таких случаях, есть неизменные анархисты и активисты ЛГБТ-движения. Их повестка дня, ясное дело, не поменяется, даже если фамилия президента России будет Навальный, а патриархом станет подвижник масштаба Сергия Радонежского.
Наконец, за сценой хорошо просматриваются фигуры Владимира Путина и патриарха Кирилла, которые, совершенно очевидно, и решили вопрос о передаче Исаакиевского собора церкви. Они и есть "главные герои" этого действа. Даже обычно осмотрительный и уважаемый в Кремле Михаил Пиотровский (персонаж - "резонер") был немедленно наказан за попытку вмешаться в конфликт. Директор Эрмитажа дипломатично призвал предстоятеля Русской церкви "временно" отозвать просьбу о передаче ей Исаакиевского собора до урегулирования конфликта. Ответом ему стал приход в музей сотрудников ФСБ (роль "рядовые силовики"). Они заявили, что проверяют сигналы о коррупции во вверенном Пиотровскому учреждении.
"В эпизодах" - епархиальный пресс-секретарь Пелин, по-хозяйски приказывающий общественности "не истерить", вице-спикер Госдумы с антисемитскими взглядами граф Толстой и другие.
Реституция и интеллигенция
Пьеса эта, следует признать, разыгрывается уже не первый год и даже не первое десятилетие. Достаточно вспомнить выселение церковью реставрационного центра имени Грабаря из елизаветинского храма на Ордынке в 1990-е годы. Но такой масштабный спектакль в декорациях одного из самых знаменитых российских храмов-памятников, да еще таким составом можно было разыграть только в насквозь больном постсоветском обществе и именно в год столетия большевистского переворота. В этом обществе до сих пор не закончилась гражданская война. Этим и объясняется то, как быстро обе стороны вспоминают недавнюю историю: "Вы - потомки комиссаров!" - "Долой попов-мракобесов!".
Церковная бюрократия хочет продолжать играть роль жертвы богоборческого режима, несмотря на то, что сегодня она прекрасно встроена в государственный механизм и является прямым и косвенным получателем бюджетных средств и преференций. Русская православная церковь, в сущности, единственное юридическое или физическое лицо в России, в отношении которого официально действует реституция. Обвинения в коррупции и стяжательстве огульно отметаются как "происки антицерковных сил".
То, что право на возвращение собственности реализуется в грубой приказной форме, людей коробит больше, чем сам факт передачи храмов и монастырей РПЦ. Политически задавленные властью, лишенные участия в свободной, конкурентной политике активные граждане выплескивают свою фрустрацию на церковь, в которой видят часть Системы. Логический аргумент, что собор создавался именно как место молитвы, а не как музей, они воспринимать не хотят и довольно быстро переходят к атеистическим лозунгам советской поры. Популярное перед революцией представление о том, что "интеллигентному человеку нечего делать в церкви" становится все более распространенным.
Предчувствие новой гражданской войны
Кремль полагает это состояние идеологической войны выгодным для себя. Он как бы парит над схваткой двух потенциальных моральных оппонентов любой авторитарной власти - городского среднего класса и церкви. Благодаря госпропаганде активные граждане предстают в глазах страны, особенно провинции, крикливыми истериками, которые "с жиру бесятся". Церковная иерархия, просящая заступничества и подачек у государства, окончательно превратилась в чиновников в рясах. Без государства они бессильны и, за редким исключением, лишены авторитета в глазах гражданского общества.
Причем в начале прошлого века значительная часть иерархов, простых клириков и христианских мыслителей осознавала опасность сохранения такого положения дел. Результатом стал Поместный собор 1917-1918 года, восстановивший патриаршество и предложивший масштабную реформу церковного управления и отношений с обществом. Сегодняшнее руководство РПЦ следует прямо противоположным путем.
Все это мы уже проходили сто лет назад: неподконтрольная обществу власть, пытающаяся законсервировать ситуацию; общественность, от безысходности медленно, но верно радикализирующаяся и теряющая способность к диалогу; церковь, неспособная преодолеть зависимость от государства и соблазненная все более формальной ролью идейной опоры империи. Я знаю, что история никогда не повторяется. Но отделаться от мысли, что один раз, в 1917 году, это уже закончилось плохо, я не могу.
Константин фон ЭГГЕРТ - журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции "Коммерсантъ FM", ведущий программ телеканала "Дождь". Автор еженедельной колонки на DW. В 2002-2009 - главный редактор московского бюро русской службы BBC.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эггерт,_Константин_Петрович


"Немецкая волна", 02.02.2017
http://dw.com/p/2WqT9
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Накапливается раздражение публичной активностью церкви (МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ)
http://loxovo.livejournal.com/7709547.html
!! Сергей ЧАПНИН: Недобрый голос Церкви
http://loxovo.livejournal.com/7702593.html
Журналист Александр НЕВЗОРОВ: «Глебыч! Я нормальный, но так полагается»
http://loxovo.livejournal.com/7681277.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Вышло богом
http://loxovo.livejournal.com/7664381.html
Сергей ШЕЛИН: В России светская власть капитулировала перед церковной
http://loxovo.livejournal.com/7661388.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Заведующие духовностью начинают диктовать кремлевским кураторам?
http://loxovo.livejournal.com/7661277.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Игорь ЯКОВЕНКО - Возвращение Исаакия, или в Средневековье?
http://loxovo.livejournal.com/7660564.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Иван ДАВЫДОВ - Степень богомольности
http://loxovo.livejournal.com/7659908.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Борис ФАЛИКОВ - Византия Исаакия: возврат в Средневековье
http://loxovo.livejournal.com/7659400.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Исаакиевский собор передадут РПЦ. А что изменится?
http://loxovo.livejournal.com/7658626.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Борис КОЛЫМАГИН - Война за Исаакий
http://loxovo.livejournal.com/7658294.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Антон ОРЕХЪ - История про деньги
http://loxovo.livejournal.com/7657989.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Исаакиевский раскол
http://loxovo.livejournal.com/7657902.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Андрей ДЕСНИЦКИЙ - Царское дело
http://loxovo.livejournal.com/7657650.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Крестовый подход
http://loxovo.livejournal.com/7657447.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Екатерина ШУЛЬМАН о передаче Исаакиевского собора РПЦ
"Настоящее время", ведущий Тимур Олевский, эфир 21.02.2017
Опубликовано: 22 февраля 2017 г.
https://www.youtube.com/watch?v=aZsFabZJFmQ
«Этот разговор чудовищно безнравственный»
Конфликт с передачей РПЦ Исаакиевского собора вновь вызвал в обществе дискуссию о роли церкви в современном государстве российском. Подавляющее большинство, 87 процентов, участников онлайн-опроса «Ленты.ру» считают, что передача Исаакия не станет символом примирения в российском обществе, как заявлял патриарх. В общей сложности за пять дней опроса (с 20 по 25 февраля) было подано свыше 35 тысяч голосов. Некоторых пугает усиливающаяся роль церкви, другие всерьез подозревают, что РПЦ лукавит, и за стремлением вернуть святыни стоят лишь меркантильные интересы ее иерархов.
Об искренности церкви, о ее потребностях и претензиях с Михаилом Кожуховым побеседовал настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ, бывший руководитель пресс-службы Московской патриархии, протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ.
https://lenta.ru/video/2017/02/27/vugulyanski/
(июль 2015) «Сложно подобрать подходящее слово». Зачем РПЦ Исаакиевский собор
Депутаты санкт-петербургского заксобрания хотят вынести на референдум вопрос о будущем Исаакиевского собора. На прошлой неделе представители РПЦ попросили городские власти отдать им здание в безвозмездное пользование. Зачем оно им? Можно ли считать происходящее рейдерским захватом? Что ожидает сам музей и не потеряет ли Петербург туристов в случае смены собственника собора? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай БУРОВ.
https://lenta.ru/articles/2015/07/28/church/
«Лента.ру» подвела итоги опроса о передаче РПЦ Исаакиевского собора
Подавляющее большинство участников онлайн-опроса «Ленты.ру» считает, что передача Исаакиевского собора Русской православной церкви не станет символом примирения в российском обществе. Такого мнения придерживаются 87% респондентов, еще 7% имеют противоположную точку зрения. Вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 6% пользователей сети.
В общей сложности за пять дней проведения исследования (с 20 по 25 февраля) было подано свыше 35 тысяч голосов.
https://lenta.ru/news/2017/02/25/opros/
Отдать нельзя оставить
Опрос «Ленты.ру»: станет ли передача Исаакия символом примирения в обществе?
Решение о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ вызвало неоднозначную реакцию общества. Для одних это стало актом восстановления исторической справедливости. Другие увидели в нем усиление роли церкви и угрозу светскому характеру государства. Впрочем, есть и те, кто уверен, что именно такое знаковое событие поможет восстановить статус-кво и поставить точку в спорах о роли и месте церкви в жизни государства и его граждан: Богу Богово, а кесарю кесарево. Станет ли передача Исаакиевского собора символом примирения в российском обществе?
https://lenta.ru/articles/2017/02/20/sobor/
С миру по прихожанину - Церкви Исаакий
Епархия собирает людей по всему городу на крестный ход в поддержку передачи Исаакиевского собора РПЦ. Циркуляр с указанием «прислать не менее пяти прихожан» направили в 200 храмов.
В Санкт-Петербургской епархии называют документ внутренним и рекомендуют считать его приглашением, а также подчеркивают, что, если какой-либо храм это «приглашение» проигнорирует, репрессий не будет. Сторонники сохранения Исаакия как музея видят в письме РПЦ аналог разнарядок в госучреждения, которые рассылает «Единая Россия» для придания масштабности своим провластным митингам.
ПОДРОБНО http://www.fontanka.ru/2017/02/11/061/
«Синие ленточки» взяли Исаакий в кольцо
Фотографии с митинга противников передачи главного храма Петербурга РПЦ
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/12/71482-sinie-lentochki-vzyali-isaakiy-v-koltso
«Важно, чтобы власть слышала народ»: что говорят петербуржцы на акции против передачи Исаакия РПЦ
28 января, в Петербурге прошла акция против передачи Исаакиевского собора РПЦ. На Марсовом поле, по разным оценкам, собралось от 2 до 5 тысяч человек. Акция прошла в форме встречи с депутатами, где предлагалось подписать петиции за сохранение Исаакиевского собора в качестве музея.
«Бумага» поговорила с петербуржцами, пришедшими на Марсово поле, и узнала, что они думают о будущем собора, почему «борьба еще не кончена» и почему власть должна услышать голос горожан.
http://paperpaper.ru/opinion/
Что еще Петербург может отдать РПЦ
Корреспондент «Росбалта» выяснил, на какие здания, помимо Исаакиевского собора, может претендовать Русская православная церковь.
http://www.rosbalt.ru/piter/2017/01/12/1582711.html
«Крыша» над куполом
Власти Петербурга передали Исаакиевский собор РПЦ, взяв на себя расходы по его содержанию. Что теперь?
Более 120 тысяч подписей собрала за неполные двое суток петиция против передачи РПЦ Исаакиевского собора. 13 января у стен храма встретились те, кого спикер городского парламента назвал «провокаторами», «подстрекателями» и «поджигателями войны» - горожане, возмущенные внезапным и тщательно скрываемым решением властей.
ДАЛЕЕ https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/14/71143-krysha-nad-kupolom
ВИДЕО: Битва за Исаакий
https://www.youtube.com/watch?v=JEX3BxEorP8
Как император не дал церкви забрать Исаакиевский собор
http://echo.msk.ru/blog/vesnin_a/1909158-echo/
Церковь и собственность: не пора ли разобраться?
http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1909360-echo/
Передача объектов культуры Русской православной церкви
Программа «Культурный шок» от 14 января 2017
Константин МИХАЙЛОВ, координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству
Леонид КАЛИНИН, протоиерей, член патриаршего совета по культуре
http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1909194-echo/
Олег КОЗЫРЕВ, сценарист, блогер: Про Исаакиевский собор
http://olegkozyrev.ru/2017/01/13/post-otvet-pro-isaakievskij-sobor/
Алексей ВЕНЕДИКТОВ: Стоимость Исаакия, кому интересно
http://echo.msk.ru/blog/aav/1908018-echo/
Светлана ГАВРИЛИНА: Никакого приличия больше нет
И все знают, что "решено", потому что кто-то с кем-то там перетер тему
http://www.kasparov.ru/material.php?id=5876455034CF2
Борьба за Музей
Юрий САМОДУРОВ: Почему я выступаю против планируемой передачи РПЦ Исаакиевского собора
http://www.kasparov.ru/material.php?id=587697ECBAD54
"Бери ношу по себе"
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил появившиеся еще 30 декабря слухи о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Он объяснил, что договорился об этом с патриархом Кириллом, но что храм тем не менее продолжит функционировать как музей. Сообщается также, что передача собора церкви потребует длительного времени и согласования с Министерством культуры, потому что в соборе находятся музейные ценности.
ДАЛЕЕ http://www.svoboda.org/a/28225825.htm
Илья ВАРЛАМОВ:
Исаакиевский собор передадут РПЦ
http://varlamov.ru/2177468.html
Полтавченко подарил попам Исаакиевский собор
http://varlamov.ru/2180044.html
*
ПЕТИЦИЯ: Не допустим передачу Исаакиевского собора в ведение РПЦ
https://www.change.org/p/%D0%BD%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D1%83-%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BF%D1%86/u/19042790

памятник, губернатор, власть, протест, церковь, скандал, РПЦ, конфликты, храм, Петербург, музей

Previous post Next post
Up