ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Борис ФАЛИКОВ - Византия Исаакия: возврат в Средневековье

Jan 30, 2017 11:10

Наша церковь, не изменившись за последние несколько столетий, борется за власть в чистом виде, за право решать человеческие судьбы путем давления и принуждения. И этим напоминает наше государство в его нынешней ипостаси. Может быть, поэтому они так хорошо понимают друг друга.
Религиовед Борис ФАЛИКОВ на примере передачи Исаакиевского собора - о потере авторитета РПЦ и необходимости ее ухода из седой старины


На исходе новогодних каникул россиянам сообщили, что петербургский губернатор Георгий Полтавченко договорился с Патриархом Кириллом о передаче Исаакия в безвозмездное пользование РПЦ сроком на 49 лет. Вот так: взял и договорился. Но всем, кто мало-мальски знаком с вопросом, известно, что переговоры проходили непросто.
Вера верой, а денежки врозь
"Афонец" Полтавченко известен своей несгибаемой православной верой, но в 2015 году Патриарху отказал. Вера верой, а денежки врозь. И денежки немалые. В 2016 году доходы музея составили 466,8 млн рублей. Правда, и расходы на содержание большие - 219 млн. Все-таки памятник культуры мирового значения, одна реставрация чего стоит. Но в сухом остатке Исаакий - прибыльное дело, не только себя содержит, но и пополняет городской бюджет. Так что терзания губернатора понять можно, но верность родной церкви (это в лучшем случае) взяла свое.
Проблема передачи не только в деньгах, которых лишится городской бюджет (а церковь ждет еще и дотаций на содержание архитектурного шедевра). На мой взгляд, не менее важно, как происходил дележ собственности. А происходил он вполне себе в средневековом стиле - закулисных интриг и тайных сговоров. Ни дать, ни взять Византия. Но с тех пор много воды утекло, и в той же Европе отношения церкви, государства и общества решаются вполне гласно. Церковные деятели не вцепляются в глотки музейщикам, напротив, сотрудничают с ними. И возникающие проблемы снимаются в духе компромисса.
Например, в Великобритании на ниве сохранения культурно-религиозного наследия, взявшись за руки, работают верующие и неверующие. Атеисты вкладывают деньги (у кого они есть) и труд в восстановление старых запущенных церквей. Любовь к собственной истории объединяет людей с противоположным мировоззрением.
У нас церковь отталкивает "чужую" помощь, рассматривая музейщиков как соперников в борьбе за власть. И даже не принимая во внимание, что многие из них - люди верующие. Пока у Исаакия был статус музея, он выделял церкви время для проведения служб. Компромисс может срабатывать и у нас. Но РПЦ кажется унизительным выступать в роли просителя. Она сама желает владеть и повелевать, допуская экспертов по собственному усмотрению. Как показывает опыт последних лет, это не приводит ни к чему хорошему, памятники ветшают или реставрируется в духе à la russe. И непонятно, что хуже.
Вопросы бытия и келейные тайны
Наша церковь возвращается в жизнь общества, совершенно не изменившись за последние несколько столетий. Напротив, упиваясь своей приверженностью седой старине. Она борется не за власть над умами и сердцами, а за власть в чистом виде, за право решать человеческие судьбы путем давления и принуждения. И этим вполне напоминает наше государство в его нынешней ипостаси. Может быть, поэтому они так хорошо понимают друг друга. И, как в случае Исаакия, решают свои дела келейно. Но общество-то изменилось. Даже поддаваясь пропагандистским манипуляциям, оно тешит себя иллюзией, что выбор остается за ним.
В погоне за властью, а собственность - один из важнейших атрибутов власти, - церковь совершенно не обращает внимания на общественные настроения. Ей кажется, что вернуть былое могущество можно, банально хапнув как можно больше материальных благ. А там - все пойдет как в старые добрые времена. И народ будет уважать богатую и влиятельную церковь.
Это совершенно не так. Подъем антиклерикализма в стране в последние годы доказывает обратное. И напрасно РПЦ обвиняет в нем интеллигенцию, которая, мол, всегда занималась пустым критиканством. Достаточно послушать, что говорят люди на улице, когда перед их глазами рассекают на "Альфа Ромео" молодые попы с сытыми и пустыми лицами.
Западное общество разрывают "культурные войны" - конфликты по сущностным вопросам бытия: что важнее, свобода женщины или святость жизни, можно ли заниматься генной инженерией, чтобы улучшить человеческую природу наперекор Богу, следует ли уважать права людей с иной, чем рекомендуют священные книги, сексуальной ориентацией и т.д. Но в нашем обществе подобные споры между верующими и неверующими отступают на задний план. А на первый выходят проблемы социальной справедливости, что совершенно понятно при нынешнем разрыве между зажиточными немногими и обездоленными многими. От церкви ждут, что она заступится за тех, кто оказался за чертой бедности. Прибившись к властному и богатому меньшинству, РПЦ теряет остатки своего авторитета.
Именно в этом ключе надо рассматривать сейчас споры вокруг судьбы Исаакия. Губернатор жестом фокусника, достающего из цилиндра живого кролика, извлекает из государственных закромов огромный и знаменитый музей и отдает его церкви. Не спросив ни жителей подведомственного ему города, ни российскую публику, немалая часть которой, посещая Петербург, устремляется именно в Исаакий. А церковь отделывается общими словами, что она будет пускать туда не только православных в платочках и без шапок, но и прочих туристов. Хотелось бы знать, как она собирается это делать? Проблем наверняка возникнет немало.
И проблемы эти невозможно будет решить средневековым путем закулисных интриг и тайного дележа власти. Если церковь хочет вписаться в жизнь современного общества, она должна стать современной сама.
Борис ФАЛИКОВ - историк религии и публицист, специалист в области новых религиозных движений, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаликов,_Борис_Зиновьевич


Culttrigger, 19.01.2017
https://medium.com/@culttrigger/византия-исаакия-возврат-в-средневековье-61628f317217#.i5lrsopxq
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Крестовый подход
http://loxovo.livejournal.com/7657447.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Андрей ДЕСНИЦКИЙ - Царское дело
http://loxovo.livejournal.com/7657650.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Исаакиевский раскол
http://loxovo.livejournal.com/7657902.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Антон ОРЕХЪ - История про деньги
http://loxovo.livejournal.com/7657989.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Борис КОЛЫМАГИН - Война за Исаакий
http://loxovo.livejournal.com/7658294.html
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Исаакиевский собор передадут РПЦ. А что изменится?
http://loxovo.livejournal.com/7658626.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
(июль 2015) «Сложно подобрать подходящее слово». Зачем РПЦ Исаакиевский собор
Депутаты санкт-петербургского заксобрания хотят вынести на референдум вопрос о будущем Исаакиевского собора. На прошлой неделе представители РПЦ попросили городские власти отдать им здание в безвозмездное пользование. Зачем оно им? Можно ли считать происходящее рейдерским захватом? Что ожидает сам музей и не потеряет ли Петербург туристов в случае смены собственника собора? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай БУРОВ.
https://lenta.ru/articles/2015/07/28/church/


«Важно, чтобы власть слышала народ»: что говорят петербуржцы на акции против передачи Исаакия РПЦ
28 января, в Петербурге прошла акция против передачи Исаакиевского собора РПЦ. На Марсовом поле, по разным оценкам, собралось от 2 до 5 тысяч человек. Акция прошла в форме встречи с депутатами, где предлагалось подписать петиции за сохранение Исаакиевского собора в качестве музея.
«Бумага» поговорила с петербуржцами, пришедшими на Марсово поле, и узнала, что они думают о будущем собора, почему «борьба еще не кончена» и почему власть должна услышать голос горожан.
http://paperpaper.ru/opinion/
Что еще Петербург может отдать РПЦ
Корреспондент «Росбалта» выяснил, на какие здания, помимо Исаакиевского собора, может претендовать Русская православная церковь
http://www.rosbalt.ru/piter/2017/01/12/1582711.html
«Крыша» над куполом
Власти Петербурга передали Исаакиевский собор РПЦ, взяв на себя расходы по его содержанию. Что теперь?
Более 120 тысяч подписей собрала за неполные двое суток петиция против передачи РПЦ Исаакиевского собора. 13 января у стен храма встретились те, кого спикер городского парламента назвал «провокаторами», «подстрекателями» и «поджигателями войны» - горожане, возмущенные внезапным и тщательно скрываемым решением властей.
ДАЛЕЕ https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/14/71143-krysha-nad-kupolom
ВИДЕО: Битва за Исаакий
https://www.youtube.com/watch?v=JEX3BxEorP8
Как император не дал церкви забрать Исаакиевский собор
http://echo.msk.ru/blog/vesnin_a/1909158-echo/
Церковь и собственность: не пора ли разобраться?
http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1909360-echo/
Передача объектов культуры Русской православной церкви
Программа «Культурный шок» от 14 января 2017
Константин МИХАЙЛОВ, координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству
Леонид КАЛИНИН, протоиерей, член патриаршего совета по культуре
http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1909194-echo/
Олег КОЗЫРЕВ, сценарист, блогер: Про Исаакиевский собор
http://olegkozyrev.ru/2017/01/13/post-otvet-pro-isaakievskij-sobor/
Алексей ВЕНЕДИКТОВ: Стоимость Исаакия, кому интересно
http://echo.msk.ru/blog/aav/1908018-echo/
Светлана ГАВРИЛИНА: Никакого приличия больше нет
И все знают, что "решено", потому что кто-то с кем-то там перетер тему
http://www.kasparov.ru/material.php?id=5876455034CF2
Борьба за Музей
Юрий САМОДУРОВ: Почему я выступаю против планируемой передачи РПЦ Исаакиевского собора
http://www.kasparov.ru/material.php?id=587697ECBAD54
"Бери ношу по себе"
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил появившиеся еще 30 декабря слухи о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Он объяснил, что договорился об этом с патриархом Кириллом, но что храм тем не менее продолжит функционировать как музей. Сообщается также, что передача собора церкви потребует длительного времени и согласования с Министерством культуры, потому что в соборе находятся музейные ценности.
ДАЛЕЕ http://www.svoboda.org/a/28225825.htm
Илья ВАРЛАМОВ:
Исаакиевский собор передадут РПЦ
http://varlamov.ru/2177468.html
Полтавченко подарил попам Исаакиевский собор
http://varlamov.ru/2180044.html
*
ПЕТИЦИЯ: Не допустим передачу Исаакиевского собора в ведение РПЦ
https://www.change.org/p/%D0%BD%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D1%83-%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BF%D1%86/u/19042790

памятник, общество, деньги, власть, бюджет, протест, средства, церковь, РПЦ, здание, государство, храм, Петербург, музей

Previous post Next post
Up