Почему Исаакиевский собор решили передать церкви именно в 2017 году
Смотровая площадка Исаакиевского собора
Исаакиевский собор в Петербурге, один из самых посещаемых городских музеев, до конца года будет передан в безвозмездное пользование РПЦ - официально решение пока, кажется, не объявлено, но информация по всем каналам передается как проверенная. С такой просьбой Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города еще летом 2015 года, но получила отказ. Теперь вдруг решение пересмотрено.
Справедливость восторжествовала, церкви возвращают отобранное большевиками имущество, и в храме теперь снова будут идти богослужения, не так ли? Нет, не так. Совершенно верно, что в здании храма должны проходить богослужения. Но они идут и сейчас почти ежедневно, как и во многих других храмах-музеях в мире и в России. Много прихожан они не собирают, ведь в центре Петербурга достаточно храмов. Их не хватает в спальных районах на окраинах города или в области, но там, конечно, нет таких престижных и роскошных соборов.
Кроме того, собор никогда церкви не принадлежал. Храмы обычно находились в собственности тех, кто их строил, в случае с Исаакием это было государство, что, конечно, никак не мешало его использовать по прямому назначению.
И сегодня, как ни удивительно это покажется для многих, кафедральный собор Москвы, храм Христа Спасителя, церкви не принадлежит - им официально владеет город, а управляет особый фонд. Так даже удобнее: нынешнее здание храма - многофункциональный комплекс, и далеко не все его помещения предназначены для богослужений. Точно так же есть
храм, например, при Третьяковской галерее, где каждый может помолиться перед Владимирским образом Богородицы и другими знаменитыми иконами - но при этом они хранятся в музейном режиме.
Наконец, можно задать вопрос, является ли Московская патриархия, созданная как структура заново в 1943 году, единственным правопреемником дореволюционной церкви, которая иначе управлялась и даже называлась иначе: Православная кафолическая греко-российская церковь. Но это отдельная тема, и сейчас мы не будем ее рассматривать.
В любом случае, понятие реституции, отсутствующее в нашей юридической практике, к этой ситуации неприменимо - да и почему реституция должна быть такой избирательной? Почему не вернуть отнятое когда-то у дворян и крестьян, купцов и мещан их потомкам - нам с вами?
Ну, в общем-то, по одной-единственной причине: прошло слишком много лет, слишком мало сохранилось и той собственности, и документов на нее. Поэтому передача собственности, в том числе и такой, как храмовые здания, может определяться не ее былой принадлежностью (повторяю, Исаакиевским собором к тому же владело государство), а нынешней целесообразностью.
Вот с ней большие проблемы. Разве музей мешает немногочисленным прихожанам молиться? Как
сообщает официальный представитель епархии, «в соборе сегодня слишком мало храма. Слишком мало молитвы. Исаакиевский собор закрыт в среду, даже если на этот день выпадает церковный праздник. Службы, которые есть, ведутся в усеченном виде. И все они согласованы с руководством музея... Музей должен быть при храме, а не как сейчас - храм при музее».
Казалось бы, разница невелика, но вопрос в расстановке приоритетов.
Вот один простейший пример. Верующие покупают свечи, чтобы зажечь их перед чтимыми иконами. Свечи, как правило, продаются стеариновые (у восковых слишком высокая себестоимость), а стеарин сильно коптит. В результате через несколько лет иконы и росписи покрываются слоем копоти, они нуждаются в «поновлении», а если речь идет о музейных экспонатах - в профессиональной дорогостоящей реставрации.
Музейщики могут обеспечить такой режим, при котором экспонаты сохраняются в неприкосновенности. Но захочет ли обычная свечница исключить стеарин из своего ассортимента?
Сейчас она обязана всё согласовывать с директором музея, а тогда, наоборот, музейные сотрудники будут на любой шаг брать благословение настоятеля. Разница огромна.
Да и само «поновление» очень сильно отличается от реставрации, и печальных примеров тут немало. Задачи у них разные: одни стараются сохранить памятники истории и культуры в том виде, в котором они до нас дошли, а другие - сделать красиво и удобно, чтобы «было больше молитвы», чтобы не оставлять без работы производителей церковной утвари из Софрино. Впрочем, об этом пусть лучше расскажут реставраторы и музейщики, они сделают это профессионально.
Наконец, налогоплательщики подозревают, что содержание собора останется на плечах городского бюджета, а вот доход от продажи билетов (за прошлый год - 800 млн рублей) епархия оставит себе. Церковные финансы ведь в принципе непрозрачны.
Но интересно другое: а что изменилось за последние два года? Почему власть изменила свою позицию и пошла навстречу епархии? Рискну высказать одну догадку.
В наступающем году нас ждет череда юбилейных мероприятий на тему национального величия и примирения: самая лучшая в мире империя, пройдя через период смуты (или, в другой версии, самой великой в мире революции), обновилась и стала еще лучше.
Часть из них будет так или иначе связана с императорской семьей, расстрелянной большевиками в 1918 году и канонизированной РПЦ в 2000-м.
С поиском и захоронением их останков связана целая детективная история. Говоря вкратце, в 90-х были обнаружены скелеты, которые при помощи генетической экспертизы были идентифицированы как принадлежащие членам царской семьи (кроме Алексея и Марии) и захоронены в Петропавловском соборе Петербурга летом 1998 года по инициативе Бориса Немцова и при личном участии президента Бориса Ельцина. Затем, в 2000-е, были обнаружены еще два скелета, и новые экспертизы определили их принадлежность той же семье. Их захоронение уже было назначено на осень 2015 года, но не состоялось и по сей день.
Дело в том, что церковь результатов всех этих экспертиз не признала и не признает. Думаю, что дело не столько в недоверии к генетикам, сколько в нежелании следовать чужому сценарию: как это подлинность мощей будут определять археологи и генетики? Как это Немцов нам будет диктовать, какую гробницу почитать? Нет, это дело исключительно церковной иерархии. Собственно, вопрос в той же расстановке приоритетов: музей или исследовательский центр должны быть при храме, а не наоборот.
Хоронить новомучеников безо всякого церковного участия могли дерзнуть Ельцин и Немцов в лихие 90-е, но никак не нынешняя власть. Провести эту торжественную церемонию при участии патриарха и многочисленного духовенства в юбилейном 2017 году - это был бы красивый способ поставить точку в истории смуты (она же - великая революция) и объявить о полном единении нации.
Тем более, что и в речах высшего церковного руководства все чаще звучит эта тема единой и неделимой церковно-национальной истории, где все способствовало нашему величию. В последнем рождественском послании патриарх сказал: «Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение».
Иными словами, новомученики внесли ценный вклад в успехи социалистического строительства.
Но для того, чтобы такая церемония состоялась, церковное руководство должно признать найденные останки мощами страстотерпцев Романовых. Возможно (подчеркиваю, это лишь моя догадка), Исаакиевский собор, да и не только он, - обещанная плата за такое признание, неслучайно и срок назван «до конца 2017 года».
Прав ли я, увидим в течение года.
Андрей ДЕСНИЦКИЙ - библеист, переводчик, публицист, писатель. Доктор филологических наук.
Сайт:
http://desnitsky.ru/.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Десницкий,_Андрей_Сергеевич Газета.Ру, 12.01.2017
https://www.gazeta.ru/comments/column/desnitsky/10471769.shtmlПримечание: все выделения в тексте - мои.
РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Крестовый подход
http://loxovo.livejournal.com/7657447.html ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
(июль 2015) «Сложно подобрать подходящее слово». Зачем РПЦ Исаакиевский собор
Депутаты санкт-петербургского заксобрания хотят вынести на референдум вопрос о будущем Исаакиевского собора. На прошлой неделе представители РПЦ попросили городские власти отдать им здание в безвозмездное пользование. Зачем оно им? Можно ли считать происходящее рейдерским захватом? Что ожидает сам музей и не потеряет ли Петербург туристов в случае смены собственника собора? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай БУРОВ.
https://lenta.ru/articles/2015/07/28/church/ «Важно, чтобы власть слышала народ»: что говорят петербуржцы на акции против передачи Исаакия РПЦ
28 января, в Петербурге прошла акция против передачи Исаакиевского собора РПЦ. На Марсовом поле, по разным оценкам, собралось от 2 до 5 тысяч человек. Акция прошла в форме встречи с депутатами, где предлагалось подписать петиции за сохранение Исаакиевского собора в качестве музея.
«Бумага» поговорила с петербуржцами, пришедшими на Марсово поле, и узнала, что они думают о будущем собора, почему «борьба еще не кончена» и почему власть должна услышать голос горожан.
http://paperpaper.ru/opinion/Что еще Петербург может отдать РПЦ
Корреспондент «Росбалта» выяснил, на какие здания, помимо Исаакиевского собора, может претендовать Русская православная церковь
http://www.rosbalt.ru/piter/2017/01/12/1582711.html«Крыша» над куполом
Власти Петербурга передали Исаакиевский собор РПЦ, взяв на себя расходы по его содержанию. Что теперь?
Более 120 тысяч подписей собрала за неполные двое суток петиция против передачи РПЦ Исаакиевского собора. 13 января у стен храма встретились те, кого спикер городского парламента назвал «провокаторами», «подстрекателями» и «поджигателями войны» - горожане, возмущенные внезапным и тщательно скрываемым решением властей.
ДАЛЕЕ
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/14/71143-krysha-nad-kupolomВИДЕО: Битва за Исаакий
https://www.youtube.com/watch?v=JEX3BxEorP8Как император не дал церкви забрать Исаакиевский собор
http://echo.msk.ru/blog/vesnin_a/1909158-echo/Церковь и собственность: не пора ли разобраться?
http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1909360-echo/Передача объектов культуры Русской православной церкви
Программа «Культурный шок» от 14 января 2017
Константин МИХАЙЛОВ, координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству
Леонид КАЛИНИН, протоиерей, член патриаршего совета по культуре
http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1909194-echo/Олег КОЗЫРЕВ, сценарист, блогер: Про Исаакиевский собор
http://olegkozyrev.ru/2017/01/13/post-otvet-pro-isaakievskij-sobor/Алексей ВЕНЕДИКТОВ: Стоимость Исаакия, кому интересно
http://echo.msk.ru/blog/aav/1908018-echo/Светлана ГАВРИЛИНА: Никакого приличия больше нет
И все знают, что "решено", потому что кто-то с кем-то там перетер тему
http://www.kasparov.ru/material.php?id=5876455034CF2Борьба за Музей
Юрий САМОДУРОВ: Почему я выступаю против планируемой передачи РПЦ Исаакиевского собора
http://www.kasparov.ru/material.php?id=587697ECBAD54"Бери ношу по себе"
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил появившиеся еще 30 декабря слухи о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Он объяснил, что договорился об этом с патриархом Кириллом, но что храм тем не менее продолжит функционировать как музей. Сообщается также, что передача собора церкви потребует длительного времени и согласования с Министерством культуры, потому что в соборе находятся музейные ценности.
ДАЛЕЕ
http://www.svoboda.org/a/28225825.htmlИлья ВАРЛАМОВ:
Исаакиевский собор передадут РПЦ
http://varlamov.ru/2177468.htmlПолтавченко подарил попам Исаакиевский собор
http://varlamov.ru/2180044.html*
ПЕТИЦИЯ: Не допустим передачу Исаакиевского собора в ведение РПЦ
https://www.change.org/p/%D0%BD%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D1%83-%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BF%D1%86/u/19042790