Евгений БУНИМОВИЧ: Почему школы для одаренных оказались в зоне риска

Oct 26, 2014 20:40

Московские учителя протестуют. Работники школы-интерната «Интеллектуал» провели митинг против слияния школы с гимназией №1588 и требуют возврата финансирования школы, сокращенного втрое в начале учебного года. У общественности эта история вызвала немало тревоги. Дело в том, что новая модель школьного финансирования не учитывает школы, работающие с особыми категориями детей.
Идущая сейчас реформа образования ориентирована в том числе и на то, чтобы поднять общий уровень школ. И пока она с этой задачей справляется, насколько я могу судить, неплохо. Многие слабые школы, оказавшись внутри образовательных комплексов, дают теперь неплохие результаты в плане уровня образования, и никто там особенно не жалуется на новую ситуацию. В предыдущий период жизни нашего образования хорошая школа могла быть очень хорошей, но плохая - чрезвычайно плохой. И для школ с тяжелой репутацией, куда не шли дети, присоединение к школе с более высоким уровнем образования - неплохой выход.
Но за несколько лет, что идут серьезные изменения финансово-организационной системы московского образования (так называемый пилотный проект), вполне можно было бы сформировать и внятную стратегию для школ, работающих с особыми категориями детей. Это относится и к самим школам, и к руководству московского образования, и я не раз ставил эти вопросы. Общая модель финансирования, когда учреждение получает государственные деньги, исходя из количества обучающихся, не так просто накладывается на эти особые категории, будь то дети с инвалидностью, ограниченными возможностями по здоровью, девиантным поведением - или одаренные дети, которые по классификации ВОЗ также относятся к наиболее уязвимым категориям детей и подростков. В этих случаях нужна дополнительная работа специалистов - психологов, учителей и т.д., которая требует внятной организационно-финансовой схемы.
Как организовать особое финансирование в этих случаях? Если речь идет о детях с инвалидностью, то норматив увеличивается в Москве в два, а то и в три раза (в зависимости от диагноза). А вот для детей одаренных такая схема не проходит: никаких справок об особой одаренности нет и быть не может. Здесь нужен другой механизм, но только не переход на родительскую плату.
Ведь когда мы говорим об одаренных детях, предоставлении им возможностей для оптимального развития - разве это развитие только в интересах семьи? Одаренные дети - это те, кто умеет много и серьезно работать. Имеет смысл городу вкладываться в это? Конечно. Кто дальше будет двигать наши технологии и науки? Дети, которые хотят и могут больше и глубже работать в области математики, естественных и других наук и технологий. Это наш главный потенциал. Но как формально выделить именно те школы и классы, о которых вроде бы и так все знают? Ведь любая школа может сказать: мы работаем с одаренными, дайте нам дополнительное финансирование.
Здесь возможен механизм «государственного задания», в котором будут точно оговорены ответственность образовательного учреждения и результаты обучения. И это уже реализуется в части московских школ, которые работают с одаренными детьми. В случае с «Интеллектуалом», возможно, были школьные административные упущения, но это не может оправдать действия, направленные на разрушение школьной атмосферы и сложившегося там уровня преподавания. «Интеллектуал» - отличная школа, ученикам там хорошо, и они показывают высокие результаты. А если так, то нельзя сверху что‑то менять, руководствуясь лишь общими задачами реформы.
Объединение школ в единый комплекс должно происходить при согласии управляющего совета школы. Насколько я понимаю, в данном случае согласия школы «Интеллектуал» об объединении с гимназией №1588 нет. Представители школы говорили, что могут привлечь дополнительные средства, - прекрасно, надо было давно это делать.
Более того, представители школы сейчас добиваются не какого‑то особого дополнительного финансирования, а уровня, который есть у 95% московских школ - тех, которые вовремя вошли в пилотный проект (в его рамках выделяется дополнительное финансирование). Это порядка 120 тыс. руб. на ученика в год. Думаю, можно найти компромисс, который позволит включить «Интеллектуал» в пилотный проект. Единственный выход - договариваться, причем не за счет детей, не наказывая их за административные просчеты взрослых.
В разных странах образование ориентировано на разные цели: где‑то стремятся давать одинаково высокий уровень всем, где‑то лучше учат сильных. Например, по международным исследованиям, результаты в средней школе Канады существенно выше результатов США. Однако лучшие выпускники канадских школ идут не в канадские университеты, а в американские. Наш сосед Финляндия имеет лучшие результаты в Европе в области среднего образования, но не может похвастаться множеством победителей международных олимпиад и нобелевских лауреатов. Какова в этом отношении стратегия России, стратегия Москвы? К сожалению, мы не слышим внятных ответов на этот вопрос.
Евгений БУНИМОВИЧ - поэт, педагог, публицист, общественный деятель. Депутат Московской городской Думы трёх созывов (1997-2009 гг.). С 2009 г. - Уполномоченный по правам ребёнка в Москве.


РБК Daily, 20.10.2014
http://www.rbcdaily.ru/economy/562949992699357

СМ. ТАКЖЕ:
!! Евгений ЯМБУРГ: Слить образование
http://loxovo.livejournal.com/5962994.html
!!!!! Дмитрий ШНОЛЬ: Учителя нужно беречь, это исчезающий вид
http://loxovo.livejournal.com/5962570.html
Против слияния школ. Случай "Интеллектуала"
http://loxovo.livejournal.com/5962419.html
!! Виктор СОНЬКИН: О времени и о трубе. Спасти "Интеллектуал"
http://loxovo.livejournal.com/5962235.html
!! Александр ПРИВАЛОВ: Гибнут школы
http://loxovo.livejournal.com/5951355.html
! Слияние и отвращение: Что происходит со школьным образованием в Москве
http://loxovo.livejournal.com/5945178.html
!!! Одно из основных определений сегодняшней атмосферы в среднем образовании - страх
http://loxovo.livejournal.com/5932097.html
Эльвира ГОРЮХИНА: Школа "Интеллектуал" против Департамента образования Москвы
http://loxovo.livejournal.com/5920124.html
!!!! Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии
http://loxovo.livejournal.com/5918553.html
Мария ЭЙСМОНТ: Зачем сливают школы
http://loxovo.livejournal.com/5914147.html
!!!!! Ирина ЛУКЬЯНОВА - Еще Бисмарк говорил: "Кто экономит на школах - будет строить тюрьмы"
http://loxovo.livejournal.com/5897335.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ, психолог:
Грустное про школу
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/247210.html
В продолжение разговора про школу
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/247430.html
*
13 слов о реформе образования
http://www.snob.ru/selected/entry/76644
 

Москва, чиновники, протест, реформа, школа, Бунимович, образование, развал

Previous post Next post
Up