!! Виктор СОНЬКИН: О времени и о трубе. Спасти "Интеллектуал" (сент 2014)

Oct 23, 2014 08:30

Ну что, спрашиваю я у сына, чувствуется у вас там нервозность? Ага, говорит он, еще как чувствуется. Известие пришло, когда у меня было окно [в “Интеллектуале” дети учатся по принципу почти университетскому], и на перемене я увидел одноклассниц - они так потянулись ко мне, “Мии-иша”, и я все понял. Постояли, уткнувшись друг в друга, как усталые лошади.
Я подумал - что мне это напоминает? Много что: оркестр, который играет Nearer, My God, to Thee на борту “Титаника”; лондонцев, которые рассказывают друг другу греческие мифы и семейные истории в бомбоубежищах в 1940-м; ленинградскую премьеру 7-й симфонии Шостаковича в 1942-м. Конец некоторых из этих историй можно условно считать счастливым.
Школа “Интеллектуал” существует с 2003 года; в прошлом году ученики, учителя и выпускники радостно отметили свою первую круглую дату. За эти годы она уверенно расположилась в топ-500 школ России (в топ-20 по параметру “высокий уровень развития таланта учащихся”), в топ-100 школ России по ряду предметных областей, от физико-математической до социально-гуманитарной, в топ-20 школ Москвы. Выпускники “Интеллектуала” выигрывают олимпиады, отлично сдают ЕГЭ, поступают в лучшие университеты Москвы (тут следует заметить, что академическая концепция “Интеллектуала” предполагает продолжение образования в российских вузах). В эффективности созданной модели, держа цифры в руках, не сможет усомниться ни один человек, знающий арифметику.
Я впервые столкнулся с “Интеллектуалом”, познакомившись с несколькими учителями и немного зная Евгения Владимировича Маркелова, человека с внешностью Хагрида и Карабаса-Барабаса, отца, основателя и ангела-хранителя школы. Маркелов умер в 2010 году, его приземистый памятник стоит теперь у входа в школу. Пройдя тяжелые вступительные испытания, в “Интеллектуал” поступил сын моей жены, сейчас - аспирант в одном из биологических институтов дышащей на ладан РАН. На первой своей линейке он стоял не с цветами, а с жабой, которую собственноручно поймал для учителя биологии, и ничем особенно не выделялся из толпы. Маркелов произнес директорскую речь, которую я приведу целиком: “С праздником вас всех! Я предлагаю пойти и заняться нашим любимым делом - учиться!”
Да, это особая школа. Люди вообще бывают разные, у них разные способности и потребности. В эту школу принимают тех, кто хочет и может учиться, и кто при этом доброжелательно относится к успехам других. То, что это государственная, т. е. бесплатная школа, где и шестиразовое питание, и интернат доступны ребенку из семьи с любым уровнем достатка - это важнейший залог интеллектуального уровня школьников. Или в России больше не принято гордиться Ломоносовыми, Циолковскими, Курчатовыми и другими гениями из скромной среды? Протест против “элитарных” школ часто пытаются представить как социальный. Ну вот вам пожалуйста, школа, для поступления в которую не нужно происходить из семьи министров, бизнесменов или кинозвезд. Если социальный протест - это протест против мозга, то тогда да, пожалуй.
Кстати, о деньгах. Иногда приходится слышать, что педагогический коллектив держится за свои повышенные зарплаты. Это вздор: люди с такими способностями и такими социальными навыками (все-таки учитель - это довольно высокий уровень социальной адаптированности) могли бы зарабатывать на порядки больше. Им просто нравится учить детей; многие видят в этом форму служения - человечеству, стране, новым поколениям, назовите это как хотите. Вы искали настоящий, без фальши и агрессии, патриотизм? Вот он.
Я знаю, о чем говорю; мы с женой уже несколько лет ездим преподавать в летние и зимние школы, куда дети съезжаются, чтобы добровольно провести месяц каникул в семинарах, учебных походах, зачетах. Преподаватели этих школ не то что не получают денег - сами платят за походные харчи и прочие организационные расходы. При этом на твою лекцию приходят семиклассники и профессора одновременно, и будь любезен расскажи так, чтобы ни тем, ни другим не было скучно. Вы думаете, у десятков преподавателей, которые туда съезжаются, не нашлось бы более комфортного и более прибыльного способа провести время? Вопрос риторический. Дети из “Интеллектуала” и нескольких других похожих по духу школ составляют заметный процент учеников. Они очень разные - хулиганистые и тихие, артистичные и занудные, спортивные и неуклюжие; их объединяет одно: они любят работать головой.
Это - гордость страны; это - ее будущее, если оно еще есть. Иногда кажется, что чиновники всерьез, как руководство к действию, восприняли придуманные полковником ФСБ (не тем) слова Тэтчер - что, мол, в России достаточно оставить 15 миллионов человек, чтобы обслуживать трубу. Уничтожение “Интеллектуала” - это уже не намек на то, что нам другой человеческий капитал не нужен, это открытая декларация. И тогда нам всем точно труба.
Виктор СОНЬКИН - переводчик, журналист, культуртрегер

Сноб, 29.09.2014
http://www.snob.ru/profile/7528/blog/81610

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!! Александр ПРИВАЛОВ: Гибнут школы
http://loxovo.livejournal.com/5951355.html
! Слияние и отвращение: Что происходит со школьным образованием в Москве
http://loxovo.livejournal.com/5945178.html
!!! Одно из основных определений сегодняшней атмосферы в среднем образовании - страх
http://loxovo.livejournal.com/5932097.html
Эльвира ГОРЮХИНА: Школа "Интеллектуал" против Департамента образования Москвы
http://loxovo.livejournal.com/5920124.html
!!!! Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии
http://loxovo.livejournal.com/5918553.html
Мария ЭЙСМОНТ: Зачем сливают школы
http://loxovo.livejournal.com/5914147.html
!!!!! Ирина ЛУКЬЯНОВА - Еще Бисмарк говорил: "Кто экономит на школах - будет строить тюрьмы"
http://loxovo.livejournal.com/5897335.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ, психолог:
Грустное про школу
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/247210.html
В продолжение разговора про школу
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/247430.html
 

Москва, чиновники, беспредел, дети, развал, образование, школа

Previous post Next post
Up