Мария ЭЙСМОНТ: Зачем сливают школы

Oct 10, 2014 00:25

Гражданское общество: Реформа для дураков
Большие уравнительные проекты редко хороши для всех


Небольшая московская школа «Интеллектуал» для одаренных детей стала во главе протеста против политики слияния столичных школ, проводимой департаментом образования. За несколько дней, прошедших с объявления о том, что школу объединяют с соседней гимназией 1588, учителям и родителям «Интеллектуала» удалось достучаться до всех ведущих федеральных СМИ, поучаствовать в пикетах у Мосгордумы, написать десятки писем в приемную мэра и подать заявку на митинг 11 октября на Пушкинской.
Для того чтобы приостановить решение о слиянии, уверены в школьной профсоюзной организации, есть все основания: приказ об объединении школ был подписан без согласия управляющего совета «Интеллектуала», трудового коллектива и родительской общественности.
Вопросов к реформе много. По какому принципу принимаются решения о слиянии определенных школ и что мешает учитывать особенности каждой школы при выборе «партнера»? Почему комиссию по оценке последствий решения о слиянии школ создали только в конце июня, когда многие слияния уже состоялись? Почему все 43 члена комиссии, созданной по приказу начальника департамента образования Москвы Исаака Калины, являются директорами бюджетных учреждений, которые назначаются Калиной и могут быть им уволены в любой момент без объяснения причин?
Серьезных оснований полагать, что целью реформы было намеренное уничтожение особенных учебных заведений, нет. Но поспешные, не прошедшие широкого общественного обсуждения решения, претворяемые в жизнь административными методами, приводят иногда к ошибкам и почти всегда - к недовольству, страху и неуверенности за будущее тех, кого касаются. Большие уравнительные проекты редко хороши для всех. Положительные примеры объединения есть, но специалисты опасаются за судьбу особых школ: коррекционных, домашних, школ для одаренных. Многие соглашаются на слияние, «чтобы не было хуже».
Многие, но не «Интеллектуал». С открытого письма старшеклассников руководителям страны с просьбой спасти их любимую школу и начался протест. Подростков поддержали родители. «Будет позорно молча слиться, перед детьми будет стыдно», - объясняла мне знакомая мать десятиклассницы.
Родители-юристы начали готовить материал для судебных исков. Они ожидали найти богатый материал об опыте судебных тяжб тех школ, которые уже объединили против воли коллективов родителей и учителей, но - увы. «У нас не принято судиться, у нас принято договариваться, - объясняет учитель математики “Интеллектуала” Дмитрий ШНОЛЬ. - Чтобы сказать “нет” громко и аргументированно, нужна внутренняя энергетика. У многих просто нет человеческих ресурсов собраться и бороться. Поэтому современный учитель - человек не протестующий».
«На протяжении двух лет я методично всем объясняю: по-тихому ничего хорошего не выйдет, - уверен координатор группы “В защиту образования” на Facebook Константин ОКУНЬКОВ. - Те родители и школы, которые за себя готовы постоять, чего-то добиваются, а тех, которым все равно или очень страшно, сливали втихую»
Мария ЭЙСМОНТ - независимый журналист. В 1999 была корреспондентом агентства "Рейтер" во время войны в Чечне. В 2012-2013 - шеф-продюсер Publicpost. В 2014 - специальный корреспондент The New Times.


"Ведомости" №183 (3687) от 02.10.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/34155261/reforma-dlyadurakov
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/765631/reforma-dlyadurakov

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!!!!! Ирина ЛУКЬЯНОВА - Еще Бисмарк говорил: "Кто экономит на школах - будет строить тюрьмы"
http://loxovo.livejournal.com/5897335.html

Москва, чиновники, протест, образование, реформа, учитель, школа

Previous post Next post
Up