В Госдуму внесен законопроект о единых учебниках по русскому языку, литературе и истории

Oct 10, 2014 00:40

Учебное единомыслие
Депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о единых учебниках по русскому языку, литературе и истории
По мнению депутатов, учебников у школьников должно быть гораздо меньше


Группа единороссов внесла в Госдуму поправки к закону «Об образовании», предполагающие введение единых учебников по литературе, русскому языку и истории. «Федеральный перечень базовых учебников» будет утверждаться комиссией из представителей Минобрнауки, региональных органов власти, ученых, специалистов и экспертов, говорится в законопроекте. Выбирать иные учебники по этим предметам учителям будет запрещено. В пояснительной записке необходимость «базовых учебников» объясняется «принципом единства образовательного процесса»: по мнению авторов, нынешняя вариативность учебников противоречит Конституции, поскольку не обеспечивает единой госполитики в области образования. «Более того, формируется социальная дискриминация, когда третьи лица определяют неравный подход в определении достаточности уровня и качества образования для конкретного ребенка», - говорится в пояснительной записке.
«У российских детей должен быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка, один общий учебник литературы», - заявила соавтор законопроекта, председатель комитета по безопасности Ирина ЯРОВАЯ. Нынешняя вакханалия с учебниками разрушительна для детского сознания, уверен другой соавтор - Франц КЛИНЦЕВИЧ. «Единый учебник нужен, чтобы не было каши в голове. В линейку добавлены литература и русский язык, потому что невозможно проходить “Войну и мир”, не изучив события 1812 года“, - поясняет первый зампред комитета по образованию Владимир БУРМАТОВ (”Единая Россия»). По его мнению, об одном учебнике речь не идет: будет несколько текстов и несколько авторов, но с общей понятной логикой, что позволит «воссоздать целостную картину мира».
До этого момента речь шла о создании единого учебника, а не линейки, но в любом случае такой законопроект принесет больше вреда, чем пользы, полагает член комитета по образованию Олег СМОЛИН (КПРФ): «Минобразования критично относилось к этой идее. Плохо, когда единая концепция превращается в единый учебник, тем более по русскому языку, так как это не идеологический предмет». Большое количество учебников в федеральном комплекте действительно рвет единое образовательное пространство, но переход на один учебник - другая крайность, считает первый зампред фракции «Единая Россия» Николай БУЛАЕВ, курирующий вопросы образования: «Я согласен, что сделать выбор из 20-30 учебников невозможно, но в таком виде законопроект нуждается в серьезной доработке».
#
ИХ УЖЕ МЕНЬШЕ
По данным Минобрнауки, в федеральный перечень на 2014/15 учебный год входит 1369 учебников. В 2013/14 г. в перечне было 2985 учебников, в 2012/13 г. - 2610.
#
Источник, близкий к администрации президента, заверил, что законопроект - целиком депутатская инициатива и никаких окончательных решений о едином учебнике не принято. В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что при выработке единых подходов и концепций в различных предметных областях необходимо всестороннее обсуждение, и в первую очередь профессиональным сообществом: «Существуют разные точки зрения на этот счет, но здесь важно, чтобы в разработке участвовал широкий круг привлеченных экспертов, учитывались национальные, этнокультурные и региональные аспекты».
Член совета директоров издательства «Просвещение», гендиректор «Олма медиа групп» Дмитрий ИВАНОВ пояснил, что сегодня любое издательство в соответствии с государственными образовательными стандартами может разработать учебники. С 2013 г. требования к ним усилились - к примеру, введена норма об издании учебно-методического комплекса, учебник проходит экспертизу РАН, РАО и общественную экспертизу. Сказать, как повлияет на рынок учебной литературы введение единых учебников, Иванов до изучения законопроекта затруднился.
Опрошенные эксперты надеются, что законопроект в таком виде принят не будет. Член общественного совета при Минобрнауки, учитель литературы школы № 57 Сергей ВОЛКОВ считает, что проект нарушает права учителей и учеников: «Вариативность, которая дискриминирует детей, - полный бред. В литературе вариативность - одна из ценностей, которая должна быть защищена: мы говорим детям, что любое произведение открыто для разных интерпретаций. А государству, видимо, нужно, чтобы люди мыслили одинаково». Учебники - не компетенция Госдумы, уверен учитель русского языка школы «Интеллектуал» Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ: «Это из тех законопроектов, которые рассмотрят в первом чтении и остановятся». Сопредседатель общественного совета при Минобрнауки, директор Центра образования № 109 Евгений ЯМБУРГ напоминает, что единые учебники имели смысл при советской власти, когда была почти полная информационная блокада. Единых учебников нет нигде в мире, добавляет ректор МГПУ Игорь РЕМОРЕНКО, допуская, что закон все же могут принять, поскольку его внесла «Единая Россия».

«Ведомости» №189 (3693) от 10.10.2014
http://www.vedomosti.ru/politics/news/34537811/uchebnoe-edinomyslie
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/770741/uchebnoe-edinomyslie

От редакции: Единые гуманитарные учебники
От редакции: Единая гребенка
Изящная ложь о блестящем прошлом не формирует прочную национальную идентичность


Процесс создания канонической версии различных событий и явлений охватывает все новые сферы отечественного образования. Единообразие интерпретаций должно не ограничиться историей, а распространиться на литературу и русский язык. Такой законопроект внесли вчера в Госдуму семеро депутатов во главе с Ириной Яровой (все из «Единой России»).
Депутаты считают, что предметы, которые «формируют российскую идентичность, гражданскую культуру у подрастающего поколения», должны изучаться в рамках единой линейки учебников. Они уверены, что нынешняя вариативность учебников нарушает конституционные права детей на образование, создает неравенство в знаниях и не обеспечивает единой госполитики в сфере образования. «Формируется социальная дискриминация, когда третьи лица определяют неравный подход в определении достаточности уровня и качества образования для конкретного ребенка».
Такой подход к преподаванию трех ключевых гуманитарных дисциплин вызывает сильное удивление. Слабые знания школьников по истории, литературе и русскому - следствие не обилия учебников, а низкого качества преподавания и поверхностной, формальной экспертизы учебников. Учебники выбирают школы. Говоря о «третьих лицах», авторы отказывают учителям в профессионализме, а родителям - в такте.
Ситуация в преподавании трех гуманитарных предметов существенно разная. Историческая «единая линейка» давно обсуждается и создается профессионалами, есть историко-культурный стандарт. А вот изучение русского языка сведено к освоению его орфографии и пунктуации и формирует устойчивое отвращение к разрозненным и не всегда поддающимся систематизации правилам.
Единый курс литературы авторы законопроекта намерены соотнести с программой по истории. Школьные учителя и университетские преподаватели опасаются, что это обернется идеологизацией литературы по советскому образцу, сокращением списка изучаемых авторов. А интерпретация важнейших произведений будет ограничена «правильной» версией. Это отобьет у школьников вкус к самостоятельному анализу литературных текстов и к содержательным спорам, сформирует шаблонное мышление, снизит и без того невысокий интерес к чтению.
Стремление депутатов с весьма своеобразными представлениями об истории и литературе навязать обществу свою точку зрения очень опасно. Изящная ложь о блестящем прошлом и о достижениях писателей, не объясняющая ни поражений страны, ни трагедий творцов, хороша для мифотворчества, но не формирует прочную национальную идентичность. Ложь официальной историографии ведет к ее столкновению с коллективной памятью, порождает недоверие к государству и научному знанию, писал французский историк Марк Ферро. Это относится и к изучению литературы.
Павел АПТЕКАРЬ - обозреватель отдела "Комментарии" газеты "Ведомости"


«Ведомости» №189 (3693) от 10.10.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/34537521/edinaya-grebenka
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/771051/edinaya-grebenka
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

учебник, государство, идеология, власть, образование, школа

Previous post Next post
Up