!!!! Коррекция классов. В России ликвидируются элитные школы и гимназии

Oct 10, 2014 21:20



Лучшие московские школы оказались на грани банкротства. В сентябре им в несколько раз сократили финансирование. Сейчас они вынуждены искать спонсоров либо урезать программы и становиться частями больших образовательных корпораций. Педагоги боятся, что реорганизацию элитные школы не перенесут. Укрупнение грозит также школам для инвалидов и девиантных детей. Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди - другие регионы. На 11 октября в Москве намечен митинг против усреднения образования.
Всю неделю у здания столичной мэрии на Тверской улице в одиночных пикетах с плакатами «Школы должны быть разными!» дежурили учителя школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал». В конце сентября вышел приказ департамента образования Москвы об объединении их школы с гимназией №1588. В случае если школа на слияние не согласится, ей обещали серьезные денежные проблемы. Собственно, они уже есть. Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.
Авторы этого закона надеялись, что если муниципальные власти посчитают расходы целесообразными, то оплатят их самостоятельно из местных бюджетов. В большинстве регионов так и сделали. Но Москва пошла другим путем.
Неравный брак
Столичная мэрия объявила, что все дети равны и элитные школы - не нужны. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка - с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, - не спешили. Тем более, что для них был установлен переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в этом сентябре все надбавки срезали.
«Сейчас мы получаем в два раза меньше, чем соседние школы, - рассказывает учитель математики Алексей СГИБНЕВ. - Когда начали задавать вопросы чиновникам, просить хотя бы уравнять нас по деньгам с остальными, получили ответ, что это возможно только путем слияния. Но такие проблемы поспешно не решаются. Создать что-то хорошее нелегко. А разрушить можно в одно мгновение».


Занятия в общеобразовательной школе-интернате «Интеллектуал»
В акциях протеста участвуют практически все «интеллектуалы». Пока педагоги стоят в пикетах, ученики бомбят письмами инстанции - начиная от президента, заканчивая районными чиновниками. А родители готовят иски в суд об отмене «неравного брака».
«Школа, с которой нас сватают, в хозяйственном плане - крепкая, - осторожно рассказывает представитель родительского комитета «Интеллектуала» Елена НОВОСЕЛОВА. - Хорошая мебель в холле, занавески, свежий ремонт. Но у наших ребят другие приоритеты. После учебы они целый день пропадают на факультативах, ведут научные разработки. Большинство остаются на пятидневку в интернате. Мы, например, живем в Новой Москве. Каждый день тратить по четыре часа на дорогу нереально. Конечно, в другой соседней школе тоже есть кружки, но за все, кроме спортивных секций, там собираются брать деньги. Мы ознакомились с проектом прайса на сайте: час индивидуальных занятий - 2 тысячи, кружок два раза в неделю - 12 тысяч в месяц. По нашим подсчетам тот объем внеурочных занятий, что сейчас предлагает "Интеллектуал", обойдется примерно в 30 тысяч рублей в месяц. У нас почти 30% семей - малоимущие. Столько платить они не смогут».


Занятия в общеобразовательной школе-интернате «Интеллектуал»
Полная инклюзия
«Интеллектуал» - не единственная школа, попавшая под программу слияния. В финансовую ловушку угодили почти два десятка московских школ. Почти все входят в топ-500 лучших школ России, составленный Минобрнауки.
Распоряжение о реорганизации получило и Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) №1189 имени Курчатова. Школа образовалась в 90-е годы при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института. Ученые-практики преподавали ребятам физику, химию, математику. Сегодня «курчатовка» считается одной из сильных математических школ. По итогам прошлого года 98 учеников стали победителями турнира Ломоносова, проводимого МГУ, 24 - выиграли региональный этап Всероссийской школьной олимпиады. Сейчас школе предписано влиться в ряды соседнего ГБОУ №2077. Комплекс создан два года назад и уже вобрал в себя значительную часть образования района Щукино: чиновники поглотили три обычных средних школы, школу для подростков с девиантным (неадекватным, а часто социально-опасным) поведением и школу для умственно отсталых детей 8-го типа (крайняя степень).
Здание «курчатовке», правда, обещают оставить. Пока. Как сложится в будущем - никто не знает. У девиантной школы, например, помещение экспроприировали. Самых спокойных ребят рассортировали по обычным классам. А злостных хулиганов перевели на домашнее обучение.
«Основа нашей школы - высокий уровень поступающих, - считает отец пятиклассницы ГБОУ №1189 Антон СОЛОВЬЕВ. - Если упразднят название, то уже в следующем году сюда придут обычные дети. Они не потянут текущую программу и ее уровень придется опускать для всех учеников. Родительский актив готов участвовать в разработке встречного плана развития школы. Одно из предложений - создание Курчатовского образовательного комплекса с сохранением высокого уровня образования».
В сентябре лицей №1525 (более известный как «Воробьевы горы») выселили из Дворца пионеров и отобрали название. Сейчас под известным брендом «Воробьевы горы» создан новый образовательный комплекс из двух местных школ, двух детсадов и колледжа. А ГБОУ №1525 переселили в пристройку школы №1305 у метро Красносельская. Адаптация на новом месте проходит болезненно. Хотя большая часть преподавателей осталась, половина учеников ушла. Приходится начинать все сначала.
«Для нас главное - сохранить атмосферу и уровень, - рисует перспективы учитель литературы и русского языка лицея Евгения АБЕЛЮК. - Получится или нет - не знаю. В прошлый понедельник вела уроки в школе №1305, с которой нас сливают. Заменяла заболевшего учителя. Когда прозвенел последний звонок, ко мне вошла в класс женщина с таким, знаете, очень прокуренным голосом и спросила: "В туалет выпускали?" - "Да. А что случилось?" - "Там все накурено", - сказала мне она. Я говорю: "А что, вы - не выпускаете?" - "Мы знаем, кого выпускать". То есть у нас совершенно разные ценности».
Замдиректора по науке физико-математического лицея «Вторая школа» Александр КОВАЛЬДЖИ говорит, что им также «в мягкой форме» поступило уже три предложения об «укрупнении»: «Пока удается лавировать. Для нас слияние неприемлемо. Мы общаемся с укрупненными школами. Никто не рад. Коллективы педагогов и школьников полярных школ - не сливаются. Они слишком разные. Были примеры. Так, в одной из школ даже пришлось поделить этажи и туалеты, чтобы дети не дрались на переменах. Есть понятие зона ближайшего развития, среда. Это важно для мотивации учебы. Если из школы уходит тепло отношений, если на разговоры по душам нет времени и оснований, привлекательность учебы падает».
Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина ПИНСКАЯ отмечает, что международный опыт «смешивания разных контингентов» существует. Такое часто практикуется в Соединенных Штатах для оздоровления слабых школ. Однако там обязательно учитывают пропорции «носителей разных ценностей». Как установили американцы, благополучных учеников в таком коктейле должно быть не менее 65%. В противном случае «серость» победит. Работает ли эта цифра в российских реалиях - исследований не проводилось.
Процесс слияний-поглощений в Москве продолжается третий год. По статистике за это время образовано 894 многопрофильных холдинга, поглотивших 3063 школы, детсада и колледжа. Рассматриваются заявки еще от 62 бюджетных учреждений на создание 18 корпораций. Официальную идею коллективизации озвучил московский министр образования Исаак КАЛИНА: «Объединение позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию».


Подразумевалось, что реорганизация должна проходить исключительно с согласия родителей. Но почти в каждом случае укрупнения сопровождались протестами. «Пожары» быстро гасились. «Применяется простая технология, - просвещает зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег СМОЛИН. - Родители один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с ними работать. Во второй раз приняли решение не объединяться - директора сняли и сказали, что он не умеет работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, уже на все согласен».
Экспертов смущает, что при всем при том с момента образования первых «больших корпораций» прошло немало времени, прозрачной системы обмена опытом и сравнения работы школ до и после слияния - нет. В качестве показателя успешности реформ столичная мэрия часто приводит цифру, что с 2010 года количество московских школ, подготовивших лауреатов городских олимпиад, увеличилось на 37,5%, Всероссийской - на 15% «Есть подозрения, что это всего лишь манипулирование статистикой, - уверяют в независимом межрегиональном профсоюзе «Учитель». - Если все школы слить в одну, то при единственном победителе олимпиад на город мы будем иметь результат 100%».
«Ушки» и «Чэшки»
«Лента.ру» опросила родителей «холдингистов».
«Были ГБОУ №2047, а стали №2109. Прибавились три школы и семь садиков, - рассказывает Ольга ПЕТРОВА из Южного Бутово. - Пока ничего не изменилось. Разве что в начальных классах к АБВГД-эшкам добавились новые буковки: ЕРСУФЧ: Ешки, Рэшки, Сэшки, Ушки, Фэшки и Чэшки. По мне - так показуха и ничего больше. В стране всеобщей имитации это неудивительно. Это как с зимним временем - мы работаем на благо народа».
Первыми неприятные перемены ощутили представители корпораций, куда влили «особые» школы и детсады - коррекционные, девиантные, вечерние. «Наш сад для детей с задержкой развития и аутизмом год назад стал структурным подразделением комплекса №398 в Выхино, - рассказывает мама двух дошколят Екатерина МУЗАФАРОВА. - Раньше в группах находились по 15-19 человек. Весь день с ними работали дефектологи, логопеды. Действовала театральная студия, лечебный массаж, физиопроцедуры. Теперь все сняли - мы же стали общеобразовательным учреждением, а не коррекционным. Сейчас обсуждаются тарифы на дополнительные услуги: от 3200 до 4500 рублей в месяц за кружок. Малокомплектные группы с больными детьми хотят доукомплектовывать здоровыми - до 25 человек. У специалистов срезали зарплату и они увольняются».


В некоторых столичных районах «инклюзия» приобретает причудливые формы. В Лефортово в прошлом году в комплексе №415 собрались четыре детсада, обычная школа, «английская» и вечерняя.
«Сначала все члены холдинга обитали автономно в своих зданиях, - говорит муниципальный депутат Лефортово Александра АНДРЕЕВА. - В начале сентября около 30 учеников вечерней школы стали учить вместе с обычными школьниками. Возраст у "вечерников" был самый разный - от 15 лет и старше. К одиннадцатиклассникам посадили трех взрослых дядь 21-24 лет, только что вернувшихся из армии. Они матерились при детях, занятия посещали через раз, могли пинком открыть дверь в учительскую и развалиться на диване. На дисциплине, конечно, это сказывалось не лучшим образом. Дети стали задавать вопросы - почему им позволено все, а нам - ничего. Когда родители заинтересовались, что происходит, юноши куда-то исчезли. Но осадок остался. Гарантии, что они не появятся завтра - нет».
По словам директора центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея КОСАРЕЦКОГО, московский рецепт слияний-поглощений постепенно распространяется на регионы. Звонят учителя из Тулы, Рязани, Ульяновска.
«Чему удивляться?»
«Изначально все задумывалось ради ликвидации межшкольного неравенства, - объясняет эксперт. - Но если учреждения объединяются формально, по территориальному признаку, неравенство сохранится и внутри нового комплекса. Условно пятые классы, которые перешли из слабой школы, останутся такими же слабыми по качеству подготовки, как и раньше. А школа "отчитается" сильными детьми, которые определят ее имидж. Внешняя дифференциация заменится внутренней».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья ЗУБАРЕВИЧ уверена, что о качестве образования изначально никто и не думал. Главная причина реформ - экономия бюджетных средств. Чем крупнее - тем дешевле. Вместо десяти учителей можно оставить пять.
«Чему удивляться? - недоумевает она. - Разве в других отраслях у нас по-другому? А как мы выбираем губернаторов? Как назначаются министры? Школа просто показывает то, что происходит с государством, с его схемой управления. Когда компетентность, самостоятельность являются не то что ценностью, а препятствием для тотального управления всем и вся».

Лента.Ру, 10.10.2014
http://lenta.ru/articles/2014/10/10/school/
Примечание: выделение болдом и красным - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Мария ЭЙСМОНТ: Зачем сливают школы
http://loxovo.livejournal.com/5914147.html
!!!!! Ирина ЛУКЬЯНОВА - Еще Бисмарк говорил: "Кто экономит на школах - будет строить тюрьмы"
http://loxovo.livejournal.com/5897335.html

деньги, Москва, бюджет, чиновники, беспредел, школа, финансирование, развал, образование

Previous post Next post
Up