Осада и штурм Каменца турками в 1672 году.

Feb 16, 2016 17:14

Оригинал взят у kamienec в Осада и штурм Каменца турками в 1672 году.



В середине 17 столетия завершилась эволюция средневековой оборонной системы Каменца-Подольского. Она происходила скачкообразно, реагируя на изменения в военной технике и тактике, иногда с запозданием, а иногда и опережая время. Благодаря своей природной неприступности город долгое время использовал определённый резерв обороноспособности. Два замка, глубокий скалистый каньон-ров, уникальный оборонно - гидротехнический комплекс, укрепления на острове - всё это не имело аналогов в Европе и создавало иллюзию непобедимости.



В начале 1670-х гг. на фоне нестабильной внутриполитической ситуации в Польше, овеянный романтической славой, Каменец не воспринимался королевским двором, как потенциальная горячая точка, которую следует укрепить перед лицом серьёзнейшей внешней угрозы, которую представляла Оттоманская Порта.
Даже, несмотря на то, что в череде польско-казацких войн и многочисленных осад города отрядами Богдана Хмельницкого в 1651-1652 гг., стало очевидно, что город выстоял лишь благодаря отсутствию у казаков опыта штурма крепостей и из-за благоприятных для обороняющихся стечений обстоятельств, вопросы укрепления Каменца постоянно откладывали.

Артиллерийский парк крепости, который в 1654 году насчитывал 40 пушек, требовал увеличения. В течении 1667-1672 годов состоялось десять сеймов, из которых лишь на одном, в конце правления Яна Казимежа, говорили об укреплении обороноспособности Каменца. После отречения Яна Казимежа престол занял Михал Корибут Вишневецкий. Его вхождение на трон сопровождалось обязательством на избирательном сейме укрепить Каменец: произвести основательную реставрацию стен крепости, ремонт Нового замка, увеличить гарнизон, обеспечить доставку амуниции и провианта. Ни одна из этих позиций не была реализована из-за недостатка средств и отсутствия поддержки короля шляхтой.

На рассмотрение сейма в марте 1672 года дважды выносилось предложение немедленно собрать 70-тысячное наёмное войско для отражения вероятной турецкой агрессии на юго-востоке.

Коронный гетман Ян Собеский в обращении к сейму писал:
"Я знакомил Его Королевское Величество с дефектами Каменецкой крепости и давал знать, что там вокруг этого города нет никаких фортификаций, кроме природных, а там, где природная ситуация в натуре поправлена, оказывается, что это крепости больше вредит, чем помогает. Пушек и вооружения в этой крепости хватает лишь частично, а провианта и еды на складе совсем нет".

Собеский считал, что для обороны города необходим гарнизон в 5 тысяч пехотинцев. Катастрофическая ситуация в Каменце не нашла понимания: в сейме лишь назначили коменданта для крепости - генерала Юзефа Лончинского. Но генерал поставил условие - выделить для города 10 тысяч пехотинцев и 100 тысяч наличными, а когда же не получил положительного ответа, отказался от поста коменданта.

В 1672 году Турция, стремясь не допустить создания антитурецкой коалиции из европейских стран (Австрия, Венеция, Польша, Россия), начала против Польши войну.

В июне 1672 года турецкая армия, имея в своём составе войска крымского хана Селим-Гирея и казацкие отряды гетмана Петра Дорошенко, выступила из под Андрианополя.

Про события, в результате которых Польша утратила Подолье, подробно рассказывает Реляция, написанная одним из послов на варшавском сейме, участником обороны города, летичевским стольником Станиславом Маковецким - Stanisław Makowiecki. Relacja Kamieńca wziętego przez Turków w roku 1672.
Согласно Реляции, за Днестром стояло 70-тысячная часть турецкого войска, а остальная, большая его часть, подходила от Ясс.

Карта боевых действий 1672-1673 гг.



Турецкий план Каменца 1672 г.
Морской Архив Франции



Количество турецких войск и их союзников.

Количество турецких войск при осаде Каменца в различных источниках колеблется от 100 до 300 тысяч человек. Учитывая, что регулярная турецкая армия в те годы насчитывала около 70 тыс человек на всю империю, то указанное огромное число войск при осаде относительно небольшого Каменца кажется чрезмерно завышенным, учитывая даже то, что различные источники включают сюда 6 000 - 8 000 казаков гетмана петра Дорошенко и 40 000 татар под предводительством Селим-Гирея.

Состав и численность подразделений защитников Каменца.

Численность защитников города была несоизмерима по сравнению с турецкой армией: крепостной гарнизон, пополненный перед турецким наступлением лишь благодаря помощи краковского епископа Анджея Тшебинского, составлял 1060 солдат, дислоцированных в Старом и Новом замках.

В их составе было:
200 венгерских пехотинцев
500 солдат от краковского епископа во главе с майором Квашиборским
50 солдат от генерала Юзефа Лончинского под командованием Владислава Вонсовича
150 пехотинцев из подразделения Крашинского во главе с капитаном Яном Букаром
24 драгуна Ежи Михала Володыёвского
40 сердюков (казаков-наёмников) полковника Самийла Мотовила

Сам город защищало лишь 500 ополченцев. Оборону возглавили генерал подольских земель и староста Николай Потоцкий, перемышльский стольник Ежи Володыёвский, подольский хорунжий Войцех Гумецкий и ротмистр Ян Мыслишевский.

Защитники Каменца, большинство из которых не имело соответствующего воинского опыта и вооружения, отрезанные от какой-либо внешней помощи, должны были противостоять огромной организованной армии Порты.
В ожидании подхода турецкой армии, защитники ремонтировали и сооружали укрепления - валы и бастионы (шанцы), а также "большую плотину" в верхнем течении Смотрича, которая содержала запас воды для быстрого затопления каньона-рва. В процессе наводнений плотина была повреждена и требовалось возвести её заново, засыпая камни и грунт. Как отмечает Реляция, эта работа продвигалась тяжело и медленно.

Дислокация защитников крепости.

Наибольшее количество защитников и более мощная артиллерия были сконцентрированы в напольной части Нового Замка - куртине и двух полубастионах, где ожидался основной удар.

Полубастион Св. Михаила защищал ротмистр Мыслишевский (1), юго-западную сторону с полубастионом Св. Юрия - подольский хорунжий Войцех Гумецкий (2).
Старый замок имел пять уязвимых зон вдоль западной и южной напольных сторон, тут были сосредоточены основные силы защитников.

Длинную южную сторону напротив поля Татариски, откуда можно было ожидать мощную артиллерийскую атаку, держал под контролем Ежи Володыёвский с драгунами (6).

Рядом с ним, на юго-восточном углу в районе Папской башни, расположились сердюки Мотовила (7), а с другой стороны, у башни Лаской - капитан Букар с солдатами пана Крашинского (5).

Напольная западная часть Старого замка была поделена между Владиславом Вонсовичем, который оборонял юго-западный угол с башнями Новой Западной и Денной (4), и майором Квашиборским, солдаты которого раполагались на северо-западном углу с башней Рожанка (3).




Дислокация отрядов защитников города.

Городские укрепления защищали шляхта и мещане. Силы ополченцев размещались у Русских и Польских ворот в долине реки, а также на укреплениях вдоль узкой верхней кромки каньона - Армянском бастионе (Большой городской шанец), башне Спижовой (Стефана Батория), башне Резницкой и южного края острова "выше армянской мельницы".

Перед самой осадой было построено несколько батарей (шанцев): ниже армянского костёла Св. Николая в усадьбе коменданта крепости,в монастыре Босых кармелитов над Армянским бастионом, поблизости Русских ворот.

Русские ворота (1) защищал автор Реляции Станислав Маковецкий со 120 ополченцами. Среди которых было лишь несколько вооружённых шляхтичей, 18 человек с околиц Скалы-Подольской, 30 мещан, посланных войтом, 39 армян и 18 евреев. Двое сотников, Юрий Ярмолинский и Марчин Бильский, с неукомплектованными сотнями, в составе которых тоже была шляхта, дополнили этот отряд. Огнестрельное вооружение защитников Русских ворот состояло из 50 гаковниц, которые обслуживало лишь три пушкаря и двое помощников, подносящих порох и пули.

Между Русскими воротам и Замковым мостом стояло подразделение Яна Хочимирского, дом которого стоял рядом (2).

Юзеф Васильковский держал участок обороны перед самым мостом (3).

Из Армянского бастиона вёл огонь из 12 пушек войт польской общины, гражданский инженер Киприан Томашевич - автор знаменитого медерита(4).

На маленьком шанце, расположенном за Армянским бастионом в кляшторе Босых кармелитов на Скельце, стояло 3 пушки Яцковского (5).

Далее на север, вдоль кромки каньона, между мостом и двором Габриэля Сильницкого, на котором стояла вежа-каменица (позже перестроенная турками в башню, а в 18 веке в литейную мастерскую -людвисарню, располагались со своими «сотнями» по 20-30 человек Казимеж Гумецкий и Томаш Журомский (6).

В районе епископского дворцастоял пан Станишевский (7).

Над Польскими воротами, на территории своего домовладения, стоял подольский подкоморий Марчин Богуш (8).

На Польских воротах в каньоне обороной руководил Станислав Грудецкий с двумя писарями-шляхтичами (9).

При башне Стафана Батория, которая в Реляции названа Spiżowa, находилось подразделение Самюэля Яцковского и Ежи Скажинского (10).

Участок городской ратуши был поручен писарю Лукашу Джувановскому (11).

В восточной части острова, при башне Резницкой,сосредоточились отряды Ежи Дубравского и Петрашевского (12).

В районе башен Слесарской и Кушнирской стояли ополченцы под командованием Подчасского (13).

После сдачи Нового замка пушки из него перенесли на шанец возле армянского костёла Св. Николая (14).




Осада и штурм крепости.

12 августа 1672 года турки разбили лагерь под Каменцем и уже 18 августа их пушки начали обстреливать замок и город. Турки имели много опытных пушкарей, среди которых были французы, немцы, венгры и болгары. Под прикрытием пушечного огня турецкие специалисты вели подкопы под валы Нового замка, а овладев им, использовали его как удобный плацдарм для штурма Старого замка.

Стрелками обозначено направление вырытых турками подземных подходов к Новому замку.
18 - башня Новая Западная



На французском плане, мы можем увидеть схему расположения турецких батарей и направление артиллерийского огня при осаде города и крепости.






источник

Слабейшим звеном обороны замкового мыса стал специально сооружённый для его защиты горнверк - Новый замок, а слабейшим местом Старого замка - самая большая и мощная башня Новая Западная, которая в реляции названа Широкая.

Маковецкий рассказывает, что каменный столб, который держал перекрытия верхнего орудийного яруса Новой Западной башни, был разрушен турецкими ядрами 25 августа, и защитники были вынуждены покинуть башню.
Из-за неудачного расположения башни во рву возле её подножия образовывались мёртвые зоны, где турки заложили взрывчатку, которая разрушила лицевую часть каменной стены.

Внутреннюю часть стены, общая толщина которой по описи 1544 года достигала 10 метров, составляла преимущественно земляная засыпка, которую турецкие сапёры прошли горизонтальной штольней всего ха два дня. Таким образом турки получили доступ в Старый замок. Момент их беспрепятственного проникновения на его территорию через пролом в стене, общение с защитниками через переводчика и отход назад через созданный пролом подробно описывает С. Маковецкий, упоминая, что мест, где была заложена взрывчатка, было несколько.

Проникновение турок в границы Старого замка окончательно решило судьбу осады: 27 августа замок капитулировал.

С небольшим временным интервалом после подписания акта капитуляции неожиданно для всех произошёл взрыв замкового арсенала, размещённого в башне Чёрной. Причина взрыва осталась невыясненной.

По одной из версий (медерит К. Томашевича), это была случайность, по другой (С. Маковецкий) - арсенал поджёг от отчаяния начальник артиллерии майор Геклинг. Сила взрыва была такова, что под руинами четырёхярусной башни и прилегающей к ней части Восточного каземата погибло, по разным свидетельствам, 600- 800 защитников, в том числе и один из руководителей обороны Ежи Володыёвский.

Исходя из указанного в Реляции общего количества защитников города в 1060 солдат и 500 ополченцев, число погибших при этом взрыве 600-800 человек кажется весьма сомнительным - kamienec.

Месторасположение башни Чёрной в северо-восточной части замка. Раскопки в 2007 году.



источник

Во время осады мощные артиллерийские удары были нанесены по Замковому мосту. Были разрушены восточная мостовая башня, боковые парапеты и частично мостовые арки. Из-за этого султан Мехмед IV въезжал в город не через Замковый мост, непригодный для торжественной церемонии, а через каньон и Русские ворота.
Серьёзные повреждения моста отсрочили его ремонт на целых 13 лет. Лишь в 1685 году турки начали масштабную реконструкцию коммуникации между замком и городом.

2 сентября 1672 года, согласно акту капитуляции, Каменец стал турецким городом.

Про турецкое владение в 1672-1699 годах:
"Каменец-Подольский - столица Каменецкого эялета". Часть 1.
"Каменец-Подольский - столица Каменецкого эялета".Часть 2.

________________________________________________________________________
Источник
Ольга Пламеницкая. Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець. - Кам’янець-Подільський: Абетка, 2012

Польша, Турция, Украина, Крепости, История

Previous post Next post
Up