Иерусалим - семь церквей Масличной горы

Sep 08, 2015 17:30

Совсем недавно я побывал в музее Рокфеллера в Старом городе Иерусалима. Кроме замечательной экспозиции, доставившей мне невероятное удовольствие, я также полюбовался при выходе открывающимся с музея видами на Масличную гору. Смотрел, смотрел на Аугусту Викторию, колокольню русского монастыря Вознесения, золотые луковки церкви Св. Магдалины, на слезу Доминус Флевита, двенадцать куполов Церкви Всех Наций, и вдруг понял, что о многочисленных достопримечательностях этой части нашей столицы вообще не писал. И хотя о Масличной горе написаны наверное сотни книг, решил внести в общую лепту и свои пять копеек.






Начнем с комплекса Августа Виктория.



Рядом с Августой Викторией мы видим Йешиву Бейт Орот и израильский флаг - еврейское присутствие детектед. К слову, Масличная гора - это единственное место в Иерусалиме, и может быть во всем Израиле, где я почему-то всегда чувствую себя неуютно в смысле арабо-израильского конфликта. Даже в Иерихоне, где мне недавно довелось побывать - http://lorien22.livejournal.com/288044.html, я ощущал себя как-то комфортнее. Не знаю, чем это объяснить, может какой-то особой аурой. Однако приступим.



В 1898 году немецкий император Вильгельм прибыл в Эрец-Исраэль с целью укрепить отношения Германии с оттоманской империей. В ходе визита император купил в Иерусалиме некоторое количество земель для немецкой общины, а также получил участок на Сионской горе от турецкого губернатора. Очень быстро на этих землях началось строительство, в результате которого пейзаж Иерусалима изменился до неузнаваемости. Было построено три сооружения, которые выдеются на фоне Золотого города и в наши дни. Первое - Церковь Христа Искупителя в христианском квартале Старого города (квартал Муристан). На фото это церковь с колокольней справа, виды с нее на масличную гору можно посмотреть здесь - http://lorien22.livejournal.com/188546.html



Второе - Монастырь Успения Богоматери или Дормицион, и третье - Августа Виктория. Деньги на строительство комплекса собирали около трех лет. После этого немецкий архитектор Роберт Лейбниц приступил к планированию. Как и все немцы, человек он был дотошный, и высчитал даже стоимость посадки петрушки и лука в садике. Он хотел, чтобы все было совершенно на высочайшем европейском уровне, и строил здания, вдохновшись немецкой церковной песней «Нерушимая крепость наш Бог» (Ein feste Burg ist unser Gott). Комплекс должен был состоять из следующих частей:

- Приют для немецких-протестантов жителей Эрец-Исраэль
- Санаторий для больниц Малярией
- Место для провождения церемоний и других официальных встреч протестантской общины в Эрец-Исраэль и Сирии.
- Приют для паломников и туристов из Германии



В итоге здание было построено в классическом немецком королевском стиле с арками и сводом из иерусалимского камня. Августа Виктория является копией католических средневековых церквей, но можно найти здесь элементы как византийского искусства, так и орнамента эпохи крестоносцев. Западная часть церкви прикрыта Барбаканом, с целью охраны от природных катаклизмов, ветров и дождей, якобы распространенных на вершине Масличной горы (за 20 лет жизни в Иерусалиме я не шибко страдал от природных катаклизмов, если не считать снег прошлого года - http://lorien22.livejournal.com/278614.html, но жираф большой, ему видней).



Несмотря на дотошность Лейбница, прибывший из Берлина в качестве наблюдателя немецкий архитектор Отто Хоффман был в шоке от того, как проводятся работы. Он назвал средне-земноморские архитектурные стили «примитивными» и был в панике от хаотичности строительства и отсутвия дисциплины среди рабочих.
Хоффман, очевидно страдающий от тяжелого OCD (как и все немцы), хотел, чтобы строительство велось симметрично, и по вертикали и по горизонтали, а вместо этого увидел, что слева остов уже возведен до крыши, а справа еще ничего нет, люди сидят по турецки и руками обтесывают камни, вокруг бегают без присмотра верблюды и ослы, один единственный строитель складывает камень на камень - и все это под ритмичное завывание арабских рабочих)



Комплекс открылся в 1910 году. Он служил по назначению (приютом для паломников) до начала Первой мировой Войны, в ходе которой его превратили в военный госпиталь и общий немецко-турецкий штаб. После захвата Эрец-Исраэль британцами в 1917 году комплекс национализировали, и здесь базировался главный штаб британской армии. Именно здесь в 1921 году состоялась встреча Уинстона Черчилля, на тот момент министра по делам колоний, верховного губернатора Герберта Самуэля, Лоуренса Аравийского и первого короля Иордании Абдаллы I ибн Хусейна, на который решилась судьба так называемой Трансиордании. На встрече Абдалле предложили стать во главе государства, которое возникнет в Трансиордании, и так эти земли были отделены от «Национального дома», который евреи попросили после декларации Бальфура. На втором этаже больницы есть комната, посвященная Черчиллю.



В 1925-1927 году в Августе Виктории проживал верховный губернатор и фельдмаршал Герберт Плумер, однако потом Иерусалим постигло сильное землетрясение и здание «треснуло». Губернатор переехал в Бейт-Маханаим на улице ха-Невиим - http://lorien22.livejournal.com/245754.html, которое до того времени занимал президент ККЛ Менахем Усишкин. Все правительственные здания переехали в Сент-Паулус - http://lorien22.livejournal.com/193418.html, мое любимое секретное место напротив Шхемских ворот. В те же годы началось строительство дворца губернатора в районе, который потом назвали Армон ха-нацив (что в переводе так и означает, "дворец губернатора) и все постояльцы Августы Виктории переехали туда в 1933 году. В наши дни этот дворец занимает ООН. Я там кстати как-то был, но фотографий у себя в архиве откопать не могу. Поэтому покажу вам фреску Иисуса и его двенадцати учеников на крыше церкви Августы Виктории.



Дальше все было как всегда. В 1948 году Старый город отошел Иордании. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, комплекс был подвергнут бомбардировке с воздуха (единственная воздушная атака в границах Иерусалима) из опасений, что оттуда иорданские войска нападут на территорию горы Скопус (Ар ха-Цофим). На второй день битвы за Иерусалим два батальона бригады 55 поднялись на Масличную гору и захватили ее. С 1939 года  и до сегодняшнего дня комплекс принадлжеит организации LWF - Lutheran World Federation. Вход в больницу ограничен, но по остальной территории комплекса можно гулять свободно.



Церковь в Августе Виктории Посвящена вознесению Иисуса на небо (поэтому называется Церковь Вознесения, как и многие другие церкви в этом регионе - об этом еще будет), и поэтому направлена на юг, в отличие от большинства церквей мира, направленных на восток - фасадом на Капеллу вознесения, на месте которой и произошло сие знаменательное событие. Кроме церкви Вознесения с колокольней и приюта для паломников (который теперь и является больницей), тут есть также Немецкий протестантский археологический институт (в восточной части комплекса), и в нем огромная библиотека. Также здесь проходят разные концерты классической музыки, для тех, кто в теме.



Ну а мы теперь поднимемся на колокольню



И "обозреем" (не путать с оборзеем), так сказать, окрестности.



Бросим также взгляд сверху на внутренний двор. Он типично немецкий, как и внутреннее убранство церкви - украшения колонн, скульптуры и рельефы. Все украшения, включая мозаики и фрески были выполнены в Германии, и перевезены в Эрец-Исраэль на кораблях.



Квартал А-Тур на Елеонской горе, с возвышающейся колокольней Вознесенского монастыря



Эта церковь также называется Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, и именно туда мы сейчас и отправимся.



Попытка попасть в эту церковь сопровождалось немалыми приключениями. Во-первых, несмотря на высокую колокольню (64 метра), найти сам вход оказалось крайне непросто, благо комплекс окружен очень плотной арабской застройкой. Вдобавок местные жители, увидев мою крайне выделяющуся семитскую внешность, не выказали большого дружелюбия. Правда после того как я стал поближе к друзьям, которые отличаются более славянским типажом, они успокоились, пробормотали что-то типа "руссо туристо" (без облико морале), и показали нам таки, где вход в монастырь.



На этом, естественно, приключения не закончились. Вход был закрыт, внутрь пускают, очевидно, только паломников, и то не всегда, как в случае с Фаранской Лаврой, самым древним русским монастырем в Израиле - http://lorien22.livejournal.com/276980.html. Я постучал, мне открыл один из монахов, и осведомился, ортодокс ли я. - Ортодокс, ортодокс, конечно ортодокс! - поспешил заверить я. В глазах монаха, промелькнуло сомнение, и я  опять-таки поспешил толкнуть вперед себя своих друзей с более славянской внешностью. На этом монах сломался, и доступ был открыт!



Перед вами собор на территории Вознесенского монастыря. И собор и монастырь были построены между 1870 и 1887 годом под руководством архимандрита Антонина Капустина. Именно он замыслил, что собор будет построен в нео-византийском стиле и будет похож на знаменитый собор Св. Софии в Стамбуле - http://lorien22.livejournal.com/170719.html (Капустин даже называл его «маленькой Святой Софией»).  Он же спроектировал b колокольню монастыря. Самый большой колокол весит около 8 тонн, и русские паломники везли его из Яффо. Примечательно, что это был первый колокол, который прозвенел в Иерусалиме спустя многие столетия тишины - мусульманские власти Иерусалиме запрещали христианам звонить в колокола.



В соборе на полу можно увидеть любопытные пятна, которые по традиции считают следами крови убитых здесь монашек в ходе нашествия персов в 614 году. Монах из моей любимой Мар-Сабы - http://lorien22.livejournal.com/143137.html засвидетельствовал, что во время Персидского захвата на Масличной горе было убито 1207 монахов. Также в углу собора можно увидеть обломки двух колонн византийского монастыря, который построила Флавия Юлия Елена Августа - мать императора Константина.



Вообще-то про Елену я хотел рассказать чуть позднее, но раз уж речь зашла - считается что мать императора Константина построила как минимум три храма - Храм Гроба Господня, базилику Рождества Христова в Бейт-Лехеме и капеллу Вознесения, в наши дни находящуюся в руках мусульман. В книге «Житие св. Елены», написанной в VII веке, ей также причисляют строительство еще многих других церквей, как например церковь над гробницей Лазаря в Вифании - http://lorien22.livejournal.com/134753.html, храма двенадцати Апостолов возле Кинерета - http://lorien22.livejournal.com/231123.html, храма на горе Тавор - http://lorien22.livejournal.com/234752.html (древнего, разумеется, нынешний построил Барлуцци, о котором еще тоже будет рассказано), церковь святого семейства в Иерусалиме (в наши дни церковь Успения с гробницей Богородицы) в которую мы еще зайдем, и "Элеону", на останках которой в наши дни стоит церковь Патер Ностер. Ее видно с территории Вознесенского монастыря, и в нее мы еще тоже зайдем.



В монастыре вознесения есть две главные достопримечательности. Во-первых Часовня Вознесения, из которой в монастырь перенесли камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения. Во-вторых - в часовне находится место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. Часовня стояла здесь уже в IV веке, и её мозаичный пол был обнаружен Капустиным во время археологических раскопок. Выложенное мозаикой углубление в полу указывает место где глава была найдена. Сейчас на этом месте стоит новая часовня. Меня, если честно, больше интересовала армянская мозаика, о которой я уже упоминал здесь - http://lorien22.livejournal.com/298019.html, в ходе прогулки по секретным местам Армянского квартала в Старом Городе, но к ней меня не допустили, и пришлось рассматривать ее сквозь стекло и коврики, которыми она была закрыта.



Кстати - на второй фотке, которую я поставил в пост про армянский квартал очень хорошо видно укругление, где якобы обнаружили голову Иоанна. Однако вернемся к мозаике - армянский монах Анастасиус Армениус рассказывал о двух армянских монастырях на Масличной горе, один из которых - Монастырь евангелиста Иоанна, находился на том месте, где теперь построен русский монастырь. Эту теорию подтверждают две найденные мозаики, одна из которых находится в капелле (часовне) за собором Вознесения. На ней изображены рыбы и птицы, различные геометрические орнаменты, а памятная надпись об Иакове, армянском епископе Метцпинском. В углу мозаики, как сказано выше, можно увидеть железную клетку, ограждающую место, где, согласно традиции, нашли голову Иоанна Крестителя. Я нашел фотографию, котороя не ограждена правами на использование, поэтому пока сам не добрался (а доберусь я обязательно, поверьте мне) предоставлю вам ее на обзор.



В другой части здания есть мозаика, надпись на которой датируется V или VI веком, а сама мозаика выполнена веком ранее. К этой мозаике вроде вообще не пускают. Еще в этом здании, которое также называют «Дом начальника Русской духовной миссии или Архимандричий дом» ранее помещался музей древностей, собранных архимандритом Капустиным. Вдобавок на территории монастыря есть здание, в котором расположен Игуменский корпус, и в его зале была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью VI века.



Гуляя по территории монастыря мы наткнулись на вот такого прекрасного монаха, который поедал что-то прямо с куста. Я, увы, человек сугубо городской, несмотря на посещение всяких дач и деревень в первые годы своей белорусской жизни, поэтому последовать его примеру не решился.



Еще, гуляя по территории Вознесенкого монастыря, я увидел вдалеке прекрасное.



Поскольку о существовании этого комплекса я и не подозревал, то долго не мог понять, что же это за чудо такое. В последствии выяснилось что это - Бейт-Паги, или Вифагия. С тех пор комплекс уже годами входит в мой список главных мест для посещения в Израиле - http://lorien22.livejournal.com/239310.html, но поскольку он находится вроде как уже на палестинской территории, я все откладываю поход туда. Однако рано или поздно и туда доберусь.



А мы пойдем дальше. Заскочим ненадолго в Патер Ностер



Церковь Патер Ностер или Отче Наш в христианской традиции связывается с местом, где Иисус даровал апостолам молитву Отче наш. На террории монастыря находятся останки двух более древних церквей: византийской базилики Вознесения «Элеона» IV века и кармелитского монастыря XIX века под названием Церковь святого Сердца, строительство которой, так и не было закончено.

«Элеона» была одна из первых церквей, построенных в Иерусалиме. Возвела ее в 334 году уже упомянутая Елена, мать императора Константина. Церковь, как и большинство других зданий в Иерусалиме была разрушена персами в 614 году. Дальше тут была скромная церковь, которую построили крестоносцы в 1152 году на деньги двух братьев из Дании - адмирала Эскиля Свеннсона и епископа Свена Свенссона. Один из них умер к ходе окунания в реку Иордан - (линк на Каср эль-яхуд). Эту церковь разруших Салах ад-Дин в 1187 году.

Нынешнюю церковь построила принцесса де Латур д’Овернь между 1857 и 1872 годом. С тех пор этот участок, где расположен монастырь принадлежит Франции. В 1910 году в результате археологических раскопок были обнаружены остатки той самой византийской церкви IV века над пещерой. Было решено восстановить базилику, раскопали подземную крипту, однако в 1927 году проект был закрыт, благо деньги кончились. С тех пор дело не продвинулось.



Полюбуемся немного традиционными видами со смотровой площадки на Масличной горе. Самое главное, разумеется - Купол Скалы на Храмовой горе. Колокольня за Золотым куполом - церковь Терра Санта, в которой мне посчастливилось побывать во время Дней открытых дверей в Иерусалиме в прошлом году - http://lorien22.livejournal.com/262507.html. Слева - уже упомянутая церковь в Муристане. Ну а еще левей - Аль-Акса.



Смещаем наш взгляд влево, поскольку у каждого мужчины есть право на лево.



Извиняюсь за качество - в те дни о кэноне я еще даже и не мечтал. В левом краю мы видим греческий монастырь Св. Стефана.



Про него я увы не нашел никакой информации, поэтому рассказывать не буду (считайте, что вам повезло). Но буду рад, если кто-то захочет меня да просвятить, а пока мы смещаем взгляд по кадру направо, и посмотрим на еще две церкви - Доминус Флевит и Церковь Святой Марии Магдалины



Начнем с церкви Св. Марии Магдалины по двум причинам. Во-первых это еще одна русская церковь (на самом деле это не причина, но пусть будет), а во-вторых и куда более важных - мне нравится, как золотые луковки этой церкви гармонируют с моим любимым музеем Рокфеллера на заднем плане.




Кому интересно прочитать про экспозицию этого музея, на мой взгляд лучшего в Израиле, он может сделать это здесь - http://lorien22.livejournal.com/295252.html. А пока еще немного золотой гармонии.



Извините, увлекся. Возвращаясь к Церкви Св. Марии Магдалины - она в первую очередь примечательна тем, что построена на единственном участке земли на Масличной горе, на котором ничего не произошло). Отсюда Иисус не подымался в небо, не передавал косяк своему любимому ученику, никого не изгонял и ничего ни во что не превращал. В саду церкви обнаружили лестничный проем, по которому он таки да ходил, когда вышел из дома Лазаря и пошел в Иерусалим. Однако сама церковь не находится там, и не связано ни с одним событием из жизни Иисуса, его матери, его учеников или формированием христианства. Даже имя цервки - св. Магдалина, по имени его самой преданной последовательницы (я немного рассказывал про это, когда писал про Магдалу - http://lorien22.livejournal.com/291253.html ) с самой Марией никак не связано, и церковь очевидно названа в честь Марии Александровой, матери царя Александра III, в чью память и был построен храм.



Инициатором идеи стал все тот же архимандрит Капустин, а к строительству приложил руку сам Конрад Шик - http://lorien22.livejournal.com/245271.html. Тем не менее проект составил русский архитектор Д. Гримм (основатель «русского стиля» в архитектуре), поэтому церковь выглядит типично русской с золотыми луковками, как и церкви Кремля, например.



Снаружи, как мы видим церковь выглядит очень помпезно, но внутреннее убранство церкви скромное - простые рисунки на стенах и минамальное количество мебели и орнамента. Тем не менее иконы в церкви расписали великие русские художники XIX века - Иванов и Верещагин. Напротив входа в церковь в гефсиманском саду стоит древняя колонна неизвестного назначения. Согласно христианской традиции эта колонна получила название «Колонна предательства» или «Колонна поцелуя», и отмечает то место, где Иуда поцеловал Иисуса, прежде чем сдать его римским солдатам. Увы, внутри церкви Св. Марии Магдалины я пока тоже не был, благо "работает" она в какие-то крайне странные, что для туриста, что для простого рабочего человека часы. Придется и этот пробел как-нибудь восполнить. А пока приходится фотографировать церковь снаружи и истекать слюнями через забор)



Переходим к следующей церкви, Доминус Флевит.



При раскопках, проведенных здесь в 1953-55 годах была обнаружена большая гробница и останки византийского монастыря V века - рядом с церквушкой, посвященной Св. Анне. Что случилось с церковью неизвестно, но в отличие от всех остальных случаев, крестоносцы не построли на этом месте свою церковь. В 1518 году здесь оттоманцы возвели здесь мечеть в честь захвата Эрец-Исраэль, которую так и назвали - «Аль-Мансурия» (Победительница). Только потом обнаружилось, что когда-то здесь плакал Господин, и Францисканский орден смог выкупить землю. В 1891 году монахи построили тут капеллу. В 1940 году они выкупили еще кусок земли у Бенедиктинского ордена, испытывавшего в те годы финансовые трудности, и по окончанию археологических работ в 1955 году построили вот эту церковь «Слезу Флевита» - на месте старинного византийского монастыря.



Архитектором Доминус Флевит стал ни кто иной, как великий Антонио Барлуцци, который и придал церкви форму слезы, в память о плаче Иисуса, когда он предрек разрушение Иерусалима. Барлуцци я упоминал похоже практически в каждом посте про Иерусалим, ибо он построил все и всюду. Есть его сооружения и в Рехавии - http://lorien22.livejournal.com/244611.html, и в Тальбие - http://lorien22.livejournal.com/244153.html, не говоря уж про разные укромные уголки Старого города. Алтарь и останки византийской церкви были вплетены в современное сооружение, но в то время как древняя церковь направлена на восток, как большинство церквей мира, современная церковь направлена на запад, в соответствии с течением моды, поскольку когда Иисус стоял на Масличной горе и оплакивал Иерусалим, его лицо было направлено на запад.



При раскопках также был обнаружен комплекс гробниц, в котором был, в том числе гроб периуда поздней бронзовой эпохи, и некрополь из 60 гробниц времен Второго храма и начала византийской эпохи. Тут обнаружили 122 оссуария и 7 саркофагов, на котором были начертаны надписи на иврите, арамейском и греческом рядом с еврейскими именами и символом Хризмы (креста Константина). Возможно речь идет о пещерной гробнице иудео-христиан (я назвал их "Иудеяне"), то есть евреев, веровавших в Иисуса Христа (явление достаточно распространенное в I веке, когда различия между иудейской и христианской религией еще не были столь значимы).



Вид снизу на Доминус Флевит, церковь Св. Марии Магадлины, и Церковь всех наций или Базилику Агонии Господней, в которую мы сейчас и отправимся.



Церковь всех наций находится в Гефсиманском саду. Здесь совершил господь не-наш Иисус последнюю молитву (Моление о чаше) в ночь перед арестом. Она была построена в 1924 году на деньги верующих из 12 стран, в честь которых церковь имеет 12 куполов.



Архитектор - все тот же Антонио Барлуцци.



Раньше, как и везде, тут была маленькая византийская базилика, разрушенная персами в 614 году. Византийская церковь была построена при императоре Феодосии I (чей монастырь в Иудейской пустыне неподалеку от Мар Сабы я уже годами мечтаю увидеть - смотрите пост о самых желаемых точках Израиля), в виде базилики с тремя нефами, во главе каждого из которых находилась апсида. Центральная апсида была больше, чем две примыкающие к ней по краям - самый ранний церковный признак, известный в Израиле.



В XII веке крестоносцы построли здесь большую церковь, но она скорей всего была разрушена тем же Салах ад-Дином.



В ходе строительства нынешней церкви в 1920 году, при раскопках была обнаружена античная колонна и фрагмент мозаики из византийской базилики. Работы были прекращены, и возобновлены лишь два года спустя, в 1922 году. Еще через два года церковь была достроена.



Снаружи к церкви примыкает камень, на котором находится вырезанное из камня изображение молящегося Христа



Все паломники вошли внутрь церкви на молитву, и я воспользовался случаем, чтобы сделать кадр без людей. Контраст поразительный (посмотрите фото несколькими кадрами выше).



Ну а мы отправимся в последнюю точку назначения - Гробницу богородицы



Я на тот момент настолько устал от обилия впечатлений (семь церквей за три-четыре часа могут утомить даже самого рьяного туриста), что меня заинтересовали только "лампы" в гробнице)



Находится гробница в подземной пещере в Гефсиманском саду возле Церкви всех наций. Согласно христианской традиции, здесь похоронена дева Мария, мать Иисуса. В начале V века здесь была построена византийская церковь.



В конце VI века император Флавий Маврикий Тиберий Август построил на месте скромной церкви большую базилику, а прошлая церковь превратилась в крипту. В 614 году она была разрушена персами и одна из первых восстановлена Модестусом. В IX веке здесь также построили монастырь.



В средние века Го́тфрид IV Бульо́нский (Годфруа́ де Бульо́н) построил здесь церковь для бенедиктинских монахов. Позднее в 1130 году крестоносцы обнесли эту церковь и монастырь Св. Марии IX века стеной с башнями, однако все это не спасло ее от разрушения вездесущим Салах ад-Дином. И церковь и монастырь были стерты с лица земли, уцелела только подземная капелла и 47 ступенек, ведущих к могиле богородицы. Подземный зал выполнен в форме креста. Кроме греко-ортодоксов и армян, здесь имеют право совершать обряда и копты, и Сиро-яковитская (Сирийская) православная церковь.



В XIV веке право на церковь получили францисканцы, а в 1757 году ее передали греческо-ортодоксальной церкви, которая владеет правами на нее до наших дней (совместно с армянской церковью).



Меня всегда поражало обилие символов в Старом городе Иерусалима. Тут вам и русская православная "икона", и греческая церковь, и мечеть, и стена еврейского города... И все, как всегда, на пятачке метр-на-метр.



На этом пожалуй все. Если суммировать - надо вернуться в Вознесенский монастырь и добраться до мозаик, посетить капеллу Вознесения, попасть в Бейт-Паги и церковь Марии Магдалины, и сделать несколько общих кадров для более полного охвата церквей на Масличной горе. А пока выйдем из Гробницы богородицы, и пойдем наверх, к монастырю Св. Стефана.



Я таки зашел внутрь, после чего поднялся дальше наверх, вошел обратно в Старый город через Львиные Ворота (ворота Св. Стефана) и пошел в церковь Св. Анны в Мусульманском квартале. Но это уже совсем другая история, которая будет рассказана отдельно)



Всем спасибо и надеюсь вы не утомились. Я лично утомился)

Монастыри, История, Церкви, Исследуем страну, Израиль, Самое прекрасное в мире, Иерусалим

Previous post Next post
Up