Количество храмов в Киото - как древних, так и более современных - превосходит все разумные границы воображения. Их как минимум несколько сотен (а может и больше), и что примечательно - в каждом есть своя уникальная особенность. Один храм самый золотой, другой самый большой, третий самый древний, в четвертом находится самый красивый сад, в пятом - единственная в мире статуя Будды, которая оглядывается назад, и так далее. Сегодня мы отправимся в храм с самым большим количеством ворот - Фушими Инари (также претендующего на звание самого оригинального храма в Киото), оттуда - в храм с самым длинным деревянным строением в мире (а также с самым большим количеством статуй будды в одном зале) - Санджусанджендо, дальше - в храм То-дзи с самой высокой деревянной пагодой в Японии. Ну и немного погуляем по самым окрестным окрестностям)
Фушими Инари - главный из храмов, посвященных Инари - богу риса, лис, и сельского хозяйства. Ну и раз уж мы про лис...
Кицунэ, лиса-оборотень, посланник богов. Их статуй тут не меньше, чем пресловутых ворот, поэтому многие даже называют Фушими Инари "Лисий храм". Говорят, по территории храма бегают и живые лисы, но я таковых не видел. Может они выходят ночью, когда туристов чуть поменьше. На лбах у лис изображены знаки триединой Луны, а во рту - разные предметы, которые в случае опасности или нужды оживают. Например ключ от хранилищ с рисом.
Статуи есть и большие и маленькие - на любой вкус и цвет.
Даже таблички для пожеланий, которые можно найти в
каждом храме - тут в форме лисьих голов.
Дети от них в полном восторге)
Однако прежде всего храм Фушими Инари знаменит своими многокилометровыми аллеями из ворот тории.
Вся сувенирная продукция храма посвящена воротам. Тории можно купить любого размера - от крошечных, до натуральной величины.
Ворота в основном деревянные, время от времени их опоры сгнивают, и тории приходится менять. Пожертвовать деньги на установку новых ворот может любой желающий, тем более что Инари также бог изобилия, и приносит удачу в бизнесе. Поэтому почти все ворота установлены на пожертвования частных лиц или компаний, о чм свидетельствуют выгравированные на воротах надписи. Я даже нашел несколько любопытных на английском - например парикмахерская). Цены, кстати, вполне приемлемые))
К установке готовят новую партию ворот))
Ну а теперь давайте просто немного погуляем и впечатлимся
У входа в Фушими Инари
На то, чтобы пройти весь маршрут, среднестатистическому туристу потребуется, пожалуй, весь день. В какой-то момент начинается,
как всегда в Японии, добротный подъем в горочку, и длится этот подъем несколько километров - а потом еще надо идти назад. Вдобавок в Киото обычно не холодно, и хотя по дороге есть где запастить водой, следует морально подготовиться к покорению "Лисьего храма". В общем если вы любите пешие прогулки - запаситесь свободным днем, и вперед к походу в добрых 10 километров. Если нет - всегда можно пройти по укороченному маршруту.
Эти ворота и атмосфера - незабываемы. Я уже видел и чудо света Киото -
храм Киёмидзу, и
Золотой храм, о котором мечтал много лет, но именно в Фушими Инари мне понравилось больше всего.
А в этом месте как не вспомнить великое стихотворение Роберта Фроста?
Two roads diverged in a yellow wood В осеннем лесу у развилки дорог
And sorry I could not travel both Стоял я, задумавшись, у поворота;
And be one traveler, long I stood Пути было два, и мир был широк,
And looked down one as far as I could Однако я радвоиться не мог,
To where it bent in the undergrowth И надо было решаться на что-то
Two roads diverged in a wood, and I - Две дороги открылись передо мной и я -
I took the one less traveled by, Я выбрал менее исхоженный путь
And that has made all the difference. И именно это все изменило.
После Фушими Инари я хотел немного сменить атмосферу, и отправился в национальный музей искусства.
Какого же было мое разочарование, когда я узнал, что музей закрыт, поскольку ведется активное строительство нового здания.
Я еще не писал про Токийский национальный музей, хотя он того безусловно заслуживает. Кроме всего прочего мне понравилось архитектруная мысль - в Токийском комплексе пять зданий, все разных эпох и стилей - от традиционного, через европейское и до ультрасовременного. В Киото, как я вижу, решили последовать примеру "старшего брата" - рядом с европейским стилем строят современный комплекс. Выглядит красиво.
Пришлось фотографировать издалека. Еще примечательно национальная статуя Родена у входа в музей))
Следующим на моем пути был храм Санджусанджендо, знаменитый двумя вещами. Во-первых именно на территории этого храмого комплекса находится самое длинное деревянное строение в мире.
Ну а во-вторых - внутри этого строения находится тысяча и одна стутая будд. и все они смотрят на тебя... ну вы поняли. Как только входишь в зал, у тебя прямо начинаются галлюцинации - очень впечтляет. Проблема в том, что то-ли по туристическим соображениям, то-ли по религиозным фотографировать внутри зала нельзя. Это обычная практика, но в Санджусанджендо на каждом углу была вывеска по английски, что всюду работают камеры наблюдения, и что на выходе будут проверять фотоаппараты, и у тех, кто фотографировал, технику будут отнимать! - даже если это крутые кэноны и т.д. Я лично мало поверил в то, что вежливые японцы способны что-либо у кого-либо отобрать, но никто не фотографировал, и я решил не рисковать фотоаппаратом. В итоге, само собой, никто ничего на выходе не проверял и не отнимал, и фотать можно было легко, но запугать туристов удалось)) В сущности запрет как всегда остался мне не ясен - в интернете полно фоток, и одну из них я и предоставляю вам на обозрение.
Санджусанджендо - национальное сокровище Японии. Не пропустите.
Как я уже рассказывал вам, Киото делится на "квадраты", которые следует исслледовать скурпулезно и систематически. Есть квадрат, где находится храмы Мёсин-дзи и Нинна-Дзи -
http://lorien22.livejournal.com/235564.html, а также легендарный храм 15 камней Рёан-дзи -
http://lorien22.livejournal.com/235777.html, Корю-дзи и Дайтоку-дзи. Есть квадрат с Дорогой Философа, начинающейся от Серебрянного храма Гинкаку-дзи и через Эйкан-до (тот самый, где уникальный будда оглядывается назад) и потрясающий Хонен-ин доходит до Нандзэн-дзи -
http://lorien22.livejournal.com/236314.html. Квадрат о котором речь идет в этом посте я называю "привокзальным", поскольку все храмы в нем находятся поблизости от потрясающего футуристического вокзала в Киото, о котором я тоже уже писал -
http://lorien22.livejournal.com/238771.html. Кроме Фушими-Инари и Санджусанджендо, в нем находятся храмы-близнецы Ниши и Хигаши Хонга-дзи.
Находятся они на самом выходе из вокзала. В Ниши Хонга-дзи (напомню что главная тема этого поста - все самое-самое) располагаются две старинные сцены театра, северная из которых датируется 1581 годом, и считается (!) - древнейшей в Японии.
Дракон, потому что я ставил одного как минимум в каждый пост.
Ну и напоследок, поскольку этот храм тоже находится в привокзальном квадрате - отправимся в То-дзи.
В То-дзи тоже есть свои уникумы. Например древняя деревянная сокровищница, построенная в стиле Азекура, то есть без использования гвоздей.
Но в первую очередь То-дзи известная своей пагодой. Ее высота 54,8 метра и это самая(!) высокая деревянная башня в Японии.
Вторая по высоте - около 51 метра - находится в храме Кофуку-дзи в Наре, если вдруг кому интересно, о нем я писал здесь -
http://lorien22.livejournal.com/236645.html. Ну а пока - еще немного красивых сооружений в То-дзи.
В этом сооружении проходит неплохая выставка японского искусства. Этакое влияние Матиссо-Гогена (или может наоборот?).
Еще драконы. Как же без них?
Ну а поскольку начали мы самым-самым, то и закончить следует таковым - вид на пагоду То-дзи на выходе из храмового комплекса.
Я уже почти закончил с Киото. Радуйтесь))