В предыдущем посте я осветил историю возникновения новой линии метро Москвы, через какие промежуточные этапы проектировщики пришли к той трассировке, что является актуальной на данный момент. Здесь мы детально разберём станции Рублёво-Архангельской линии, запланированные на ней.
01
Современная трассировка Рублёво-Архангельской линии включает в себя 10 станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Пресня», «Карамышевская» (также известна по проектными названиям «Проспект Маршала Жукова» и «Улица Народного ополчения»), «Бульвар Генерала Карбышева», «Живописная», «Строгино», «Липовая роща», «Рублёво-Архангельское», «Ильинская».
Деловой центр
02
Южная станция из двух с таким названием открылась в «центральном ядре» Московского Международного Делового Центра «Сити» 26 февраля 2018 года в составе участка «Деловой центр» - «Петровский парк». Конструктивно станция «Деловой центр» колонная трёхпролётная глубокого заложения с одной островной платформой. В настоящее время работает в составе Большой Кольцевой линии, в дальнейшем будет несколько лет восточной конечной на Рублёво-Архангельской линии. Со станции можно будет сделать пересадку на Солнцевскую линию путём перехода на соседнюю северную станцию, которая аналогична по конструктиву и оформлению южной. Также можно совершить наземный переход к станции «Деловой центр» Московского Центрального Кольца. В перспективе планируется соединить станции метро и Московского Центрального Кольца надземно-подземным переходом, включающим мост для пешеходов через Тестовскую улицу. Ещё одна пересадка с обеих станций «Деловой центр» осуществляется на «Выставочную» Филёвской линии.
03
Шелепиха
04
Вторая станция, временно находящаяся в составе Большой Кольцевой линии, это «Шелепиха». Конструктивно колонная трёхпролётная мелкого заложения с одной островной платформой. Открыта вместе со станцией «Деловой центр» 26 февраля 2018 года на участке «Деловой центр» - «Петровский парк». Со станции осуществляется подземный переход на одноимённую станцию на Московском Центральном Кольце. Действует наземный переход к платформе
Тестовская Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги и первого Московского Центрального Диаметра.
05
Камеры съездов на Рублёво-Архангельскую линию
На действующем сейчас перегоне Большой Кольцевой линии «Шелепиха» - «Хорошёвская» запланированы камеры съездов на Рублёво-Архангельскую линию так, что основной маршрут движения по прямой - к персппктивной станции «Пресня» Рублёво-Архангельской линии, а съезд по отклонению - к станции «Хорошёвская» Большой Кольцевой линии. Построена камера съезда только при движении в сторону станции «Шелепиха». В обратную сторону на этом месте находится только обычный тоннель с кривой малого радиуса в том месте, где будет сооружена вторая камера съездов. Из-за кривой сейчас поезда снижают скорость, едва отъехав от станции «Шелпиха» к «Хорошёвской».
06
Ориентировочно в 2022-2023 годах после соединения всех участков Большой Кольцевой линии и начала строительных работ на Рублёво-Архангельской линии движение поездов от станции «Шелепиха» к «Хорошёвской» будет прекращено в обоих направлениях и участок «Деловой центр» - «Шелепиха» превратится в обособленную линию с челночным движением по одному или обоим путям до момента включения его в Рублёво-Архангельскую линию. Но при этом сохранится связь участка по одному пути со станцией «Хорошёво» в качестве служебно-соединительной линии и с Солнцевской линией, съезды на которую располагаются между станциями «Шелепиха» и «Деловой центр» и в данный момент эксплуатируются для соединения Солнцевской и Большой Кольцвой линии в общий маршрут движения от станции «Рассказовка» до станции «Савёловская». К моменту отделения участка «Деловой центр» - «Шелепиха» будут достроены оборотные тупики станции «Деловой центр» Солнцевской линии и сквозное движение «Рассказовка» - «Савёловская» будет прекращено. Конечной Солнцевской линии станет «Деловой центр» (северная станция).
Пресня
07
08
Первая новая станция Рублёво-Архангельской линии появится в промзоне Силикатных проездов, застраиваемой жилыми комплексами. Эту станцию то отменяли, то снова возвращали в проект линии. Дело в том, что без «Пресни» перегон от «Шелепихи» к «Карамышевской» совсем немного, но превышает максимально допустимую длину в 3 километра, что означает необходимость размещения на нём промежуточной станции или аварийного выхода. Так как в данном районе запланирована массовая жилая застройка, было решено всё же построить полноценную станцию. «Пресня» - станция мелкого заложения с двумя вестибюлями. Восточный вестибюль ведёт к нынешнему перекрёстку Шелепихинского шоссе, 1-го Силикатного проезда и улицы Шеногина. А вот западный по планам выходит вглубь застраиваемой территории бетонного завода ЗАО «Ингеоком».
09
Рядом со станцией «Пресня» с юга находятся строящийся жилой комплекс «Сердце столицы» и проектируемый
жилой квартал на улице Шеногина на месте Краснопресненского завода железобетонных конструкций. Станция располагается на месте несуществующей пока связки Шелепихинского шоссе с 3-м Силикатным проездом. Недалеко от этого места планируется построить одноимённую
станцию Московского Центрального Кольца.
10
Выше вид в сторону проектируемого восточного вестибюля станции «Пресня» Рублёво-Архангельской линии метро. Слева один из строящихся корпусов ЖК «Сердце столицы». А вот как застройщик «ФСК» видит соседний квартал на Шеногина рядом с будущей станцией метро:
11
12
Карамышевская
13
Насчёт этой станции нужно углубиться в историю и вспомнить, что сначала пересечение Большой Кольцевой линии и радиальной линии вдоль улицы Мнёвники (ей могла стать Митинско-Бутовская хорда, Филёвская линия, Калининско-Строгинская линия или, наконец, Рублёво-Архангельская), было запланировано рядом с развязкой трассы нынешней Северо-Западной хорды на пересечении улицы Народного ополчения, проспекта маршала Жукова и улицы Мнёвники. Развязка проектировалась с учётом размещения рядом с ней двух станций метро: Большой Кольцевой линии вдоль улицы Народного ополчения и радиальной линии вдоль улицы Мнёвники. При этом вестибюли станций интегрировались с подземными переходами в районе развязки. ООО «Метропроект» были авторами этой увязки.
14
А когда приступили к реальному проектированию Большой Кольцевой линии, что-то пошло не так. Другая компания (АО «Мосинжпроект»?) на смола взять имеющуюся заготовку. Вместо этого они предложили в одном из вариантов на Большой Кольцевой линии двухпутные тоннели, что уже меняло «посадку» станции и ставило под вопрос пересадку на радиальную линию. А в других вариантах предлагались однопутные тоннели, но при этом станция Большой Кольцевой линии перемещалась под проспект маршала Жукова. Возможно, всё это связано с тем, что проектировщики боролись за уменьшение длины перегонов, или же открылись какие-то гидрогеологические препятствия, а этот район очень плох своей «карстовостью», то есть подземными пустотами.
15
В итоге был выбран вариант №3 со станцией Большой Кольцевой линии под проспектом маршала Жукова, а пересадочная станция Рублёво-Архангельской линии под улицей Мнёвники стала планироваться глубокого заложения для обеспечения возможности строительства пересадки на Большую Кольцевую линию без сноса местной застройки. Вторая причина подобного решения - нежелание авторов проекта связываться с прокладкой тоннелей двух линий с небольшой разницей глубин под развязкой.
16
Последнее обстоятельство сыграло свою дальнейшую роль - в итоге станцию Рублёво-Архангельской линии разместили под улицей Демьяна Бедного под углом в 90 градусов к станции Большой Кольцевой линии. Обе станции узла в с большой вероятностью получат одинаковое название «Карамышевская», но имеют рабочие названия «Проспект Маршала Жукова» и «Улица Народного ополчения». Станция Рублёво-Архангельской линии мелкого заложения, с двумя вестибюлями: южным, пересадочным на станцию Большой Кольцевой линии, с выходом к перекрёстку проспекта маршала Жукова и улицы Демьяна Бедного, и северным к перекрёстку Новохорошёвского проезда и улицы Демьяна Бедного. На схеме ниже приводится вариант размещения станции середины 2020 года:
17
В вариантах начала 2020 года и конца 2019-го вестибюли станции Рублёво-Архангельской линии имеют другое расположение выходов:
18
Также на схемах можно рассмотреть, что это станция колонная трёхпролётная с одной островной платформой.
19
В 2020 году в рамках строительства станции Большой Кольцевой линии для организации будущей пересадки на Рублёво-Архангельскую было решено не откладывая строить задел под коридор перехода между стациями. Для этого перекрыто движение по улице Демьяна Бедного. Также в 2020 году проведён архитектурный конкурс на оформление будущей станции, в котором победу одержало архитектурное бюро
ASADOV, основанное Александром и Андреем Асадовыми. Давайте посмотрим рендеры победившего проекта:
20
21
22
Георгий Жуков - один из символов победы в Великой Отечественной войне. Орден Отечественной войны - одна из самых почитаемых наград страны, символ мужества, храбрости и героизма советских людей. Именно этот орден служит прообразом архитектурного решения станции. Красная звезда, белое обрамление и золотые лучи сплелись воедино, превратившись в обелиски славы. В парадном строю застыли воины-победители. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство.
23
24
25
Большую роль в архитектуре станции играет свет. Общее освещение создается отраженным светом, источники которого спрятаны за боковыми продольными карнизами и основаниями звезд - капителями колонн. Тонкие лучи золотого света создают геометрический световой орнамент на потолке. Особую торжественность интерьеру придает рубиновый свет стеклянных участков колонн.
26
27
28
Входные павильоны в виде красных клиньев четко маркируют зоны входов на станцию и, вместе с тем, несут символическую составляющую, перекликаясь со стрелками на картах военных действий.
29
30
31
Конечно же, далеко не факт, что в итоге оформление будет именно таким.
Бульвар Генерала Карбышева
32
Станция, появившаяся после изменения трассировки линии из-за переноса предыдущей станции на новое место, из-за чего запланированный много лет назад вариант вдоль проспекта маршала Жукова стал невозможен. Теперь от улицы Демьяна Бедного линия поворачивает на 90 градусов к улице маршала Тухачевского и в районе её пересечения с бульваром генерала Карбышева ещё одна станция Рублёво-Арханглеьской линии будет построена в рамках ввода первого участка от «Делового центра» до «Строгино».
33
«Бульвар Генерала Карбышева» станция мелкого заложения. Проектируется с двумя вестибюлями - западным и восточным с выходами на улицу маршала Тухачевского и бульвар генерала Карбышева. К югу от станции располагается квартал реновации, окружённый бульваром генерала Карбышева, улицами генерала Глаголева и маршала Тухачевского и проспектом маршала Жукова.
34
В визуализации из
ролика, посвящённого
реновации квартала, размещение выходов не соответствует схеме станции из проекта линии.
Живописная
35
Эта станция изначально планировалась у примыкания одноимённой улицы к проспекту маршала Жукова. Но из-за изменения трассировки линии станция «Живописная» теперь размещена западнее перекрёстка одноимённой улицы с улицей Паршина. Так как следующий перегон в сторону «Строгино» уходит под берег Москва-реки, а «Живописная» размещается на её берегу, станция будет глубокого заложения. Пока не ясен способ строительства. Вряд ли тут применят закрытый. Скорее всего, станцию построят в глубоком котловане, ведь опыт подобного строительства в Москве уже есть: «Электрозаводская» и «ЦСКА» Большой Кольцевой линии.
Строгино
36
Когда-то давно станция «Строгино» планировалась двухэтажной, аналогично «Спортивной» Фрунзенско-Приморской и Кольцевой линий Петербургского метрополитена. Один из ярусов должна была занимать Арбатско-Покровская линия, второй - Митинско-Бутовская хорда. Поэтому действующую станцию построили на большей глубине и с более широкой платформой - следствие заготовленного котлована для двух этажей. Когда в 1990-е и 2000-е годы на метро денег у города не хватало, перспективы хордовой линии стали туманны. Поэтому было решено переделать узел на две параллельные станции под Строгинским бульваром. Задел в виде котлована по центру бульвара стал станцией «Строгино» Арбатско-Покровской линии.
37
Вторая станция на момент появления новых планов уже принадлежала не Митинско-Бутовской хорде, а Калининско-Строгинской линии. Интересно, что участок Арбатско-Покровской от Строгино до Митино должен был быть передан Калининско-Строгинской линии. Для этого в тоннелях за станцией «Строгино» оставлены заделы для съездов на другую линию.
38
На схеме выше представлен один из предварительных вариантов узла. В итоге выходы построили по-другому. На нижней схеме вариант, более похожий на то, что получилось. Отметим реализованную лестницу вместо эскалаторов в восточном вестибюле и, кажется, другие в плане вестибюли. Под цифрой «2» скрывается параллельная станция, её контур проступает светлой штриховкой.
39
На современной схеме станция «Строгино» Рублёво-Архангельской линии размещается восточней действующей Арбатско-Покровской линии, между восточным вестибюлем последней и Таллинской улицей. Очевидно, переход будет осуществляться из западного вестибюля новой станции в восточный старой, при этом всего у новой «Строгино» запланировано два вестибюля. Таким образом, станция будет неудобна для пешеходного доступа жителей западной части района. Вторая «Строгино», как и первая, мелкого заложения. Заделы съездов на Арбатско-Покровскую линию, скорее всего, применены не будут. Впрочем, схема плохо читается. Возможно, служебно-соединительная линия тут всё же появится.
40
На станции «Строгино» заканчивается первый пусковый участок Рублёво-Архангельской линии. Про следующие станции будет отдельная часть. Там же рассмотрим перспективы развития линии.
41
Спасибо за внимание!