Неглинные истории

Jun 07, 2015 22:57

В субботу я побывала на еще одной экскурсии проекта " Народный гид" - на этот раз полноценно. Это была прогулка "Неглинные истории" от riese.
Неглинная - не очень исследованная мною улица, хотелось пройти ее ногами и послушать чей-нибудь живой рассказ. И вот что я узнала...




Алексей собрал вокруг себя цветник прекрасных дам на Цветном бульваре. Кстати, "Цветной" бульвар именно из-за цветов: торговля ими здесь была настолько активной, что о том знала вся Москва - пришлось даже название менять. А до того (до середины XIX века) бульвар был Трубным.



Сзади Алексея Трубная площадь. Свое название она получила по арке - "трубе" - в башне Белого города, под которой протекала река Неглинка. В других местах ворота, а здесь вот труба.




Неглинная улица, дом 29, стр. 1. Нынче здесь расположена Школа современной пьесы. А примерно полтора века назад здание было выстроено для ресторана "Эрмитаж" знаменитого французского повара Люсьена Оливье. Кто не знает Оливье? Все знают Оливье!
Архитектор - Михаил Николаевич Чичагов (1837-1889), который построил, кстати, и заинтересовавший меня на прошлой экскурсии этого проекта Театр Корша.
Алексей выдвинул теорию, что предок М. Чичагова послужил прототипом Гоголю для Чичикова в "Мертвых душах". Мне эта идея показалась интересной, в сети и правда упоминают об адмирале Павле Чичагове, которого якобы подразумевал Гоголь - на этой же версии строится книга Владимира Шарова "Возвращение в Египет". Но быстрым поиском связь между династией архитекторов Чичаговых и адмиралом Павлом Васильевичем не прослеживается. Так что мне это кажется маловероятным, пусть данное утверждение останется на совести Алексея.
В 1902 году в "Эрмитаже" праздновали премьеру пьесы Максима Горького "На дне". Сам писатель ходил между столиков, чокался с актерами и радостно восклицал: "Черти вы этакие, как вы хорошо играли". Ему отвечали репликами из текста постановки.
Кроме богачей и писателей ресторан любили студенты - здесь гуляли в Татьянин день - и... самоубийцы. Которые решали, что раз помирать, так с музыкой, и выбирали для ухода на тот свет роскошные интерьеры и общую шикарную обстановку "Эрмитажа".
Последним обед здесь оказался и для генерала Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882). Но к этой истории мы вернемся немного позже.




Общий вид Неглинной улицы. Когда-то здесь проходил трамвай.




Рассматриваем схему московских трамваев.




Неглинная улица, дом 14, стр. 1А. Главный корпус Сандуновских бань. Алексей сказал, что на старых открытках к изображению этого здания можно прочитать подпись "Сандуновские бани", но по правде бань в этом доме никогда не было.
На самом деле все строения под общим номером "14" на Неглинной улице относятся к архитектурному ансамблю Сандуновских бань, которые были, как сказали бы в наше время, многофункциональным комплексом.
Конкретно вот это здание - дом 14 строение 1А - главный корпус с доходными квартирами, магазинами, банной частью и парадным мавританским двориком (1894-1895, архитектор Б. В. Фрейденберг).




Звонарский переулок. Непосредственно здание мужских бань. Я даже и не знала, что в Сандунах снималось столько фильмов! "Броненосец "Потёмкин" (в бассейне), "Александр Невский" (в бассейне), "Брат-2", "Старый новый год" (сцена в номере с бассейном). Даже баня легенадрной "Иронии судьбы, или С лёгким паром!" изначально была именно эта. "Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню". Только потом режиссеру не понравилась игра актеров, и этот эпизод пересняли в павильонах "Мосфильма".
Пока Алексей рассказывал, из дверей вдруг вышли двое загорелых и накачанных мужчин. Из одежды на них красовались одни только длинные красные полотенца. Молодые люди выглядели словно иллюстрация к рассказу нашего гида, но фотографировать их я все-таки постеснялась. Хотя это было бы не исподтишка, они прекрасно видели, что мы всей группой смотрим в их сторону.




Крышка канализационного люка на Неглинной улице. Возможно, этот ход ведет куда-то в старое русло реки Неглинки.




Неглинная улица, 12. Здание было построено в 1894 году для Московской конторы Государственного банка, ныне здесь расположен Центральный банк РФ.
Барельефы выполнены архитектором Александром Михайловичем Опекушиным, самая известная работа которого - памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади, чей день рождения (Пушкина, конечно) широко отмечался в Москве как раз в день нашей экскурсии.




Алексей рассказал, что этот термометр на стене Банка - один из старейших в Москве.




ЦУМ - бывший "Мюр и Мерилиз" - туристическая достопримечательность, поэтому не буду на нем сейчас останавливаться.
Отмечу только, что раньше совершенно не задумывалась: ведь профессор Преображенский именно сюда отправляет домработницу Зиночку за ошейником для пса Шарика в "Собачьем сердце" М. Булгакова.

И начинался вой. Пса, прилипшего к ковру, тащили тыкать в сову, причем пес заливался горькими слезами и думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте!»
- Сову чучельнику отправить сегодня же. Кроме того, вот тебе восемь рублей и шестнадцать копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему хороший ошейник с цепью.
На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя - как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро он понял, что он просто - дурак. Зина повела его гулять на цепи. По Обухову переулку пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но, пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересекали трамвайные рельсы, милиционер поглядел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вернулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер переднюю дверь и впустил Шарика. Зине он при этом заметил:
- Ишь, каким лохматым обзавелся Филипп Филиппович. И удивительно жирный.
- Еще бы. За шестерых лопает,- пояснила румяная и красивая от мороза Зина.

Спасибо Алексею за это замечание.




Неглинная улица, 6/2. Здание построено в 1822 году по рисунку архитектора О. Бове.
Изначально здесь располагалось Военно-сиротское училище - в нем воспитывались сироты из семей военных. Театральное училище расположилось в здании в 1863 году. Ныне тут - Театральное училище имени Щепкина ("Щепка").




По условиям конкурса "Народный гид" в маршруте обязательно должна присутствовать гостиница. Мы прошли мимо современного отеля "Арарат" (раньше на этом месте была гостиница "Армения", а еще раньше - "Европа") и вышли к зданию бывшей знаменитой гостиницы Карла Дюссо на углу Неглинной улицы и Театрального проезда.
"Дюссо" была открыта в середине 1860-х годов. В конце 1870-х годов это и соседнее здание приобретает потомственный почетный гражданин Герасим Иванович Хлудов, после смерти которого все переходит к его дочерям. К концу XIX века Хлудовым принадлежит весь квартал между нынешними улицей Неглинной, Рождественкой, Театральным проездом и Пушечной: в строениях квартала располагаются доходное жилье и бани (вполне конкуренты Сандунов). В начале 1890-х годов архитектор С. С. Эйбушиц встраивает старое угловое здание в новое четырехэтажное строение - мы теперь видим этот дом таким.
Про гостиницу "Дюссо" можно подробно прочитать здесь.
А здесь - про доходные дома и бани Хлудовых
У Дюссо останавливались Достоевский и Чайковский, захаживал в ресторан при гостинице Лев Толстой.
В мире литературы в "Дюссо" бывали Левин, Вронский, Каренин - и Эраст Фандорин.
Имена актуальных постояльцев писали на специальной табличке, находящейся на всеобщем обозрении, что создавало жильцам различные хлопоты, зато привлекало в буфет сплетников и любопытных бездельников.
И самое время вернуться к истории с генералом Скобелевым. Именно здесь он остановился в тот свой приезд в Москву, когда внезапно скончался по загадочным - и до сих пор нерасследованным - причинам. Правда, как позже выяснилось, умер он, по всей вероятности, в другой гостинице, и лишь потом его тело переместили в "Дюссо".
Отравили ли его в "Эрмитаже", не выдержало ли сердце при общении с дамой, умертвили ли каким-то другим образом - слухи ходили даже о возможном самоубийстве. Вероятнее всего, правды мы никогда не узнаем. Эта загадочная история в художественном варианте описана у Бориса Акунина в "Смерти Ахиллеса".




На этой таинственной ноте завершилось наше путешествие по Неглинной улице. Никого из экскурсантов не сбросили в русло Неглинки - то есть, как и было обещано, мы не спустили к концы в воду. В общем, ни один экскурсант и даже, кажется, ни один гид не пострадал :)

Спасибо сообществам mosblog и spbblog и компании Hotellook за импульс собраться интересным людям и поговорить о Москве.




Материалы по теме
Неглинные истории: пост нашего гида Алексея с материалами к экскурсии
Прогулка с героями Бориса Пастернака. Свеча горела... Неглинная улица зимой
Про летние прогулки по городу

Неглинная, Цветной бульвар, Булгаков Михаил, "Собачье сердце", "Мертвые души", "Анна Каренина", Акунин Борис, Фандорин Эраст, Горький Максим, Трубная площадь, Достоевский Ф. М., Толстой Лев, Гоголь Николай, Кузнецкий мост

Previous post Next post
Up