В субботу я побывала на еще одной экскурсии проекта "
Народный гид" - на этот раз полноценно. Это была прогулка "Неглинные истории" от
riese.
Неглинная - не очень исследованная мною улица, хотелось пройти ее ногами и послушать чей-нибудь живой рассказ. И вот что я узнала...
Алексей собрал вокруг себя цветник прекрасных дам на Цветном бульваре. Кстати, "Цветной" бульвар именно из-за цветов: торговля ими здесь была настолько активной, что о том знала вся Москва - пришлось даже название менять. А до того (до середины XIX века) бульвар был Трубным.
Сзади Алексея Трубная площадь. Свое название она получила по арке - "трубе" - в башне Белого города, под которой протекала река Неглинка. В других местах ворота, а здесь вот труба.
Неглинная улица, дом 29, стр. 1. Нынче здесь расположена Школа современной пьесы. А примерно полтора века назад здание было выстроено для ресторана "Эрмитаж" знаменитого французского повара Люсьена Оливье. Кто не знает Оливье? Все знают Оливье!
Архитектор - Михаил Николаевич Чичагов (1837-1889), который построил, кстати, и заинтересовавший меня на прошлой экскурсии этого проекта
Театр Корша.
Алексей выдвинул теорию, что предок М. Чичагова послужил прототипом Гоголю для Чичикова в "Мертвых душах". Мне эта идея показалась интересной, в сети и правда
упоминают об адмирале Павле Чичагове, которого якобы подразумевал Гоголь - на этой же версии строится книга Владимира Шарова "Возвращение в Египет". Но быстрым поиском связь между
династией архитекторов Чичаговых и адмиралом Павлом Васильевичем не прослеживается. Так что мне это кажется маловероятным, пусть данное утверждение останется на совести Алексея.
В 1902 году в "Эрмитаже" праздновали премьеру пьесы Максима Горького "На дне". Сам писатель ходил между столиков, чокался с актерами и радостно восклицал: "Черти вы этакие, как вы хорошо играли". Ему отвечали репликами из текста постановки.
Кроме богачей и писателей ресторан любили студенты - здесь гуляли в Татьянин день - и... самоубийцы. Которые решали, что раз помирать, так с музыкой, и выбирали для ухода на тот свет роскошные интерьеры и общую шикарную обстановку "Эрмитажа".
Последним обед здесь оказался и для генерала Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882). Но к этой истории мы вернемся немного позже.
Общий вид Неглинной улицы. Когда-то здесь проходил трамвай.
Рассматриваем схему московских трамваев.
Неглинная улица, дом 14, стр. 1А. Главный корпус Сандуновских бань. Алексей сказал, что на старых открытках к изображению этого здания можно прочитать подпись "Сандуновские бани", но по правде бань в этом доме никогда не было.
На самом деле все строения под общим номером "14" на Неглинной улице относятся к архитектурному ансамблю Сандуновских бань, которые были, как сказали бы в наше время, многофункциональным комплексом.
Конкретно вот это здание - дом 14 строение 1А - главный корпус с доходными квартирами, магазинами, банной частью и парадным мавританским двориком (1894-1895, архитектор Б. В. Фрейденберг).
Звонарский переулок. Непосредственно здание мужских бань. Я даже и не знала, что в Сандунах снималось столько фильмов! "Броненосец "Потёмкин" (в бассейне), "Александр Невский" (в бассейне), "Брат-2", "Старый новый год" (сцена в номере с бассейном). Даже баня легенадрной "Иронии судьбы, или С лёгким паром!" изначально была именно эта. "Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню". Только потом режиссеру не понравилась игра актеров, и этот эпизод пересняли в павильонах "Мосфильма".
Пока Алексей рассказывал, из дверей вдруг вышли двое загорелых и накачанных мужчин. Из одежды на них красовались одни только длинные красные полотенца. Молодые люди выглядели словно иллюстрация к рассказу нашего гида, но фотографировать их я все-таки постеснялась. Хотя это было бы не исподтишка, они прекрасно видели, что мы всей группой смотрим в их сторону.
Крышка канализационного люка на Неглинной улице. Возможно, этот ход ведет куда-то в старое русло реки Неглинки.
Неглинная улица, 12. Здание было построено в 1894 году для Московской конторы Государственного банка, ныне здесь расположен Центральный банк РФ.
Барельефы выполнены архитектором Александром Михайловичем Опекушиным, самая известная работа которого - памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади, чей день рождения (Пушкина, конечно) широко отмечался в Москве как раз в день нашей экскурсии.
Алексей рассказал, что этот термометр на стене Банка - один из старейших в Москве.
ЦУМ - бывший "Мюр и Мерилиз" - туристическая достопримечательность, поэтому не буду на нем сейчас останавливаться.
Отмечу только, что раньше совершенно не задумывалась: ведь профессор Преображенский именно сюда отправляет домработницу Зиночку за ошейником для пса Шарика в "Собачьем сердце" М. Булгакова.
И начинался вой. Пса, прилипшего к ковру, тащили тыкать в сову, причем пес заливался горькими слезами и думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте!»
- Сову чучельнику отправить сегодня же. Кроме того, вот тебе восемь рублей и шестнадцать копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему хороший ошейник с цепью.
На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя - как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро он понял, что он просто - дурак. Зина повела его гулять на цепи. По Обухову переулку пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но, пройдя по Пречистенке до храма Христа, отлично сообразил, что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересекали трамвайные рельсы, милиционер поглядел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вернулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер переднюю дверь и впустил Шарика. Зине он при этом заметил:
- Ишь, каким лохматым обзавелся Филипп Филиппович. И удивительно жирный.
- Еще бы. За шестерых лопает,- пояснила румяная и красивая от мороза Зина.
Спасибо Алексею за это замечание.
Неглинная улица, 6/2. Здание построено в 1822 году по рисунку архитектора О. Бове.
Изначально здесь располагалось Военно-сиротское училище - в нем воспитывались сироты из семей военных. Театральное училище расположилось в здании в 1863 году. Ныне тут - Театральное училище имени Щепкина ("Щепка").
По условиям конкурса "Народный гид" в маршруте обязательно должна присутствовать гостиница. Мы прошли мимо современного отеля "Арарат" (раньше на этом месте была гостиница "Армения", а еще раньше - "Европа") и вышли к зданию бывшей знаменитой гостиницы Карла Дюссо на углу Неглинной улицы и Театрального проезда.
"Дюссо" была открыта в середине 1860-х годов. В конце 1870-х годов это и соседнее здание приобретает потомственный почетный гражданин Герасим Иванович Хлудов, после смерти которого все переходит к его дочерям. К концу XIX века Хлудовым принадлежит весь квартал между нынешними улицей Неглинной, Рождественкой, Театральным проездом и Пушечной: в строениях квартала располагаются доходное жилье и бани (вполне конкуренты Сандунов). В начале 1890-х годов архитектор С. С. Эйбушиц встраивает старое угловое здание в новое четырехэтажное строение - мы теперь видим этот дом таким.
Про гостиницу "Дюссо" можно подробно прочитать здесь.
А здесь - про доходные дома и бани ХлудовыхУ Дюссо останавливались Достоевский и Чайковский, захаживал в ресторан при гостинице Лев Толстой.
В мире литературы в "Дюссо" бывали Левин, Вронский, Каренин - и Эраст Фандорин.
Имена актуальных постояльцев писали на специальной табличке, находящейся на всеобщем обозрении, что создавало жильцам различные хлопоты, зато привлекало в буфет сплетников и любопытных бездельников.
И самое время вернуться к истории с генералом Скобелевым. Именно здесь он остановился в тот свой приезд в Москву, когда внезапно скончался по загадочным - и до сих пор нерасследованным - причинам. Правда, как позже выяснилось, умер он, по всей вероятности, в другой гостинице, и лишь потом его тело переместили в "Дюссо".
Отравили ли его в "Эрмитаже", не выдержало ли сердце при общении с дамой, умертвили ли каким-то другим образом - слухи ходили даже о возможном самоубийстве. Вероятнее всего, правды мы никогда не узнаем. Эта загадочная история в художественном варианте описана у Бориса Акунина в "Смерти Ахиллеса".
На этой таинственной ноте завершилось наше путешествие по Неглинной улице. Никого из экскурсантов не сбросили в русло Неглинки - то есть, как и было обещано, мы не спустили к концы в воду. В общем, ни один экскурсант и даже, кажется, ни один гид не пострадал :)
Спасибо сообществам
mosblog и
spbblog и компании
Hotellook за импульс собраться интересным людям и поговорить о Москве.
Материалы по теме
Неглинные истории: пост нашего гида Алексея с материалами к экскурсии Прогулка с героями Бориса Пастернака. Свеча горела... Неглинная улица зимой Про летние прогулки по городу