Новоселье или Домовый дневник Марины Эфрон

Jun 05, 2015 13:49

UPD. 10.02.2017 пост отредактирован, и в него добавлены недостающие на момент написания перформансы.

Собрала пост для tsvetaeva, но и у меня пусть, конечно, тоже будет.

С сентября прошлого года в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве проходит серия разножанровых перформансов "Новоселье или Домовый дневник Марины Эфрон", посвященная 100-летию переезда семьи поэта в дом в Борисоглебском переулке.
Авторы рассказывают: "Молодые актеры покажут зрителям въезд семейства одного из самых значимых русских поэтов XX века в новую квартиру - присутствующие смогут побывать на новоселье 100-летней давности. Проект состоит из 9 частей - медиа-перфомансов разных жанров (элементы театра, пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино), объединённых одной темой-метафорой «новоселье в доме»".

Под катом я собрала видеозаписи всех уже прошедших представлений этого проекта.




#1. Дом на сон
6 сентября 2014

«Дом на сон» - это театральный медиа-перфоманс и вольная интерпретация первого дня Марины Цветаевой и её семьи в Борисоглебском переулке, 6, куда они заселились ровно сто лет назад, в сентябре 1914 года, и где теперь находится музей поэта. «Дом на сон», исполненный молодыми актерами, пройдёт в 9 воссозданных интерьерах мемориальной квартиры и будет транслироваться в режиме реального времени через 9 экранов в зрительном зале.
Главный импульс перфоманса - новоселье, главный его язык - сон, который был любимым видом общения Марины Цветаевой, как она сама напишет много лет спустя в письме Борису Пастернаку.

image Click to view



#2. Чердачное
31 октября 2014 года

Студенты IV курс факультета музыкального театра ГИТИСа представляют перфоманс «Чердачное» (по мотивам спектакля «Марина Цветаева. Чердачное»)
Он посвящен «второму новоселью» Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке - новоселью в новой реальности послереволюционной России. Муж Сергей Эфрон воюет в Добровольческой армии на юге, а пространство любимой московской квартиры Марины Цветаевой сузилось до двух получердачных комнат. Здесь она живёт вместе с дочерьми Алей и Ириной, общается с друзьями и спасается поэтическим «бегством» в обожаемый ею 18 век.

image Click to view



#3. Параллельные и пересекающиеся
10 декабря 2014

Режиссер, Александр Чусов, своей постановкой рассказывает о встрече человека со своим отражением - местом, где он живет, любит, страдает и творит. Знакомство с новым домом подобно знакомству человека с самим собой, своими страхами, желаниями и фантазиями. Ведь каждая комната, как и человеческая душа, хранит множество секретов и тайн.
Перфоманс отражает внутренний мир Марины Цветаевой, который формируется и меняется параллельно с её жизнью в мире «внешнем», и передает те моменты, когда два эти мира сходятся воедино.

image Click to view



#4. Дом - всем домам наоборот
22 февраля 2015 года
Подробное описание в прессе

Георгий Эфрон или Мур, как его называли в семье, никогда не был в этом доме. Мур родился в Чехии, вырос во Франции и был привезён уже не в прежнюю Россию своих родителей, а в новую, незнакомую - «в край - всем краям наоборот!». Возвращение Цветаевых-Эфрон в СССР привело эту семью к череде непоправимых трагедий. Георгий Эфрон карабкался через трудности сначала вместе с матерью, потом в одиночку, пока его собственная жизнь не оборвалась в 19-летнем возрасте. Сейчас, в феврале 2015-го, он бы отмечал своё 90-летие.
С помощью перфоманса «Дом - всем домам наоборот» авторы предлагают увидеть жизнь Георгия Эфрона наоборот - от самого финала до начала - разыгранную в доме его матери, где каждая комната представит отдельный период его биографии.

image Click to view



#5. Безумье - и Благоразумье
17 марта 2015 года

Марина Цветаева появляется в новом доме, счастливая перемене - она любовно создаёт свой первый дом, расселяя в нём своих героев - тех, в кого она была влюблена с детства. Покоривший Европу Наполеон, поэт Гёте, «мера всего» А.Пушкин, любимый композитор Л.Бетховен, не покорная даже гению Мопассана М. Башкирцева… О них она писала стихи, им посвящала беседы, на их портреты смотрела, когда сидела за письменным столом. Они сопровождали её всегда…В конце жизни Марина Цветаева написала: «Я в жизни любила Наполеона и Гёте, то есть с ними жизнь прожила».
Автор и исполнитель перфоманса - историк Анна Эспарса.

image Click to view



#6. Плач по новоселью
30 мая 2015 года

Произведения Цветаевой удивительно органично звучат под аккомпанемент дудок из разных трав в напевных женских интонациях в пространстве квартиры, куда поэт и её семья вселились в 1914 году. Переходя из комнаты в комнату, участницы ансамбля «Репей» вспоминают новоселье сто лет назад и населяют дом образами из стихов Цветаевой, написанных в этих стенах, достигая эффекта абсолютного поэтического вневременья: «Плач» - современен и даже авангарден. «Чтобы вещь продлилась, ей надо быть песней, песня, будучи сама себе музыкальным аккомпанементом, целокупна, ничем никому не обязана» - писала Цветаева в своих записных книжках.

image Click to view



#7. Неуместные тексты
31 августа 2015
http://www.zerodancegallery.com/inappropriate-texts

"Неуместные тексты" - хореографическое представление Константина Гроусса и танцевальной компании "По.В.С.Танцы". Сценарий создан по мотивам стихотворения "Новогоднее" и посвящен неслучившейся встрече двух поэтов - Райнера Марии Рильке и Марины Цветаевой. Аристы телом выразят то, о чем могли бы побеседовать два великих поэта на краю жизни. Словам нет места в этом разговоре.
Она говорила: "Я - танцовщица души". В "Неуместных текстах" артисты станцуют диалог двух поэтов на уровне душ. На краю (недаром перформанс состоялся именно 31 августа, в день гибели Марины Цветаевой) поэт видит перед собой только поэта, понимая, что за ним уже никого, кроме Бога, нет. Дом - как край, как замочная скважина в новое место, как начало новоселья.
Гостям было разрешено посмотреть отрывки перформанса в залах музея.

[видео перформанса в сети нет]



#8. Память комнат
26 сентября 2015

Перфоманс «Память комнат» - это театральное действо на стыке документального театра и визуального искусства, охватывающее период жизни Марины Цветаевой после революции и до ее эмиграции из России. Его создатели - команда авторского театра "Эскизы в пространстве".
Маринин дом в Борисоглебском переулке начинает уменьшаться - он становится тесным для поэта в прямом и переносном смысле. Сначала Цветаева сама уходит в комнату мужа - самую маленькую в квартире - ее еще можно протопить, а значит есть возможность и согреться. Другие же помещения она сдает. Самогонщики, пролетарский писатель, добрый большевик - вот новоявленные соседи поэта. Пройдет время и государство распределит и эти комнаты, выпустив Декрет об уплотнении жилья. Одна за другой комнаты исчезают, выбиваются у поэта из рук, а вместе с ними исчезает и ее прошлое. Дом как маленькая проекция всего мира. Цветаевой все время приходится переходить из «одной комнаты в другую», и возврат обратно невозможен. Настоящему поэту всего мира мало, во всем мире тесно…
Дата восьмого перфоманса выбрана не случайно, ведь именно 26 сентября (по старому стилю) отмечался день рождения Марины Цветаевой, поэта, вытесненного из своей страны, из собственного прошлого и, в конечном счете, из жизни.

image Click to view



#9. Сдается квартира в музее Цветаевой

Восемь жилых помещений, соединенных лестницами, освещенных сквозь окна и крышу, освоенных с гениальной решимостью Мариной Цветаевой, вслед за мирной жизнью уходили из её рук, заселялись новыми жильцами, пока не вытеснили поэта окончательно. Но разве может зеркало забыть того, кто в него смотрелся?
Снять жилье во все времена было ответственным мероприятием. Будущий жилец желает знать как о достоинствах помещения, так и о его недостатках. Риэлтор же настроен иначе. Он стремится показать только хорошее, преувеличив его до той степени, в которой недостатки исчезнут. Но является ли достоинством жилья то, что в нём витает дух русского поэта? Женщины с непростым характером и еще более непростой судьбой? Хорошо ли это - жить в доме с привидениями?
Об этом размышляли в девятом, финальном перформансе, в меру смешав серьезное и шутку.
В отличие от предыдущих, вход на это мероприятие не был открытым и свободным - только по приглашениям. Сразу после перформанса состоялось открытие видеоэкспозиции, объединяющей и презентующей все девять историй про жизнь дома Марины Цветаевой.

image Click to view



Проект завершился выставкой "Сдается квартира в музее Цветаевой" (27 октября - 14 ноября 2015). Все видеоматериалы с каждого перфоманса были смонтированы в оригинальную мультимедийную экспозицию, разместившуюся в пространстве квартиры Марины Цветаевой в Борисоглебском среди прочих экспонатов дома-музея.

Официальный сайт проекта: http://www.marinaefron.com/, но он почему-то не работает.
Наиболее полное представление о проекте, как мне показалось, дает канал на YouTube.
За афишей можно следить на сайте Дома-музея Марины Цветаевой. У проекта также, разумеется, есть страницы на фэйсбуке и вконтакте.

В 2016 г. проект "Новоселье или Домовый дневник Марины Эфрон" победил в фестивале "Музейный Гик" в номинации "Мультимедийная выставка/экспозиция".

Материалы по теме
Мой отзыв о перформансе "Плач по новоселью"
Фильм "Попытка дома" о Марине Цветаевой в Борисоглебском
Мандельштам и Цветаева. Встреча у звездной часовни

видео, музей, Цветаева Марина

Previous post Next post
Up