О количестве и качестве. Часть вторая.

Sep 19, 2011 18:59



Еще одна статья вдогонку к записи "Национал-православие". Автор статьи - игумен Даниил (Гридченко). Приведенный ниже фрагмент я цитировала и в форумской теме, откуда взяты наши с о.Николаем диалоги. Как раз по поводу и в дополнение к той части нашей беседы, которая послужила эпиграфом к предыдущей записи.

Русская Церковь сегодня, несмотря на свою тысячелетнюю историю, молода. Пережив страшную катастрофу, потеряв в ней своих учителей и наставников, она предпринимает усилия, чтобы утвердиться и продолжить дело, предназначенное ей Богом. История современной Церкви - это во многом история проб и ошибок. <...>

Как и всякое дело, совершаемое неопытными людьми, сегодняшнее церковное возрождение чревато издержками. Еще в начале девяностых годов почитаемый духовник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал, что надо быть очень осторожным, открывая новые монастыри, пока монастырская жизнь не налажена в уже открытых. Время подтвердило его опасения. Открывается множество храмов и монастырей, и в священнические и монашеские одежды облекаются и те, кто лет десять тому назад еще не знал об их существовании и назначении. Многие обители, за неимением достойных желающих, стали наполняться людьми случайными, не понимающими толком, чего они ищут в монашеской жизни, и по мере того как она им становится в тягость, уклоняющимися на другие жизненные стези, почитая иногда уже произнесенные монашеские обеты за нечто малозначительное. По слову святителя Феофана Затворника, мало прийти в монастырь, нужно найти в нем жизнь. <...>

Новые священники отличаются от своих собратий, переживших скорби коммунистических гонений, так же, как внезапно разбогатевшие «новые русские» от своих дальних предшественников: при большом капитале не хватает культуры разумно им распорядиться. Похоже, само время противоречит сегодня апостольскому предостережению: рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим.5, 22), кандидат во священство не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим.3, 6).<...>

Количество современных «младостарцев» находится в прямой зависимости от количества восторженных «младопасомых» с горящими глазами и с кашей в голове. Однако болезни пасомых - не оправдание болезней пастыря, особенно тогда, когда он сам не желает их замечать, во всем считая себя правым уже в силу своего священства. На самом деле «сам по себе священник - не носитель абсолютной истины, и священный сан не является гарантией безошибочных суждений...»

«Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки, а может быть, и денежный расчет вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев, которые под видом духовного ведения и благодатной прозорливости отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции.»

Процесс маргинализации в Церкви на самом деле служит ее разрушению. <...> Можно, конечно, надев розовые очки и размазывая сопли в показном умилении, принимать желаемое за действительное, ... но «мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса».

Прежде чем лезть в учителя, нужно образовать себя, нужно хоть в малой мере иметь тот самый «дух мирен», который, по слову преподобного Серафима, спасает тысячи, а не дерзко простираться на дела, далеко превосходящие собственные силы.

Пока не изжита советская привычка - по-попугайски повторять всякую чушь лишь потому, что она эффектна и завернута в красивую монархическую, патриотическую или другую блестящую словесную обертку, не изжита и опасность, что люди, кичащиеся своей духовностью и громче всех говорящие о своей преданности Православию, на самом деле окажутся его разрушителями.

Полный текст статьи "Лучше меньше, да лучше"

Тема соотношения количества и качества имеет не только личное, но и общественное звучание. Причем в постоянной взаимозависимости и взаимоперетекании этих двух аспектов. Два последних абзаца относятся и ко всему российскому православному сообществу в целом. Ко всем 75% верующих и неверующих, крещеных и некрещеных, помнящих заповеди и не ведающих их, понимающим, что "православный" - это прилагательное и испытывающим неприязнь к христианству, ко всем, кто называет себя и свою страну православными.

Я понимаю, что это закономерно и неизбежно, но всё равно больно видеть, как трудности возрождения и преодоления, "пробы и ошибки" грамотно используются для новой лжи. Как глубинная советская потребность полагать себя, любимых, "передовым отрядом человечества" на текущем историческом этапе незатейливо трансформируется в "зато мы самые духовные". Как заложенная на подсознательном уровне классовая ненависть к "проклятому Западу" холится и лелеется в виде "духовного" превосходства и порождает то безумные мессианские идеи мировой социалистической православной революции, то патологическую ксенофобию и возрожденные мечты о "железном занавесе", то причудливое сочетание первого со вторым.

Собственно говоря, без разницы каким содержанием наполняется и под каким соусом формируется внутренняя психологическая готовность, которую можно условно именовать старым тезисом "Если завтра война". Главное, чтобы благонадежные граждане земного отечества были готовы положить жизнь за идею. Но когда в качестве подстилки подо все эти затеи выбирается православие - это гораздо хуже, чем открытое противостояние.

Опасность, что "люди, кичащиеся своей духовностью и громче всех говорящие о своей преданности Православию, на самом деле окажутся его разрушителями" действительно существует, и она велика.

* * *

Н.Ж. Ну и как там (в Париже и Лондоне - Н.З.) с приростом Православных?

Н.З. С приростом поголовья там, о.Николай, хуже чем у нас. В социалистическом соревновании "всё сломай, а потом быстро построй что-нибудь" они нам явно проигрывают. Но мне почему-то кажется, что погоня за количественными показателями там никого и не волнует. Никому не приходит в голову называть себя православным, если ты не крещен, никогда не читал Библии, не можешь назвать ни одной заповеди. Там никто не интересуется Православной Церковью "исключительно как патриотической организацией" и нет православных атеистов и сталинистов. Но в целом за минувшее столетие количество приходов там выросло, а здесь сократилось.

* * *

UPD. В продолжение этой записи:

Советское наследие в Церкви



церковное, христианство, идеология, мысли вслух

Previous post Next post
Up