Национал-православие

Sep 18, 2011 14:04



Из диалога с протоиереем Николаем Ждановым:
Н.З. В России большинство населения не принадлежит к ПЦ уже около ста лет.
Н.Ж. Это почему? Все опросы показывают обратное. 70-80% крещены в ПЦ и называют себя Православными. Понимаю, просто поспорить хочется, да?
Столкнулась вчера по случайности с любопытной заметкой о проблемах церковного возрождения. Она датирована 2007 годом, но, как мне кажется, за истекшие четыре года ситуация не только не исправилась, но, скорее, усугубилась. Меня давно уже не покидает чувство, что мейнстрим современного православия на постсоветском пространстве увеличиваясь количественно, очевидно теряет в качестве. Он стремительно теряет христоцентричность, обретая черты новой религии, а вернее религиозного суррогата, который более похож на попытки сгенерировать новую национальную идею, государственную идеологию, способную заменить idee fix времен национал-большевизма в отреставрированном и обновленном виде.


Проблемы православной журналистики, а также тема взаимодействия Церкви и культуры, которая также стала предметом дискуссии на круглом столе, воспринимались еще более актуально на фоне доклада Анны Алиевой. Бакалавр богословия и кандидат социологических наук, она проанализировала социологические исследования ВЦИОМ и Института Европы РАН, раскрывающие образ Церкви в современном массовом сознании.

А.Алиева начала с самого впечатляющего: оказывается, для большинства россиян православие и христианство - это «две далеко друг от друга отстоящие реальности»: к православию положительно и с уважением относятся 80-90% россиян, а к христианству - лишь 20-25%.

Отрицательно о православии высказываются не больше 1-2%, тогда как о христианстве - от 35 до 50%.

Если православие так далеко от христианства, то к чему оно близко? Как и следовало ожидать, в сознании россиян православие близко к этническому фактору. В пределе это выглядит так: социологи спросили, можно ли некрещеного русского человека отнести к православным, и 84% ответили утвердительно. Кроме того, православие оказалось гораздо ближе к магии, суевериям и оккультизму, чем к христианству.

И там же, на Благовест-инфо, но уже в разделе свежих новостей - небольшой репортаж о проходивших недавно Меневских чтениях. Аккурат в тему.

<...> протоиерей Александр Борисов, размышляя над темой Чтений, коснулся вопроса социального служения, подчеркнув, что необходимо восстанавливать не только разрушенную за годы советской власти "инфраструктуру благотворительности", но и "психологию благотворительности", что гораздо труднее (половина россиян считает, что благотворительностью должны заниматься лишь государство и богатые люди). Однако, полагает докладчик, "самая первая «помощь ближнему во имя Христово» состоит не просто в благотворительности, а в первую очередь в том, чтобы явить каждому человеку евангельскую любовь, которая «перевесит обещания и соблазны мира сего". Анализируя причины недостатка этой любви в Церкви, о. Александр выделяет "сознательную или подсознательную установку верующих и, прежде всего, самих священнослужителей на создание правящей Церкви большинства".

Напоминая о том, что в Новом Завете "и речи нет о триумфальном успехе Церкви" в мире, о. Александр, вслед за С.С. Аверинцевым, предлагает иное самоопределение: согласиться на "судьбу меньшинства, которое должно, отнюдь не выходя из истории, трезво осознать свой статус меньшинства и сохранять способность к мирному сопротивлению всему, что несовместимо с христианской совестью".

Тему самоопределения, адекватного осознания Церковью самое себя продолжил на второй день Чтений, 10 сентября, ответственный редактор ЖМП Сергей Чапнин. В своем докладе он отметил две "взаимоисключающие тенденции" последних 15 лет: с одной стороны, "то, что мы привычно называем возрождением церковной жизни", а с другой - "то, что можно назвать маргинализацией православия в современной общественной жизни".

Докладчик с сожалением отметил, что "разговоры про нашу идентичность, патриотизм и восточно-православную цивилизацию... никаких реальных плодов за последние два десятилетия не принесли", нарастает волна так называемого "народного православия", обремененного пережитками язычества. Во многом это связано с непреодоленным "постимперским" сознанием. Эти постимперские комплексы развиваются и доминируют как в миру, так и за церковной оградой, считает С. Чапнин. В этой ситуации "культурные и образованные члены Церкви находятся под подозрением, им не доверяют. Вера в соединении с разумом является самой серьезной угрозой для тех, кто православной вере предпочитает обряды, мифы и православную идеологию. А таких сегодня, увы, большинство".

UPD. В продолжение этой записи:

1. О количестве и качестве. Часть первая

2. О количестве и качестве. Часть вторая

3. Советское наследие в Церкви



публицистика, церковное, христианство, идеология, мысли вслух

Previous post Next post
Up