О количестве и качестве. Часть первая.

Sep 18, 2011 19:12



Вдогонку к предыдущей записи.  Немного статистики.

Из диалога с протоиереем Николаем Ждановым:

Н.З. На большой, но сильно пострадавшей базе гораздо труднее построить что-то путнее, чем на маленькой, но не поврежденной.

Н.Ж. Докажите.
Я привел статистику развития Православия в нашей стране (она примерная, но все прекрасно ее видят своими глазами, на примере своих знакомых и себя самих). В Нижегородской области за 20 лет количество приходов выросло в 10 раз. Один Дивеевский монастырь из руин превратился в большую обитель с 500- ми сестрами (не считая помогающую братию).
Теперь неплохо было бы сравнить со статистикой развития Православия в стране без православной базы. А то, получаются пустые слова.

* * *

Данные опросов по религиозной тематике в нашей стране - это большая отдельная тема, и большая головная боль для специалистов, поэтому я оставлю за скобками весь комплекс связанных с этим проблем и сложностей. Приведу лишь некоторые опубликованные материалы, позволяющие более-менее представить общею картину.

Фрагменты интервью с главой социологического отдела Института общественного проектирования М.А.Тарусиным, которого попросили прокомментировать результаты исследования ВЦИОМ в марте 2010 года.

СКОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫХ В РОССИИ

- Михаил Аскольдович, только что были опубликованы результаты исследований ВЦИОМ, согласно которым, 75 % населения России являются православными. Насколько можно доверять этим исследованиям?

- Это число мало что показывает. Современные социологи до сих пор не могут договориться, кого считать православными. Нет критерия, по которому можно определять религиозность. 70-75% - это всего лишь доля респондентов, на вопрос: «Относите ли Вы себя к какой-либо религии?» - ответивших: «Да, я себя считаю православным». Эти цифры мало говорит о религиозности человека. Основание в данной самоидентификации лежит в национальной традиции, в семейных традициях, в культуре. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности.

- А каков реальный процент православных людей в России?

- Опять же - по какому критерию? Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один - два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20%. Дальше могут быть градации по самым разным параметрам.
Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг - кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.

- По данным ВЦИОМ 66% выполняют религиозные обряды…

- 66% от какого количества? От всех опрошенных? Или от 75% назвавшихся православными? И какие обряды они выполняют? Причащаются? Святят куличи? Крестятся, когда гром грянул? И при этом не всегда знают, какой рукой это делается. Вопрос о религиозных обрядах и о связи обрядности с религиозностью - вопрос непростой и не терпящий непродуманных выводов. Еще раз повторяю: 75% православных из исследования ВЦИОМ - это признак национальной идентичности, то, что объединяет сегодня нацию. А сколько у нас церковных православных людей - это совсем другой вопрос.

- Как Вы считаете, с чем связана такая неточность исследований?

- Она связана с тем, что социология - до сих пор атеистическая наука. И исследованиями религий занимаются люди, не являющиеся в религиозных вопросах профессионалами. Социальная составляющая религии - особый мир и отдельная научная область, которая сегодня, к сожалению, не является необходимо развитой.

- Насколько известно, в Западной Европе такие исследования проводятся более компетентно. По каким причинам? Там верующие социологи?

- Социологи везде не религиозны, они, так сказать, сохраняют научный нейтралитет. Но в Европе лучше разработана методология. Кроме того, для России 1500 - 2000 респондентов - это еще и не всегда достаточная выборка, по которой нельзя делать обоснованные выводы по поводу разных процессов в различных социальных группах. Вместе с тем, православие сегодня стало настолько важной частью жизни нашего общества, что просто необходимо серьезно и продуманно заниматься ее всестороннем исследованием. Тогда будет меньше сенсаций и больше глубокого понимания.

Источник

РОССИЯНЕ БЬЮТ РЕКОРДЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ В ПРАВОСЛАВИЕ, НО НЕ СПЕШАТ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ

Доля последователей православия за прошедший год в России увеличилась с 70% до 75%, достигнув, таким образом, максимального значения за все время измерения, сообщили "Интерфаксу" во вторник социологи ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса.

Подавляющее большинство тех, кто относит себя к православию, являются крещеными (84%). В то же время таинство крещения прошли более трети неверующих граждан (39%).

Как показал опрос, россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание - по 49%. С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые (60%) и высокообразованные респонденты (57%), последователи православия (54%).

Т.е. из 75%, которые называются православными, даже крещены не все. И только половина из них читала Священное Писание. (В заметке Интерфакса некорректно указано "россияне в равной степени разделились". Если посмотреть непосредственно данные опроса, то этот показатель приводится "в % от последователей христианства".)

ВЕРУЮЩИХ В РОССИИ МНОГО, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ - ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ

Сравнительно небольшая часть респондентов указывает, что посещает церковь (17%), соблюдает пост и религиозные праздники (по 11%). Значительно меньше верующих сообщили, что принимают таинства и молятся (по 7%), носят нательные религиозные символы (3%), соблюдают заповеди (3%), поминают усопших (1%).

Когда россиянам напоминают о существующих проявлениях религиозной жизни, гораздо большая часть опрошенных, нежели без подсказки, указывает на соблюдение этих ритуалов. В первую очередь, это касается церковных праздников - их отмечают две трети опрошенных (65%).

Примерно столько же наших сограждан заявляют, что стараются жить в соответствии с заповедями (63%). 55% оказывают помощь нуждающимся, 48% носят религиозные символы.

Жить в соответствии с заповедями и носить религиозные символы наиболее свойственно именно православным (70 и 59% соответственно), а вот помогать нуждающимся - последователям других христианских течений (86%).

Остальные ритуалы подавляющее большинство наших сограждан (76-84%) не соблюдает. В первую очередь это касается общения со священником-духовником (89%) и оказания помощи при храме (88%). Малораспространенным также является чтение духовной литературы (этого не делают 84% опрошенных), соблюдение поста (83%), участие в церковных таинствах (82%), регулярное посещение храма (80%), чтение молитв (76%).

Источник

ЧЕТВЕРТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ РОССИЯН НЕ ЗНАЮТ НИ ОДНОЙ ИЗ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ

Среди последователей православия в России более четверти (27 процентов) не знают ни одной из десяти заповедей, данных, согласно Библии, Господом Моисею на горе Синай. Общее количество россиян, незнакомых с заповедями, по данным ВЦИОМ, составляет 33 процента.

Наиболее известными заповедями оказались "не убий" и "не укради". Их смогли вспомнить соответственно 56 и 52 процента участников опроса. Наименее известными оказались заповеди: "не произноси имени Господа всуе" (3 процента), "Бог един" ("Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" - 2 процента) и "седьмой день - выходной - посвящай Богу" (2 процента).

Отмечается, что лучше были осведомлены о библейских заповедях женщины, респонденты среднего и старшего возраста, а также участники опроса с образованием выше среднего.

Любопытные результаты показало сравнение респондентов по религиозно-мировоззренческим группам. Выяснилось, что последователи других христианских религий и верующие, не принадлежащие к какой-либо конфессии, знают некоторые заповеди лучше последователей православия. Например, заповедь "не сотвори себе кумира" знакома 17 процентам инославных респондентов и 8 процентам православных. Запрет на произнесение имя Господа всуе знают 9 процентов инославных и 3 процента православных участников опроса.

Источник

* * *

Заодно процитирую и продолжение диалога, вынесенного в эпиграф, поскольку он тоже некоторым образом имеет отношение к статистике.

Н.З.  Ну да. Сразу вспоминается прораб из "Операции "Ы": "В строящемся микрорайоне будет установлено 940 газовых плит, что ровно в 940 раз больше, чем было во всей России 1914 году."
Н.Ж.  Не, ну это не ответ...
Да и не будет ответа. Всем ясно, что нигде, где нет базы, Православие так не развивается.
Н.З.  Хорошо, если ответ неочевиден, то я попробую объяснить.

1. В стране, где по Вашим словам, история народа неразрывно связана с историей Церкви, где большинство населения является православным (т.е. существует православная база) меньше, чем за сто лет было допущено три революции, кровавая братоубийственная война, неслыханные, не имеющие аналогов в мировой истории гонения на христианство, установление единственного в мире режима, провозгласившего атеизм государственной идеологией и т.д., и т.п.

В настоящее время народ, чья история неразрывно связана с историей Церкви, и где большинство населения является православным, является мировым лидером по количеству абортов, алкоголизму, наркомании, тяжким преступлениям и коррупции.

Если православная база приводит к таким плодам, то неизбежно возникают вопросы либо к православию, либо к базе. Я предпочитаю второе.

2. Ни в одной стране мира нет такой "динамики развития" по одной простой причине: ввиду отсутствия такой динамики разрушения. Никто, кроме страны с лучшей в мире православной базой не ставил себе задачи сделать так, чтобы "само имя Бога было забыто на её территории". В какой "неправославной стране" было хуже? Мы за эти 20 лет не достигли дореволюционного уровня даже количественно, физически, я уже не говорю о внутренней перемене сознания. Причем не достигли даже наполовину.

В 1917 году в России было 78000 храмов и 1253 монастыря. Сейчас в наличии 27942 прихода, причем не все имеют в своем распоряжении восстановленные храмы, многие ютятся в полуразрушенных. И 732 монастыря. Причем количество приходов на 1,5 тысячи превышает имеющееся количество священников, коих всего 26450. А это означает, что некоторым батюшкам приходится "окучивать" по 2-3 прихода.

До революции система духовного образования России насчитывала 246 учреждений, сейчас 87. И это с учетом, что и духовенство приходится восстанавливать практически с нуля, а до 1917 года его ряды пополнялись естественным способом. Следовательно, потребность в духовных учебных заведениях сейчас неизмеримо выше, чем была ранее. И это опять оставляя за скобками злободневные вопросы качества, а не количества.

3. Если "темпы роста" сохранятся, то потребуется еще лет 40, чтобы догнать себя самих столетней, а к тому времени уже 140-летней давности. Вот с того момента и начнется развитие.

Мягко говоря, бессмысленно и некорректно "разрушить всё до основанья, а затем" хвастаться, что "в Нижегородской области за 20 лет количество приходов выросло в 10 раз". Это всё равно как если бы, скажем, сосед бережно сохранил доставшийся ему в наследство дом, потихоньку и постепенно проводя в нем какие-то ремонтные работы. А я, разрушив отцовский кров, строила бы новый и хвалилась, что у меня и объемы строительных работ больше, и осваиваемые капиталы круче, хотя дом не достроен еще и до половины.

PS.  В Дивеевском монастыре, согласно данным Нижегородской епархии, на данный момент около 400 насельниц. А к началу XX века в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы. Т.е. в 4,5 раза больше.

PPS.  Если же от количества, столь важного для Вас, перейти к качеству, столь важному для меня, то на мой взгляд о воссозданной православной базе можно будет говорить тогда, когда наша страна перестанет быть беременной геополитическим шовинизмом, великодержавной манией, фашистскими режимами, всякого рода революциями (включая сексуальную) и прочими мерзостями.

* * *

UPD. В продолжение этой записи:

1. О количестве и качестве. Часть вторая

2. Советское наследие в Церкви



публицистика, старые форумы, церковное, мысли вслух

Previous post Next post
Up