Особняк Маргариты

Nov 29, 2016 10:29

Тень ее еще видна накануне новолунья, - Анна Ахматова «Хозяйка».

Было у меня «исследование» маршрута погони Ивана за Воландом, этот пост естественное и необходимое продолжение начатой тогда темы булгаковского москвоведения. Здесь я хотел собрать и проанализировать на предмет обнаружения «особняка Маргариты» все имеющиеся тексты романа «Мастер и Маргарита», которые по мере написания романа даже назывались по разному: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Вечер страшной субботы», «Великий канцлер», «Фантастический роман», «Золотое копье», «Князь тьмы». Поскольку, эти названия фигурируют в полном собрании редакций и вариантов романа «Мой бедный бедный мастер…» издательства «Вагриус» 2006 года, которым я пользовался при написании поста про погоню Ивана за Воландом, буду опять опираться на этот же текст. Позже, - в 2014 году, - издательством «Пашков дом» была выпущена книга Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст», там несколько другая структура черновиков, но, - если начал ссылаться на первый источник, - продолжу ссылаться именно на него во избежании всякого рода путаницы.

Кстати, по ссылке на книгу издательства «Пашков дом», есть две странички из черновиков романа с наблюдениями Михаила Афанасьевича за фазами луны. Кстати, именно эти две булгаковские странички и стали  своеобразной «точкой невозврата» при написании данной статьи.

Идея, - точно такая же, - как в посте про погоню Ивана за Воландом, - собрать в одном месте все доступные авторские описания «особняка Маргариты» и все детали и детальки с ним связанные, - маршрут по которому Маргарита летела к Арбату, точное время, и так далее, - ведь с течением времени замысел Булгакова менялся. Или нет?

«Великий канцлер»

- Ровно в десять с половиной вечера, - строго глядя, заговорил Фиелло, - благоволите намазать губы помадой, а тело этим кремом.

- Сейчас время подходило к назначенной половине одиннадцатого.

- Самая длинная из стрелок наконец подошла и упала на нижнюю цифру «6».

- ...появился добрый знакомый Николай Иванович, проживающий в верхнем этаже.

- Отбросив штору в сторону, она легла грудью на подоконник, и тотчас луна осветила ее.

- Вынырнув из переулка, Маргарита пересекла Сивцев Вражек и устремилась в другой переулок.

- ...влетев в переулок, она едва не разбилась о старый газовый фонарь.

В справочнике «Вся Москва» на 1930 год есть такие цифры: на 1 октября 1929 года Москва освещалась 9.743 электрическими фонарями, 6.938 газовыми и 7 керосинокалильными. Выходит, что искать один единственный фонарь среди семи тысяч ему подобный, сродни поиску иголки в стогу сена.

- ...и вылетела на Арбат...

- ... разбила светящийся семафор, показывающий предельную скорость - тридцать километров...

- Откинув дугу трамвая № 4... покинула Арбат и повернула в Плотников переулок...



Фрагмент схемы трамвайных маршрутов треста МГЖД (Московских городских железных дорог) с 16 октября 1931 года.

Маршрут трамвая № 4 проходил от Сокольнической заставы до Дорогомиловской заставы, а именно: Сокольническое шоссе, Краснопрудная улица, Каланчёвская улица, Орликов переулок, Мясницкая улица, Театральный проезд, Охотный ряд, Моховая улица, Воздвиженка, Арбат, Смоленская, Большая Дорогомиловская улица. Причем маршрут трамвая № 4 с небольшими изменениями проходил именно так с 1907 по 1932 год, а с 1933 года следовал до Дорогомиловской заставы уже не по Арбату, а по улице Герцена. Единственный вывод, который можно из этого сделать, строки про дугу трамвая № 4 написаны Булгаковым не позднее 1932 года, далее упоминание про маршрут просто не имеет смысла, видимо упоминание трамвайного маршрута № 4 исключено из последующих редакций романа именно по этой причине.

«Мастер и Маргарита» Полная рукописная редакция.

- Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.

- Выйдя на Арбат, Маргарита Николаевна села в троллейбус и поехала в центр города.

- В Охотном ряду Маргарита поднялась, чтобы выйти, но судьба на некоторое время связала ее с парочкой граждан. Они тоже снялись в Охотном...

- Она пронеслась по переулку и вылетела в другой, пересекавший первый. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки...

- ...она едва не разбилась насмерть о старый покосившийся газовый фонарь на углу.

- Третий переулок вел прямо к Арбату.

- При самом влете на сияющий Арбат освещенный диск с черной конской головой преградил всаднице дорогу.




Дорожные знаки образца 1927 года. Черная конская голова ни что иное, как знак запрещающий проезд легковым и ломовым извозчикам.

- Арбат надоел Маргарите, и, взмыв, она мимо каких-то сияющих зеленым ослепительным светом трубок на угловом здании театра вылетела в переулок.

- ...на уровне четвертого этажа в узком, но сравнительно хорошо сохранившемся переулке, причем и по левую, и по правую руку у нее были громадные, высокие дома, по левую - старой стройки, по правую - недавно отстроенные.

Итак, Большой Николопесковский переулок. Левая сторона: шестиэтажный дом 3 - год постройки 1914, шестиэтажный дом 5 - год постройки 1910, двухэтажный дом 7 - год постройки 1860, двухэтажный дом 9 - год постройки 1917, двухэтажный дом 11 - год постройки 1880, четырехэтажный дом 13 - год постройки 1890, двухэтажный дом 15 - год постройки 1859. Правая сторона переулка: пятиэтажный дом 4 - год постройки 1917, семиэтажный дом 6 - год постройки 1933, четырехэтажный дом 12а - год постройки 1936, восьмиэтажный дом 12 - год постройки 1937. Что, в целом, совершенно точно соответствует булгаковскому описанию.

- Так доплыла она до конца переулка, и тут ее внимание привлекла роскошная громада вновь отстроенного дома. Маргарита приземлилась и увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Выше я уже говорил, что восьмиэтажный дом 12 по Большому Николопесковскому переулку постройки 1937 года.

«Мастер и Маргарита». Окончательная редакция.

- Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.

- Все пять комнат в верхнем этаже особняка.

- ...хозяйка и домработница расстались. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату...

- Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.



Фрагмент схемы маршрутов троллейбусов и автобусов по состоянию на 1 декабря 1938 года.

С 1934 года вместо трамвая по Арбату ходил троллейбус. Маршрут № 2 следовал от Дорогомиловской заставы до площади Революции. Большая Дорогомиловская улица, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, Манежная улица, площадь Революции (обратно через Охотный ряд и Моховую). Следовательно, - строки ...мягкую спинку кресла в троллейбусе... не могли быть написаны ранее 1934 года.



Троллейбус ЛК - «Лазарь Каганович». Маршрут «двойка». Выпускался такой троллейбус в 1933-1936 годах.

Маршрут № 3 Дорогомиловская застава - Савёловский вокзал ходил с 1937 года. Большая Дорогомиловская, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, одностороннее движение Манежная улица, площадь Революции; одностороннее движение Моховая улица, Охотный ряд; двустороннее движение Петровка, Каретный ряд, Садовая-Каретная, Каляевская, Новослободская улица.

- Сегодня вечером, ровно в половину десятого, потрудитесь, раздевшись донага, натереть этой мазью лицо и все тело.

- Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом.



- Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне...

- ...и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. Луна ярко заливала Николая Ивановича.

- ...и между ветвями клена, хлестнувшими ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок.

- Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки.

- ...она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу...

- Третий переулок вел прямо к Арбату.

- ...у самого выхода на ослепительно освещенный Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то освещенный диск, на котором была нарисована стрела.




Дорожные знаки образца 1937 года. Из журнала «За рулем» № 24 1937 года. Фраза освещенный диск, на котором была нарисована стрела не могла быть написана ранее 1937 года, ибо круглого знака «стрелки» до 1937 года просто не было, а был другой, - квадратный.

Новые дорожные знаки введены постановлением СНК СССР № 1262 от 02.08.1937 года «Об утверждении стандарта дорожных знаков СССР».

- Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами.

- В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Итак...

Негусто, - но главное, что можно вынести из всех перечисленных мною здесь вариантов романа, - ориентацию, а, следовательно, и местонахождение арбатского особняка Маргариты, Михаил Афанасьевич не менял никогда, ибо лунный свет всегда падает на Маргариту когда она ложится или садится на подоконник. Лунный свет всегда, судя по булгаковскому тексту, или освещает Маргариту Николаевну, или лижет ее с правого бока.

Тут надо вспомнить, что Михаил Афанасьевич в 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ), - а с 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. Понимаете мою мысль, - владел Михаил Афанасьевич умением профессионально поставить свет, - ведь именно свет в театре помогает обратить внимание на нужные детали.

Воспользовавшись калькулятором фаз Луны достаточно несложно понять, в какой фазе находилась луна в то или иное время. Далее, выяснить восход и заход Луны в заданном населенном пункте и азимут восхода и захода Луны уже не представляется неразрешимой задачей. Поскольку интересует месяц май ...этого страшного майского вечера... и ...великий бал полнолуния... в ночь ...с пятницы на субботу..., совершенно очевидно, что таких полнолуний, выпадавших на майскую субботу, за время написания романа в Москве было только два.

И еще, - огромное спасибо Евгении Шаровой за ликбез в области астрономии и понимании механики движения ночного светила.



Как ни крути, в майское полнолуние луна всегда встает над Москвой на юго-востоке. Зная угловую скорость - четверть градуса в минуту, достаточно просто определить азимут луны на 10 часов вечера в пятницу.



Лично мне больше нравится пятница 13-е, но концептуально разница в три угловых градуса мало на что влияет, в любом случае, луна в 22:00 вечером пятницы была на юго-юго-востоке Москвы.

Собственно говоря, я подвожу вот к какой мысли. Был в сети роман Альфреда Николаевича Баркова «Мастер и Маргарита: Альтернативное прочтение», там, - в главе XXV «Готический особняк Маргариты» Альфред Николаевич делает такое умозаключение: ...зная, что в полнолуния по вечерам луна бывает только на востоке, сделать вывод о том, что трехстворчатое окно находится в восточной части дома, совсем нетрудно. Но, весь фокус именно в том, что в майское полнолуние луна всегда появляется над Москвой на юго-востоке, что ставит под сомнение весьма стройные и элегантные рассуждения Альфреда Николаевича Баркова, - а к полуночи луна перемещается к югу.



Улица Спиридоновка дом 17. Особняк Зинаиды Морозовой построен Шехтелем в 1893-1898 годах в неоготичесом стиле. «Особняк Маргариты» по версии Альфреда Николаевича Баркова.



Вот так будет выглядеть тень в 22:00 от особняка по адресу улица Спиридоновка дом 17. В данной ситуации речи о том, что ...лунный свет лизнул ее с правого бока... , не может быть вообще. Фасад особняка в это время полностью находится в тени. Жалко, что сейчас подискутировать с Альфредом Николаевичем уже невозможно...

Опять же, Спиридоновка улица, а не переулок...

Причем показателен еще один момент, Альфред Николаевич в одном из интервью говорит, что год, месяц и день смерти Мастера Булгаков не только наметил с помощью всевозможных подсказок - скрытых временных меток, вплоть до дат полнолуния и солнечного затмения, но и задублировал эту информацию так, что ошибиться невозможно: это 19 июня 1936 года, день смерти Горького. Но, 19 июня 1936 года в Москве было новолуние, а не полнолуние, полнолуние было 4 июня 1936 года... Но, - это к делу не относится.



Малый Власьевский переулок, дом 12. Особняк Коровина постройки 1903 года, архитектор Иван Гаврилович Кондратенко. Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как «особняк Маргариты».



В 22:00 часа лунная тень полностью закрывает фасад дома 12 в Малом Власьевском переулке. На роль «особняка Маргариты» этот особняк не годится.



Староконюшенный переулок, дом 14. Особняк Филимонова постройки 1914 года, архитектор Василий Сергеевич Кузнецов. Версию, что это «особняк Маргариты» высказывал советский и российский журналист, писатель и москвовед Лев Ефимович Колодный.



Опять, лунная тень в десять вечера закрывает фасад особняка...



Улица Остоженка, дом 21. Особняк А. И. Кекушевой построен в 1901-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым в стиле модерн.



Фотография из журнала «Зодчий» № 28 за 1908 год. В правом нижнем углу снимка самолично рукою Кекушева сделана надпись, - Дом Смитского в Москве. Проектировал и строил Кекушев.



Не знаю, кому принадлежит эта версия, но в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» героиня живет именно в этом особняке на Остоженке.


И снова лунная тень полностью закрывает фасад особняка. И, опять же, - Остоженка это улица, а не переулок.

А теперь попробуем вычислить, как должен был расположен «особняк Маргариты», зная что в десять вечера, а если быть уже совсем точным, то в промежутке от 21:57 до 22:00, луна должна освещать Маргариту Николаевну, а, следовательно, и фасад особняка. В первом приближении, фасад особняка должен выходить на юг, ибо луна находится в это время на юго-юго-востоке Москвы.

Далее, очень информативной выглядит малозначаящая на первый взгляд фраза, - ...села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне... Информативность этой фразы заключается в следующем, - взгляд Маргариты Николаевны направлен прямо на луну, или на юго-юго-восток, ибо для двух человеческих глаз угол обзора по горизонтали равен почти 190 градусам, и, практически, в любом другом случае, Михаил Афанасьевич должен был употребить иную формулировку, - повернула голову. Эта, на первый взгляд, ничего не значащая фраза, несколько уточняет ориентацию особняка, - плоскость его фасада, опять же, в первом приближении, находится по линии северо-запад - юго-восток, а фасад особняка смотрит на юго-запад.

И еще одна загадочная на первый взгляд фраза, уже из эпилога романа, - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк... Назвать боком фасад, - уму не постижимо, а вот предположить, что фонарь с трехстворчатым окном расположен ассимметрично по отношению к оси фасада и находится ближе к правому торцу здания, - вполне допустимо.

Таких переулков, расположенных южнее Сивцева Вражка и орентированных с северо-запада на юго-восток, на самом деле менее десятка, - Гагаринский, Большой и Малый Могильцевский, Пречистенский, Чистый, Чертольский, Хрущевский и Малый Левшинский.

Поискать в этом районе небольшой двухэтажный особняк с пятью комнатами на этаже, с решеткой перед садом на четной стороне переулка и с ассимметричной к оси фасада башней с фонарем и трехстворчатым окном, - дело на пару часов.

Конечно, - можно было тут налить побольше воды, - живописуя его поиски, но не буду этого делать, - вот он, - и совсем не литературная fata Morgana, - особняк еще цел до сих пор. Я скажу вам адрес, укажу дорогу.



Пречистенский переулок, дом 10. Особняк Василия Ивановича Якунчикова, - построенный в 1899-1900 годах по проекту архитектора Вильяма Францевича Валькота в стиле модерн.

Между прочим, - изначально Пречистенский переулок назывался Мёртвым, а в 1937-1991 годах Пречистенский переулок назывался переулком Н.А. Островского - в честь советского писателя, автора романа «Как закалялась сталь», коммуниста Николая Островского.



Здесь луна полностью освещает фасад особняка и его правый торец,- «лунный тест» пройден.

И, обратите внимание, перед особняком установлен газовый уличный фонарь, использовавшийся в Москве со второй половины XIX века.



А вот ещё и знакомая скамеечка напротив калитки, - помните? Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван Николаевич всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне.

Фотография и описание особняка из архитектурного и художественно-технического журнала «Зодчий» № 1 от 5 января 1903 года.

Дом господина Якунчикова в Мертвом переулке‚ в Москве, построен Московским Торгово-Строительным Обществом в 1900 году по проекту и под наблюдением архитектора Виллиама Валькота. Как снаружи, так и внутри дом обработан в современном, но спокойном стиле; прямая линия преобладает везде.

Постройка обошлась около 80.000 рублей.

В первом этаже помещаются приемные комнаты и столовая с буфетом, сообщающаяся лифтом с подвалом, где находятся кухня, погреб и прочая.

Во втором этаже расположены спальни; в верхней части здания находится бильярдная, образующая на фасад продолжение в виде «bow-window», - что в переводе с английского языка означает «фонарь».

Небольшие комнаты по сторонам черной лестницы имеют меньшую высоту, и предназначены для прислуги.



Скульптурные украшения на фасаде сделаны из тесаного камня и выполнены московской фирмой Гладкова и Козлова; майолики по эскизам М.А.Врубеля исполнены в мастерской Саввы Ивановича Мамонтова.

На первый взгляд, - несколько смущает булгаковское сочетание готический особняк, - применительно к особняку прилагательное готический выглядит, по крайней мере, несуразно, ибо готическое искусство было концептуально культовым по назначению и религиозным по тематике. Да и нет в Москве ни одного готического особняка, это либо неоготика, либо псевдоготика, либо, - так или иначе, - стилизация под готику. А вот если предположить, что прилагательное готический происходит от итальянского gotico и переводится на наш великий и могучий как непривычный или варварский, - все сразу становится на свои места.

P.S.«Запоминается последняя фраза - это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство», - вот и ищут читатели и почитатели Михаила Афанасьевича готический особняк в арбатских переулках, - совершенно не обращая внимания на другие очевиднейшие детали.



А женская головка на воротах особняка и над его входной дверью, - это вероятно Лорелея.

«В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни».

P.P.S. Как все загадки, - и эта загадка имеет отгадку, - только от этого сама загадка становится еще загадочнее. Зачем Михаил Афанасьевич хотел, что бы особняк Маргариты был непременно рано или поздно найден?

лев кекушев, окололитературное, дом маргариты, мастер и маргарита, изразцы, #словомоскве, михаил булгаков, арбат, сивцев вражек

Previous post Next post
Up