Москва в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита»

Dec 26, 2014 15:37



Многострадальный фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» снят в 1994 году, но как всегда у Булгакова, с фильмом все очень и очень непросто. Авторская версия фильма продолжительностью 3 часа 20 минут, урезана до двух часов. Впервые сокращенная 118-минутная версия фильма увидела свет только в 2006 году, через 17 лет после съемок. Кадры в посте, имеющие  в верхнем левом углу логотип фирмы «ТАМП», из монтажной копии версии очень плохого качества, но полной легальной версии я не видел. Говорят что материалы фильма утеряны. Изначально фильм «Мастер и Маргарита» планировался из четырёх серий по 50 минут каждая.



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Так начинается первая глава романа «Мастер и Маргарита» «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Съемки Патриарших прудов происходили одновременно на Чистопрудном бульваре и, естественно, на Патриарших прудах.

В кадре «звезда» отечественной киноиндустрии трамвай КМ «Коломенский моторный» бортовой номер 2170, именно он снимался в фильмах «Застава Ильича», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го», «Брызги шампанского», «Наградить посмертно», «Законный брак», «Папа», «Сергей Королев», «Солнце светит всем».

Трамвай бортовой номер 2170 находится в коллекции Музея пассажирского транспорта Москвы. С 2001 года по не зависящим от музея причинам музей посетителей не принимает.



Потрясающий вид на Патриаршие пруды.



Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец. Берет черный, туфли черные. Набалдашник у трости опять же не черный, а рыжий. Головой пуделя и не пахнет... В чем тут режиссерское видение?



...уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной. Все наоборот, герои сидят спиной к пруду, лицом к Чистопрудному бульвару и театру «Современник» (бывший кинотеатр «Колизей»).



Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах. Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. Снято на Чистопрудном бульваре, фонари, решетка и так далее...



Погоня Ивана за Воландом. Троица идет по Фалеевскому переулку...



...и поворачивает на Софийскую набережную (бывшая набережная Мориса Тореза).



Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил свое внимание на коте и видел, как этот странный кот подошел к подножке моторного вагона А, стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. Чистопрудный бульвар, в кадре дом 14 строение 3. Здесь же запрыгивает на подножку трамвая бандит в фильме «Место встречи изменить нельзя».





Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду.



В одной из ранних версий романа, который тогда имел название «Великий канцлер», маршрут Ивана ведет не к Грибоедову, а в Кремль. Интересно, Кара знал об этом или проинтуичил?





Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. «Дом Грибоедова» снят на улице Клинской дом 2, это усадьба «Грачевка». Сейчас здесь Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации Московской области.



...выносили спеленатого, как куклу, молодого человека, который, заливаясь слезами, плевался, норовя попасть именно в Рюхина, давился слезами и кричал... Здание клиники Стравинского в фильме это усадьба Усачевых-Найденовых или Высокие горы, улица Земляной вал, дом 53. Сейчас здесь находится «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины».



Опять здание клиники доктора Стравинского. В кадре «дублер усадьбы Усачевых-Найденовых» ресторан «Олень» на Нижнем Оленьем пруду в Сокольниках, позже однодневный дом отдыха. Здание сгорело.



«Рабочая Москва», - 1931 год.



Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.

Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. Согласно московской молве это Большой Гнездниковский переулок, в фильме это совсем не переулок, а Кремль.



Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра. В фильме это Малый Ивановский переулок, опять же по московской легенде подвал мастера был в Мансуровском переулке.



Театр «Варьете» снимали в Саду Эрмитаж, это бывший «Зеркальный театр» а ныне «Новая опера». Улица Каретный Ряд, дом 3. Про съемки в «Зеркальном театре» Юрий Кара вспоминал, оказывается, Михаил Захарович Левитин, руководитель Московского театра «Эрмитаж», тоже, действительно, пытался поставить и что-то даже отснял со своим консультантом Лакшиным. И, оказывается, Лакшин ему позвонил, говорит: «Слушай, давай, Миша, все бросай, потому что пленки залило горячей водой, лопнула батарея отопления, всю монтажную залило. Это дьявольская сила, все чертовщина. Бросай!» На что, говорят (по легенде), Миша посмеялся, положил трубку и тут у него в театре тоже лопается батарея. После этого съемки в «Зеркальном театре» закрыли.



Я немного опережаю события, но сам сеанс черной магии с полным ее разоблачением снимали уже в театре имени Маяковского.



Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Сперва веселье, а потом изумленье охватило весь театр. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались восклицанья «ах, ах!» и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки.



- Тогда потрудитесь получить, - сказал Азазелло и, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите... В романе встреча Маргариты Николаевны и Азазелло происходит на скамеечке Александровского сада. В фильме скамеечка стоит на Большом Москворецком мосту. За спинами киногероев Московский Кремль.



Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк еще цел до сих пор.

Остоженка 21. Знаменитейший Кекушевский особняк. По одной из московских легенд, именно здесь жила Маргарита Николаевна.



Третий переулок вел прямо к Арбату. Здесь Маргарита совершенно освоилась с управлением щеткой... Дом с рыцарями на Арбате. Юрий Кара был рад, что Маргарита летает по Арбату по-настоящему, а не с помощью компьютера; что в кадре подлинный снег, дождь, гроза.



Маргарита летела беззвучно, очень медленно и невысоко, примерно на уровне второго этажа. Арбат дом 30, дом где находится знакомый каждому с детства зоомагазин.



...и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами. Театр Вахтангова.



...  что над дверьми золотом выведена надпись «Дом Драмлита». Улица Остоженка дом 19.





Маргарита летела над самыми туманами росистого луга, потом над прудом.



Сцены весеннего бала полнолуния, или бала ста королей снимали в Марфино и в Сандуновских банях.

















Около четырех часов жаркого дня большая компания мужчин, одетых в штатское, высадилась из трех машин, несколько не доезжая до дома № 302-бис по Садовой улице. Тут приехавшая большая группа разделилась на две маленьких, причем одна прошла через подворотню дома и двор прямо в шестое парадное, а другая открыла обычно заколоченную маленькую дверку, ведущую на черный ход, и обе стали подниматься по разным лестницам к квартире № 50.

Внутренний (южный) дворик Саввинского подворья на Тверской улице дом 6 строение 6. Или доходный дом подмосковного Звинигородского Саввино-Сторожевского монастыря.



- Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен! Последние похождения Коровьева и Бегемота у «Дома Грибоедова». Если первый раз нам «Дом Грибоедова» хорошенько разглядеть не удалось по причине темноты, то второй раз по причине качества кадра.



На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.

Воланд заговорил:
- Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
- Мессир, мне больше нравится Рим!
- Да, это дело вкуса, - ответил Воланд.

Дом Пашкова, Моховая улица дом 3/5. На Яндекс картах я провел прямую, соединяющую главы Ивана Великого, Успенского собора и Верхоспасского собора, эта линия проецируется в кадре. Линия проходит чуть севернее дома Пашкова.

Вспоминает режиссер фильма «Мастер и Маргарита» Юрий Викторович Кара, к сожалению, теперь уже ничего такого не снимешь или нужно использовать какую-то компьютерную графику. В связи с точечной застройкой, конечно, уже ничего практически не осталось. А тогда, действительно, даже еще брусчатка сохранилась - там мы трамвайные пути снимали, отрезание головы. Еще, все-таки, существовали. Сейчас везде асфальт, уже ничего такого не снимешь. Либо надо делать специально.

михаил булгаков, мастер и маргарита, патриаршие пруды, москва в фильме

Previous post Next post
Up