Кэтрин Халми. Беседы с Гурджиевым -- По ту сторону поведения.

May 21, 2013 02:24


Интересные заметки из неопубликованных записей Кэтрин Халми - автора книги "Неоткрытая страна", активно участвовавшей в работе группы "Ladies of the Rope".
Заметки из архива Йельского университета. Решил перевести, весьма полезные для понимания...

Содержание:

I-III. По ту сторону поведения.
IV. Психология будущего.
V. Старый новый метод.
VI. Между 'хотеть' и 'нуждаться'.

Негативные эмоции.
Главная черта.
Маска.
Кинематограф.
О технике самонаблюдения.
Любовь.
Картины нашей жизни.
Об умирании по третям.
Это метод усилия.
В состоянии арестованного развития.
Закон трёх.
О сущности, личности, сущностной силе и подлинном 'Я'.

ПО ТУ СТОРОНУ ПОВЕДЕНИЯ

I.

Термин 'психология' - греческого происхождения.
'Psyche' и 'Logos' - знание о . .
Психе - имя, которое древние греки дали Душе.
Душа изображалась в виде бабочки.

Рассмотрим наиболее бросающиеся в глаза характерные особенности бабочки, чтобы понять, что именно - если действительно что-то - греки подразумевали. Её строение иллюстрирует числовую закономерность - с числом 3 в основании.
Бабочку можно разделить на 3 части - голова, грудная клетка, брюшко - где каждая, в свою очередь, делится анатомически также на 3 части.

История жизни.

Яйцо на поверхности листа. Вылупляясь, личинка съедает оболочку, затем ест лист под ней.

Далее, личинка линяет, сбрасывает кожу, обрастает новой, слегка большей чем нужно по её размеру. Ненасытность в питании. Личинка повторяет это представление 4 раза; достигая с пятой линькой полного размера личинки. Она выросла в размере, приобрела более активную защитную окраску. Вся её жизнь пока заключена только в процессах питания и приспособления к окружению; нет взаимного влияния на окружение.

С 5й линькой, гусеница начинает плести шёлковую паутину. В очередной раз кожа отбрасывается, личинка попадает в паутину, уменьшаясь в размере. Теперь это настоящая хризалида, куколка - маленький конусообразный объект, свисающий с листа или ветки остриём вниз.

Хризалида-куколка не является ни личинкой, гусеницей, ни бабочкой. Это определённая стадия развития. Твёрдая внешняя оболочка, а внутри бесформенный кремообразный подвижный флюид безо всякой структуры, содержащий ядро. Любопытный случай - иногда эскиз чертежа творения, которое должно появиться из оболочки, состоит из жидких молекул супер-протоплазмы и до времени совершенно бесформенен.

Наконец, безо всякой дополнительной подпитки, наблюдаемой снаружи, куколка раскрывается. И это уже бабочка. Ошеломляющий характер происшедшей трансформации можно представить, как если бы лошадь вдруг расправила ноги, взмахнула хвостом, проскакала по пристани и, оттолкнувшись, продолжила свою дальнейшую жизнь в качестве кита.

II.

Мы слышим о распаде цивилизации, о необходимости, для его предотвращения, появления "бОльшего и лучшего человека". Общая идея в том, что таких людей нам может создать образование.

Людей можно разделить на 3 основных класса или типа - практический - атлет или деловой человек; эстетический - артист или религиозный человек; интеллектуальный - учёный или философ. Но даже некоторая степень превосходства человека в любой из этих областей пряпятствует нормальному пониманию двух других. И чем большее мастерство и совершенство человек являет в одном, тем больше его предубеждение против других классов. Поэтому, никакая формальная эминенция или достигнутая высота не позволяет обществу решить его насущных реальных проблем. "Большие люди" появляются, но они могут быть объяснены механистически - т.е. взаимным действием окружения.

Тренд современной психологии: широкоизвестные факты, которые трудно отрицать.Уильям Джеймс: концепция 'потока сознания', как отдельного динамического процесса, его теория эмоций - смесь всех внутренних физических ощущений есть эмоция.
Геффдинг (датчанин): теория 'воли'. Сознательное решение имеет место, когда человек впервые сталкивается с непривычной ситуацией. Дальнейшее повторение вызывает всё меньшее и меньшее вовлечение сознания, пока отклик не становится усвоенным рефлексом.
Вюрцбургская школа: исследование так называемых высших мыслительных процессов. Наличие в сознании элементов, которые не являются ни ощущениями, ни эмоциями. Эти не-сенсорные состояния названы "отношениями".
Титченер: утверждает, что однажды установленная совокупность мыслительных образов постепенно тает, но остаётся в виде следа во всех мыслительных процессах.
Гештальт: серьёзная атака на все позиции аналитической психологии. Утверждает не только, что все внешние стимулы должны рассматриваться вместе, но что реагирующий организм также представляет для изучения некое функционирующее целое, которое также, как целое, определяет отдельное функционирование каждой из своих составных частей.

Конфликт в отношении возможности "мысли без образа". Может ли мысль возникать при остутствии всех мысленных образов? Инструментом для такого исследования является интроспекция. Хотя по природе самого процесса, не существует средств узнать, способен или нет данный человек к интроспекции. Кто может видеть внутри него, чтобы проверить его утверждения на предмет возможного самообмана?
Уотсон: Бихевиоризм; считает всю тему образов тщетной почвой для исследований, методика животной психологии должна быть перенесена и на человека. Отрицается авторитет интроспективного взгляда -- любого исследования, имееющего претензию называться научным, но не включающего в себя объективные измерения, которые могут быть воспроизведены и проверены где угодно.
"Безусловный рефлекс" - от рождения в нас присутствует небольшое число органических нервных путей, подготовленных, чтобы проводить стимулы в организме, и возвращать их миру в виде физического поведения.
Но эти несколько безусловных откликов начинают немедленно модифицироваться. Если на ребёнка однажды напала собака, в дальнейшем только лишь вид собаки - визуальный элемент - будет провоцировать теперь уже "условный рефлекс", страх. "Этот простой процесс обусловливания может быть применён в отношении наших наиболее сложных, усвоенных форм поведения, даже таких тонких как язык и речь, и имеет в этих случаях также экспериментальное подтверждение".

Картина человеческого существа. "Человек, как говорит нам психология, это биологический продукт трёх взаимодействующих систем, обычной мускульной, внутренней и церебральной. Эти структуры, развиваясь физиологически в эмбрионе в указанном выше порядке, при рождении начинают наполняться содержанием в форме нервных изменений, приспособления мускулов к определённой нагрузке, постоянных и полу-постоянных напряжений и так далее. По сути, тело состоит только из этих трёх мускульных систем, из которых физическое движение и и ощущения являются откликом первой на окружение, эмоции являются различными меняющимися напряжениями в неослабленных мускулах второй системы, а то что мы называем мыслями есть изменения в третьей, которая, подобно 1м двум, также имеет мускульную природу."

Три системы являются взаимосвязанными в организме, и серия реакций в одной из них всегда сопровождается соответствующими сериями в двух других. Эти совмещающиеся отклики практически никогда не гармонизируются, а являются случайно связанными событиями. Как следствие, такие ассоциации, вместо существенной помощи для бытия, вызывают просто интерференцию.

Поэтому человек не может мыслить без вторжения в процесс чувств, etc, etc. Колоссальная трата сил и напрасное трение. Существует также общая тенденция всех 3х систем, борьба за влияние над организмом, чтобы он действовал согласно желаниям данной системы, ослабив при этом желания (напряжения) двух других, часто за их же счёт. А поскольку один центр всегда сильнее других, в этом находит своё объяснение появление 'типов' - атлетического, эстетического или эрудиционного.

Как же тогда может машина, сосостоящая из 3х взаимодействующих механизмов, улучшить себя? Такого способа нет, любая попытка усовершенствования обречена на интенсификацию одного элемента в нашей общей структуре за счёт 2х других - (вспомните, что организм всегда реагирует как целое).

III.

Дилемма.

С такими соображениями бихевиоризма, мы попадаем в тупик cul-de-sac. Поскольку взаимоорганизация мышления, чувств и физического действия должна всегда протекать в неком порочном кругу, какой ещё путь может быть открыт, чтобы помочь вырваться из этого круга человеку, все проявления которого заключены в этих категориях?

Видимо, надо признать, что наша цивилизация должна следовать прямиком к постепенному вымиранию.

И ещё, не так легко нам спокойно отодвинуть плечом проблему наших собственных одиночных судеб. Мы практически беззащитны перед окружающей средой. И где мы должны быть в смерти, те, кто не может даже сознательно существовать в течение обычного сна?

Извечная мечта о душе - не это ли лазейка для бегства?
Но с этой мечтой мы должны поступить как подобает человеку, и в чём он отличается от животного.
А именно, подвергнуть её строгой объективной проверке, не эмоциями, а разумом.

Надежда на душу, пронизывающая все века и все религии, это всего лишь эмоциональное благое пожелание.
Ничто не подтверждает того, что мы обладаем душой.
Или может она ещё должна быть создана?

Святой, аскет, йог - все они, равно друг с другом, как и со всем прочим человечеством, автоматичны.
Даже их наиболее поражающие отличия есть всего лишь игра окружения поверх данной механической структуры (что легко доказуемо).

ЗАКОН ОКТАВЫ.

Существует одна древняя традиция на Востоке, которой и была открыта широко известная ныне диатоническая шкала (do-re-mi-fa-sol-la-si и следующее повторяющееся do). Причём, изначально эта шкала не была связана с музыкой никоим образом; она была математической формулировкой, в отношении звука, описывающей серии фаз, черз которые всякое действие физической, психологической или любой другой природы, обязательно должно проходить вверх или вниз по шкале во всех феноменальных изменениях природы.

В физике - периодическая таблица элементов.
Волновая теория электронных вибраций, использующая понятие кванта энергии.
Семь первичных цветов спектра составляют одну октаву.
Из астрономии нам известно о 8 главных планетах в нашей солнечной системе.

В психологии: вызывающий недоумение феномен, связанный с процессом обучения.
"Кривые обучения" проявляют специфические вариации в своём росте - периодически прекращают свой рост, продолжая движение по горизонтали ("плато"). Это может означать, что изначальная психологическая энергия, расходуемая в процессе обучения, проводит его через первые три стадии, ноты do-re-mi, после чего этот процесс вступает в стадию полу-тона, где требуется уже свежий источник энергии, чтобы преодолеть и выйти за пределы этого особенного психологического периода.

"И может быть так, что в нашем индивидуальном росте мы, как человеческие существа, также прошли через наши первые три стадии, а затем застопорились в интервале mi-fa наших индивидуальных октав. Безусловно, мы приобрели в своём росте три отчётливо выделенных, и в то же время непрерывно связанных вместе функции, а именно: физическое действие, эмоции и ассоциативный ум. Вероятно, они могут являться в полной октаве человеческого функционирования нотами do-re-mi. Мы прошли эти ноты и сейчас находимся у последней из них. В этой связи, интересен ещё факт, что точно такое же положение по шкале занимает и наша планета в октаве солнечной системы.

Что же тогда делать? . . поскольку всё наше поведение (доказуемо) заключено в пределах категорий привычных механических действий, эмоций и мыслей, ни одного из них не будет достаточно для нашей настоятельной потребности, принимают ли они форму религии, философии, искусства или же физической культуры. Как уже было отмечено, все известные и даже мыслимые реформы должны оперирировать, и на самом деле являться, одной из этих трёх функциональных активностей.

Должен быть открыт некий путь, который позволит уклониться в сторону от этого безнадёжного автоматизма.

[ Далее: "Психология будущего"... ]

kathryn hulme, articles, psy math, gurdjieff, law of 7

Previous post Next post
Up