Беседа с Гурджиевым - Старый новый метод

May 24, 2013 02:08

[ продолжение перевода заметок Кэтрин Халми...
  начало здесь: "I. По ту сторону поведения..." ]



V. СТАРЫЙ НОВЫЙ МЕТОД

В направлении построения техники:

С самого начала надо ожидать столкновения с серьёзнейшими трудностями. В каждом из нас существует некая консервативная сторона, настолько могущественная и настолько сильно укоренившаяся, что пока мы не поймём и не испытаем на себе всех искусных хитросплетений её механизмов, мы даже не в состоянии сформировать себе адекватной идеи о её силе и сопротивлении. Поскольку мы скоро обнаружим, что в борьбе с нашим собственным телом развенчание предубеждений находится далеко за пределами наших возможностей. И в то же время, именно этого мы должны достичь. Как мы можем приобрести какое-либо истинное знание, если все наши базовые наблюдения будут деформированы предвзятостью при их формировании?

Ещё раз, мы должны обнаружить, что это врождённое пристрастное отношение к самим себе имеет две противоположные стороны: аверс и реверс. В начале будет тенденция восхищаться сложностью и видимой гладкостью действия наших механизмов, ведь они наши собственные. А потом также искушение критиковать определённые дефекты и неуклюжесть, которым свойственно принижать оценку стоимости нашей собственности. Но важнее всего, что такого отношения НЕОБХОДИМО ИЗБЕГАТЬ, как полностью противоположного научному. Наше осознание, наши наблюдения должны быть чисто объективными, поскольку актуализация "Я" не достижима ни с какой другой позиции.

"Я" не может быть ответственным (поскольку в его задачи не входит установка контроля) за некий объективный природный механизм. Впасть в соблазн ответственной идентификации означает вновь скатиться к позиции "Я", погрязшего среди наших интроспективных мыслей и механических желаний.

С чего нам следует начать? Возможно, с классификации нашего тела согласно типичной для него мышечной, интуитивной или же рассудочной доминанте, привычно им поддерживаемой. Являемся ли мы преимущественно практичными, эмоциональными или интеллектуальными?

Каждый из этих типов, в свою очередь, имеет две противоположных манифестации. Позитивная мышечная доминанта является физически активной и энергетической, негативная - физически расположеной к лени. Эмоционально позитивная означает оптимистический тип, негативная - пессимистический. Позитивно интеллектуальным типом является конструктивно критикующий - тот кто, как правило, находит себя в согласии с предлагаемыми заявлениями. Негативный - деструктивная критика. Иногда мы проявляем в себе качества всех трёх, но вопрос в том, какая из систем направляет механизм обычно?

Чтобы выяснить ответ, недостаточно исследования некого временного или текущего периода. В счёт идёт только тенденция привычного поведения организма на протяжении длительных периодов, поскольку именно временной фактор указывает на тип. Для этой цели, мы должны просмотреть всю нашу жизнь, но не интроспективно, а как обычное упражнение живой иллюстративной памяти, разделяя её для удобства на такие фазы, как младенчество, детство, школа, период в браке, etc etc.

Весь этот процесс займёт значительное время, в течение которого мы должны будем прояснить для себя два типа наших нынешних черт: тех что являются результатом окружения (социально приобретённых атрибутов) и тех что связаны с нашей наследственностью - нашей "сущностью" - (тех черт, тенденцию к обладанию которыми имели бы наши тела при любом окружении).

Всё это до сих пор относится только к мысли, и поэтому имеет вспомогательное значение по отношению к настоящей задаче, а именно, осознанию, т.е. настоящему, сознательному, безличностному наблюдению за своим собственным организмом и его поведением. Эта следующая задача не накладывает никаких требований как на время, так и на то, что мы привыкли считать энергией, поскольку для этой задачи используется энергия совершенно другой природы, чем та, что нужна для работы первых трёх систем; и более того, это наблюдение должно идти одновременно с их функционированием, и может идти без прерывания самого вовлечения.

Начинающий не способен к наблюдению всего организма.
Делите работу на четыре стадии:
1. Наблюдение мышечной системы.
2. . . . висцеральной.
3. . . . церебральной.
4. . . . всех 3х вместе.

Но даже 2я стадия находится далеко за пределами возможностей для начинающего. Мы должны, следовательно, придерживаться простых процессов, а именно, прямого наблюдения обычных, физических явлений, проявляемых нашими телами.

Эти физические явления возможно разделить на (1) класс поведения, доступный для наблюдения всем окружающим, и (2) на класс явлений, заметить которые обычно можем только мы сами. Примерами 1го являются: интонации голоса, привычные позы, жесты, привычки. А 2го - сенсорные впечатления, включая кинетические, дыхание, пульс, температуру тела, etc. Необходимо только убедиться, что охвачена вся область этих явлений целиком, а это не является невозможным, поскольку разнообразие нашего поведения не является бесконечным.

Возможно, простейший путь для серьёзного начинания здесь заключается в усилии стать осознающим главный, общий образ действия нашего тела в данный момент, как например, сидит ли оно сейчас, идёт, говорит, ест, или просто каково действие его массы в данный момент. Даже в нашем бодрственном состоянии, эти вещи происходят как в сомнамбулическом сне, мы почти их не осознаём. Скажем, наш механизм движется где-то по дороге на поезд, и вдруг переходит на бег - без рефлексии по этому поводу, мы просто делаем немедленное утверждение "Сейчас мой организм бежит".

Практически любой будет отстаивать мнение, что во всём этом нет ничего нового, что он сам всегда знал, когда такие активности имеют место. Отставив в сторону ответ, что весьма часто мы "пробуждаемся", чтобы обнаружить самих себя где-то и не можем вспомнить как нас сюда занесло, тут важно добавить ещё, что как раз такое знание вещей мы и не советуем. Необходимо понять и почувствовать ту огромную пропасть, что лежит между знанием о том что мы идём и тем, чтобы быть осознающим саму активность ходьбы, которая продолжается сейчас в теле.

Как только мы привыкнем чувствовать такие вещи, мы можем уже идти дальше, выбирая конкретную категорию поведения, скажем, интонации голоса, чтобы концентрироваться уже на них. Целью является услышать наш собственный голос также беспристрастно, как мы слышим любой другой голос. Затем - выражение лица, etc.

[ Далее: "Между 'хотеть' и 'нуждаться'"... ]

kathryn hulme, self-observation

Previous post Next post
Up