По заказам френдов. Ну и давно сама хотела систематизировать. Ссылки на текст приветствуются. Но копирайт мой, любые перепечатки - только и строго после моего личного разрешения. Всем заранее спасибо.
Считаем по умолчанию, что какое-то резюме уже есть. Успешность - неуспешность резюме определяется одним единственным фактором - количеством назначенных интервью. Если интервью нет совсем или мало - резюме не годится, не выполняет свою основную задачу. Надо менять.
Самое первое, что я бы посоветовала - найти успешного профи в той области, где хочет работать соискатель, и попросить у него его резюме (если он сам его считает эффективным, конечно). Прочитать, сделать выводы. Скомуниздить к себе в резюме все, что кажется удачным. Возможно, скопировать не столько содержание, сколько формат резюме. Иногда (правда- правда) достаточно просто поработать со шрифтами в Ворде - и резюме, которое никто не рассматривал - начинает приносить интервью, как конвейер.
Дополнение. Поищите на джоб сайтах резюме кандидатов - они иногда доступны. Почитайте их критически. Воспользуйтесь чужими удачными находками. Вам с этими людьми конкурировать, Ваше резюме д.б. лучше.
Самопроверка. В результате такого «честного воровства», Ваше резюме должно, тем не менее, сохранять единый стиль как оформления, так и изложения. Смесь бульдога с носорогом никого не заинтересует.
Как не надо. Я видела резюме, сделанные из чужих, где соискатель не потрудился даже заменить изначальные данные (пол, телефон, адрес) на свои собственные. Комментарии нужны?
Второе. Найдите описание тех вакансий, которые Вас устраивают. Надергайте оттуда красивых оборотов, описывающих желаемую позицию. Эти обороты, в разных комбинациях, должны встречаться в Вашем резюме при описании опыта работы или навыков. Именно те же слова. Потому что работник HR совершенно не разбирается в предметной области. Он может выкинуть резюме, просто «не узнав» нужного кандидата за синонимами.
Третье. Редко кто ищет только одну позицию. Обычно то, или, то, и еще немножечко шить(с).
Если искомые позиции А, Б, В слабо различаются - выносите в заголовок их все через слеш.
Пример - про себя я пишу обычно Business Аnalyst / System Analyst - просто потому, что грани между двумя позициями размыты, и в каждой конторе - свои.
Если позиции А, Б, В общего имеют мало - придется составлять разные резюме. По одному на каждую позицию. Если соискатель может работать менеджером кафе и менеждером оптовой базы - в предыдущем опыте надо писать РАЗНОЕ. Врать нельзя, это дурно. Надо иначе расставлять акценты.
Как не надо. Понятно, что почти любой ИТ работник потенциально может работать и сисадмином, и программистом, и менеджером ИТ проектов. Бывают резюме, в которых все 3 позиции указаны как искомые. Такое резюме сработает только в условиях тотального дефицита работников на рынке. При нормальном сбалансированном рынке труда соискатель с таким «универсальным» резюме с шумом садится между трех стульев.
Четвертое. Сделаем красиво, или «наведем тень на плетень».
Необходимо пересмотреть весь опыт вообще, с тем, чтобы у рекрутера складывалось такое впечатление, что всю свою трудовую биографию соискатель только и делал, что готовился к искомой позиции. Все, что на такое впечатление работает - выпятить. Все, что ему потенциально может помешать - убрать и заретушировать. Флажок «скормность украшает» на это время отключить.
Пример акцентовки.
Специалист М. около 20 лет работал в науке. Имеет научные степени, публикации, выступления на научных конференциях. Желая побольше денег, хочет уйти в бизнес и ищет позицию, связанную с внедрением новых технологий на производстве. В этом случае, необходимо сделать «перенос силы тяжести» с чисто научной деятельности на внедренческую. Т.е., допустим, фактически в рамках научного проекта было проведено исследование, по результатам подготовлены публикации, защищена диссертация, выступления на конференциях, и потом автор пару раз бывал на производствах, где внедряли разработанную им технологию. В резюме этот проект надо описать, подробно освещая «Внедрение технологии на производстве, презентация результатов на конференциях». Диссер стоит упомянуть потом, вскользь, в разделе образование. Это нужно, чтобы убрать из головы рекрутера образ «кабинетного профессора», который не способен работать по правилам бизнеса.
Еще пример акцентовки.
Выпускница педвуза узнает от приятелей о привлекательной вакансии - менеджер образовательных проектов. Ее опыт работы пока бедноват (молодая еще) - частное репетиторство по вечерам, да год работала воспитателем в детском саду. Переосмысление делаем следующее - репетиторство превращаем в «опыт разработки индивидуальных и групповых курсов английского языка». Фиг подкопаются - она и впрямь когда то занималась с 3 детьми (группа) и составила для них пару тестов. Детский сад обзовем «детским образовательным учереждением» и деятельность там обзовем «Методист». Надо договоиться с заведующей, конечно. Напомнить ей, что помимо выноса горшков были разработаны игры по методике Монтессори (пирамидки собирали, хе-хе), и т.д. Я думаю, общая идея ясна.
Подведем итог. Подойдите к переделке резюме ответственно, как к спасению души. Но не пытайтесь переделать все разом, чтобы не забуксовать. Постепенно, потихоньку. После каждой переделки - распечатайте, вычитайте, поправьте ошибки. Ищите, они есть!!! Повторите это раза 3, можно больше. Дайте почитать домашним и друзьям, у них взгляд не замылен.
Если интересно - буду писать еще, на ту же тему. Вопросы, примеры из жизни, комментарии и конструктивная критика приветствуются.
Продолжение
тут.