Трудная поездка 2022 #13

Dec 13, 2022 20:17

Продолжаю свой рассказ о поездке вдоль красной линии на картинке ниже.

.
Предыдущую часть можно прочесть тут.
Итак, остановился на том, что мы доехали до Маймы и нам оставалось совсем чуть-чуть до Жениного двора в соседнем селе. Наш сегодняшний и завтрашний маршрут уже можно рассмотреть на картинке ниже. Все последующие события нескольких дней будут "крутится" вокруг этой схемы. То есть я доехал до Алтая. Не так лихо и быстро, как планировал, но доехал.



Мне, как чужестранцу про Майму сказать нечего, так что уступлю возможность напарнику поворчать на тему Маймы и сопутствующие темы, которые он вспомнил на этот момент:
"
Эй, кто там ворчит на обилие камер контроля на трассе? В горах правило простое - нарисован знак 40, не превышай более чем на десять в час. И дело не в лихости. Дело в сложности и коварстве горной дороги. Точно такие же повороты на равнине имеют все-таки другой характер. В горах, особенно весной и осенью, ставки выше, последствия ошибки заметно более серьезны.
Так что считайте обилие камер на первых 50 км тракта по республике фактором воспитательным и обучающим. Не усвоили урок - экзамен будет гораздо более суровым чем штраф за превышение.
Это была мораль. Да? Ну мое дело предупредить...
Въезжаем в Майму.
И вот меня порой распирает вопрос, почему гости республики норовят поиграть в первооткрывателей, пытаются давать названия горам, озерам, урочищам, придумывать собственные неуклюжие побасенки, а кто подурнее, так оставить надпись краской «здесь был Петя»? От чрезмерного эгоизма и повышенной глупости?
Поймите, ребятки, как только вы перевалили Иртыш, вы вступили на территорию очень древней страны. А вступая в Алтай вообще нужно вести себя еще более уважительно и почтительно, чем в Эрмитаже, ходить на цыпочках и кланяться и дереву и водопаду и скале. И, да, все уже давно названо до вас. Учите историю, общайтесь с местными.
Майму проскочили без остановок. Ибо баня уже готова! )))
Село большое. Хоть оно и не «заточено» под туристов, но посмотреть есть на что. Например, музей камня в самом центре. Геологический памятник - Рыхлый вал, который отделяет Майму от Горно-Алтайска. Берег реки Катунь очень живописный, а при желании там можно и искупаться - в протоках вода заметно теплее. Храм Святого Духа - старейшая церковь республики. Конечно же, воздушные ворота Алтая - аэропорт . А напротив, через дорогу, солнечная электростанция первая в России в своем типе. Годовая выработка электроэнергии на ней с запасом покрывает потребность всего Маймиского района. Можно подняться на ближайшую гору или просто пройти по главной улице с одного края села на другой - полдня вам хватит наверняка )))
"
И теперь остаются последние километры до Жениного дома. Можно считать, едем по финишной прямой. Еду вспоминаю подзабытые ориентиры вдоль трассы.


Вот солнечная электростанция слева от дороги. За прошедшие пять лет она заметно «похорошела», «окультурилась» - стала похожа на предприятие. Приятно. Раньше она напоминала «панельки» в частном неухоженном огороде у дачника-энтузиаста. Своих фотографий этой СЭС не сделал, так что нашел фотку на этом сайте.


И если более серьезно подумать о энергетике, то нефти и прочих углеводородов на нашей планете больше не становится. Есть много выкладок (в основном на афтершоке) Алексворда, Брикотина и других товарищей о том, что пик добычи, возможно, пройден уже. Я не буду говорить это категорично, но возможно пройден. Задача стоит о переходе к другим энергоносителям постепенно. И ключевое слово здесь - постепенно. Постепенно! Вот эта Майминская электростанция постепенно стала солидным предприятием.


Ведь когда изобрели паровой двигатель, то мгновенно от парусов не отказались. И до сих пор всякие яхты ходят под парусами по возможности, чтобы экономить топливо. Нужно искать альтернативные источники энергии, потому что наша цивилизация техногенна. То есть она технологическая и основана на различных приборах и механизмах, которым нужны источники энергии. Мы от мускульной энергии лошадей, ишаков и волов перешли к тракторам, и если мы не хотим свалиться обратно в средневековье, нам нужно подумать о том (я конечно далеко шагаю, но иначе нельзя), что постепенно, со временем легкодоступные месторождения нефти могут закончится, они имеют такое свойство - заканчиваться к сожалению. Это не так, как в компьютерных играх: поставил себе вышечку и она качает себе нефть в течении всей игры. Прокачал вышку - стала больше качать и никогда не заканчивается. В жизни не так, любое месторождение имеет свойство истощаться.
Вот эта, Горно-Алтайская, одна из немногих в России, которая на моих глазах, от простеньких солнечных панелей, расставленных в поле, превратилась в производство - забор, дорожки, персонал в форме.


За прошедшие годы окрестности не сильно изменились. Но до неприятного стало очень много рекламы всех форматов. Начиная от картонки на которой написано "предлагаю ночлег", до огромных бигбордов, которые закрывают не только Катунь, но и окрестные горы, назойливо предлагая то переночевать, то пить пиво, то взять кредит. Это повсеместная рекламная новшества действует на меня угнетающе.


Я сюда ехал за природными красотами, а приехал к набившей оскомину навязчивой рекламе стройматериалов и ипотеки под низкую процентную ставку. Разочарование начинает меня окутывать. Молчу уж про рекламу которая размером поменьше - в виде бегущей строки, мерцающих высок и разукрашеных витрин на фоне старых покосившихся домиков. А ещё расписанные рекламными текстами заборы, рекламные щиты на крышах домов и переносные щиты вдоль дорог. Реклама навязчиво втюхивающая то самсу, то блинчики, то свежее пиво. Мдя, - Алтай заметно «осовременился», сделав шаг от привлекательной самобытности в «прекрасный» цивилизованный мир. Тем самым, в первую очередь «принял» на себя самое поганое, что есть в современном мире, а самобытность потерял. А еще один "тренд" из "цивилизованного мира" - это заборы. Заборы, заборы, из чего попало, но, главное огородить свой кусок скалы. Про заборы я остановлюсь ниже еще не один раз, ибо они доводят до бешенства в этом прекрасном туристическом краю.


Теперь на Алтае главное это деньги. А духи-шаманы отодвинуты на второй план. Все ради денег. И шаманы тоже. Делаем деньги из всего, что можно, начиная от стаканчика ягод и букетика ландышей на табуретке у трассы и кончая покупкой дорогих лимузинов и авиабилетов. Чем дальше в горы, тем рекламы и заборов больше. Куда я попал? Ради этого ли я проехал 5000 км, чтобы снова увидеть около трассы рекламный щит Ростелекома? Отсутствие богатства - это ещё не бедность. Бедность - это жажда богатства.


Поселок Дубровка около Катуни, затем посёлок Рыбалка тоже на берегу Катуни. Оба посёлка забиты во-первых, рекламными щитами и, во-вторых, туристическими легковушками, так что ехать быстрее 40 в этих населенных пунктах невозможно - туристы бегают через трассу и обочины забиты машинами.


К сожалению (или к счастию) в полной мере туристические толпы мы специально не фотографировали. Так что в кадр и в сказочку попало лишь то, чего избежать не могли - случайные и единичные кадры с людьми, рекламой и машинами.
Как понимаю, в этом районе Алтая самые непритязательные и ленивые туристы находят свой досуг в виде сплава, конных прогулок и посещение ближайшего общепита. А мы едем дальше.


Если Майма расположена на границе степи и гор, то Соузга находится в замкнутой долине в окружении невысоких вершин (Верблюд, Чертов палец и др высотой от 400 до 700м). Само название соотносится со смыслом «ковш воды». Звездный ковш изображен как неофициальный символ села. А по преданию, когда-то давно всю долину занимало глубокое озеро. Любопытны ландшафты в самой Соузге - узкие каменные гривы и острова. На мой взгляд они очень похожи на настоящие острова, которые сейчас встречаются в русле Катуни выше Семинского моста. Вероятно, воды реки еще не так давно с точки зрения истории  текли между этих камней множеством рукавов. Или их выточил тот самый знаменитый прорыв огромных ледниковых озер, которые были в Чуйской и Курайской котловинах? Но о делах древних мы можем только гадать. А события века 19...20-го вполне однозначно задокументированы.
Проезжаем мимо скального утёса, нависшего над дорогой и вот он за поворотом указатель "Соузга". Неужели доехали? Сама деревня большая, вытянувшуюся вдоль высокого берега реки. Нам на дальний её конец. Едем через всю деревню, которая так же забита рекламой и туристами, которые во дворах уже не помещаются - машины стоят вдоль трассы под огромными щитами рекламы.
Рекламы очень много. Ощущение не алтайской деревни, а дикого американского запада, как нам его испокон веков показывают по ящику. Вот реально - кучками люди, рекламные вывески, много транспорта и все это на фоне гор. Куда я попал? Это Америка?



Как хозяину этих мест уступлю вводное слово про Соузгу компаньону:
"
Дата возникновения села по учебнику истории Горного Алтая -1820 год. Эта дата относится к селу Верх-Соузга, что было в паре километров выше по речушке. Там в годы войны и до 1954 года работала артель по выжиганию извести, следы гашеной извести сохранились до наших дней. А недалеко от устья речки Соузга, в том месте, где сейчас старое кладбище, была артель, она работала с 1936 года по 1956 год. Производили сани, телеги. На современной южной окраине в послевоенные годы был организован Плодопитомник с несколькими землянками, а затем и домами. Первый расцвет села пришёлся на период строительства мясокомбината. Фундамент его был заложен ещё в 1965 году, а в 1971 он выдал свою первую продукцию. Соузга пополнилась школой, двухэтажками, новыми улицами. К нашему времени основная движущая сила развития села это обслуживание туристов. Даже Питомник съежился и в производстве и в площадях в несколько раз, а вот турбазы, дома отдыха, магазины вылезли как грибы после дождя. Появились в селе экологические проблемы. Нехватка чистой воды, загрязнение воздуха, и особенно - вырубка остатков сосновых лесов, которые еще каких-то сто лет назад  покрывали всю долину Катуни. Почему бы на ландшафтах каменных бугров не сделать парковую зону, непонятно. Ситуация получается полностью аналогична тому что я наблюдал в Барите - люди лезут под сень деревьев, вырубают их, остаются на голом месте, открытом ветрам и жаркому солнцу, и... Разводят руками. Ну, типа, так получилось. И бизнес тему не догоняет. Так же тупо разводят руками «ну почему же туристы перестали останавливаться у нас». Да хотя бы потому, что люди едут отдохнуть от толчеи и шума на природу. А вы эту природу под топор. Село Манжерок сейчас тоже идет по этому же пути. Грабли соседей им не урок. На свои наступить надо?
Обо всем этом рассказывал Ивану уже после того как припарковались, пообнимались с дорогими моими, разобрали багаж, и сели испить чайку перед баней.
Что ж, день был хорош!
А какими еще бывают дни в этом мире? Каждый из них - подарок. Так что, по возможности радуйтесь, и не считайте зубы у дареного коня, а седлайте его и постарайтесь увидеть больше.
"



А я без всяких предисторий просто радовался, увидев знакомый мост через реку.  Он не изменился.  Но, к сожалению,  теперь он в рекламных щитах - слева и справа. И на том берегу тоже, наверно, бигбоарды. А нам за мостом сразу налево, в кусты, на грунтовую отворотку. Ещё поворот налево и тормозим возле знакомого мне забора на малюсенькой площадке перед воротами. За прошедшие годы забор тоже не изменился. Та же калитка, закрытая на засов.
Женя распахивает ворота и мы, по очереди вкатываемся во двор. Вот и все - сегодняшний ездовой день закончился.
Благополучно.
Время шесть вечера.
Тихая радость в душе.
Тучи на небе. Аня приглашает на ужин. Надо разгрузить мотоцикл. А ещё будет баня.
Я согласен на всё, ибо, повторюсь, радость в душе - первый этап дальнобоя закончен благополучно. Вижу Женя тоже рад, окончанию своего небольшого трехдневного путешествия.


А завтра нас ждёт второй главный и долгожданный этап - поездка на Укок.
Разгружаю мотоцикл и тяну манатки в гостевой домик.
Вроде что-то изменилось в этом дворе, а вроде ничего не изменилось. Вот дорожка из толстых пиленных досок та же. Вот уже привычные ровные грядки огорода. На грядках, как и тогда, все растет и благоухает. (Ну, где же бурьяны?) Деревья, гнущиеся под тяжестью плодов то же на месте. И кусты малины на месте. И гостевой домик, в котором проведу грядущую ночь, тоже внешне не изменился. Разве что за забором раньше была стройка, а сейчас уже жилой дом.


На правах постоянного клиента, неспешно принимаю цивильный (насколько это возможно в моем случае) вид и иду ужинать. А Женя, в отличии от мя, уже деловито шуршит по хозяйству. А то! Ведь его, аж, три дня(! ужас как долго!!) не было дома!
За ужином болтаем о всякой ерунде, ибо в главном полный консенсус - завтра стартуем на юг. Погода немножко волнует, но, авось, как-то проскочим между тучами. Или между каплями. Главное, что завтра едем. А сейчас баня. Баня во дворе у родителей, которые живут неподалеку.
Баня небольшая, потому соблюдаем очередность. Пока Женя первым парится, у меня с Марией Георгиевной и Владимиром Яковлевичем светская беседа. Очень рад снова оказаться в этом гостеприимном доме. Неспешная беседа плавно перетекает с одной темы на другую. Степенные рассуждения о ситуации на Донбассе сменяются радостными восклицаниями о более близких и насущных темах. У меня возникает ощущение, что в этом доме, селе спокойствие и умиротворенность, - настолько все знакомо и привычно.
Идиллию нарушило появление чистого Жени - разгоряченный и взьерошеный после парной вынуждает меня прервать разговор и в третий раз за три дня отправится в баню.
Сегодня в парной можно не торопиться, как это было в предыдущие дни и я укладываюсь на верхнюю полку. У меня дома нет бани, потому сейчас двойное блаженство - осознание завершенного этапа пути и неспешное прогревание тела. А еще березовый веник «и пусть весь мир подождет»(с). Через десять минут от влажного пара начинает кружиться голова, и я выползаю на крыльцо подышать свежим воздухом. Потом второй заход в парную. На третий раз уже не хватило сил и желания. Просто сижу на лавке, опустив ноги в горячую воду. Какое блаженство! Еле выползаю и вскоре рапортую хозяевам о своем полном жизненном счастье в этот вечер.
Домой вернулись поздно. Вечером уже прохладно, а тяжелые тучи над Кузедеево, где мы были недавно, навевают мысли про скорую осень. Обилие крупной рябины подтверждают мысль - народные приметы редко ошибаются.
Аня уже приготовила ужин и, ожидая нас, уже начала дремать.
Только дошел до своего домика, как по крыше забарабанил дождик. Выглядываю в окно - дождик, скорей всего, будет лить всю ночь.

Следующий день.

Спал крепко под тёплым одеялом и плохое мне не снилась. Это уже хорошая предпосылка для Дня грядущего. Буду надеяться, что что и день будет хороший. На фото ниже вид из гостевого домика на грдки-посадки огородные


На улице солнышко, капельки росы, единичные облака, тепло. Не торопясь подтягиваюсь, осматриваю двор - да, вчера первое впечатление оказалось верным - изменения во дворе есть, но они единичны, эволюционные. Присаживаюсь в туристическое кресло дабы насладиться свежим воздухом. Благодать!


Вскоре зовут завтракать. Анечка умничка, угощает как в ресторане. После "лесного" питания, обычный сервированный стол с букетиком цветов в вазочке, выглядит очень торжественно. Приём пищи превращается в праздник.
Увы, сегодня после завтрака стартовать на юг не получится.


В общем-то это понятно - пока ты дома, родные никуда тебя не отпустят, пока ты не выполнишь все общественно-хозяйственные дела. Так случилось и сегодня - надо уделить родным внимание, свозив их в столицу. Попутно замечу, что общественный транспорт до столицы есть, но он настолько неудобен, что люди вынуждены в хозяйстве иметь автотранспорт. И, желательно, на для каждого члена семьи отдельный. А иначе в женином жигуленке, помимо меня на переднем, на заднем сидении уместилось трое. У всех свои дела-хлопоты, один я еду почётным гостем на экскурсию. Ну, как на экскурсию - город-то я уже видел. Так что еду/везут просто ностальгически посмотреть окрестности, дабы не сидеть в одиночку в гостевом домике. «Официальная» версия моей поездки - купить тюбик клея, дабы заклеить пластмассовый держатель для видеокамеры на руле мотоцикла . Я его неосторожно сломал-надавил, когда выталкивал мотоцикл из ямки. Конечно, это - две капли клея - глобальная и первостепенная причина для поездки.

В десять утра стартовали. Вчерашняя картина с туристами вдоль Чуйского тракта повторилось в обратной последовательности . а учитывая что сейчас утро солнышко кажется гости Алтая Все повылазили поближе к дороге - столпотворение людей машины в отдельно взятом регионе.
Сам Горно-Алтайск тоже мало изменился. Я его сразу узнал.


Из нового - есть дорожки тротуары деревья здания вывески. Например на автовокзале появился дополнительный непонятно для чего забор. Но, всё это не бросается в глаза, как например, новая развязка на въезде в город. А набережную, как и 5 лет назад, по-прежнему, ремонтируют. И сегодня ремонт продолжается - . Экскаватор как и 5 лет назад машет ковшом в русле реки..
На обратном пути в хозяйственном на въезде в город, куда от завернули, купил баночку клея и на этом официальная часть поездки была закончена. Далее домой готовиться к завтрашнему старту.
Весь день прошёл в мелких хлопотах и обсуждение маршрута Как ехать и Куда и когда Да и что по маршруту смотреть учитывая чтобы погода не способствует поездки сегодня вечером дождь в горно-алтайске и соузги А завтра дождь по всему маршруту Так что Или стартовать сегодня Чтобы не терять время и ночевать под дождём или стартовать завтра, но сухими в дождь. В ожидании Аниного обеда сидим на крыльце, клеем мой мотоцикл. Дождик пошёл раньше обещанного - в 12:00. С крыльца видно, что сплошные тучи фронтом идут с Севера. Дождь пришёл недолго - минут 30. Летний дождь. Местами капал. Но настроение испортил - что завтра то будет?
Женя проверяет свой мотоцикл и приходит к выводу, что цепь у него проблемная - не выдержит всю дистанцию маршрута. Натягивать дальше некуда. Нужно менять цепь. Но где и как это сделать за оставшиеся восемь часов светового времени? С другой стороны мотоцикл вроде едет. Так что, может быть,, подождать, пока сломается окончательно, а потом уже чинить пути, как это всегда привыкли делать? Осознание своей бесталанности, уже проблеск гениальности - так себя похвалю.
И тут мне приходит в голову гениальная простая мысль как совместить приятное с полезным - посетить с дипломатическим визитом в Володю Севера, который в радиусе трех сотен километров является единственным сертифицированным специалистам вопросах звёздочек и цепей. И мы едем к нему на консультацию. Благо до него всего порядка 20километров - в Манжерок.


Так приятно ехать по-летнему Алтаю в тапочках на пустом, не груженым мотоцикле справа Катунь красавица, сверху тёплое солнышко, в спину дует слабый тёплый ветерок, - праздник, а не поездка к хорошему человеку, который помогает мотоциклистам. С благодарностью вспоминаю, как он меня выручил в прошлой поездке. Если что-то, то вот тут о том эпизоде более подробно. Вот и сегодня не совсем катастрофически, но едем с проблемой.
"Я Старый солдат и не знаю слов любви"(с) поэтому описать радостную встречу в красках мне сложно. Возможно Женя сделает это лучше. Я очень рад этой встрече. Первую очередь идём пить чай и разговаривать. Нам есть что вспомнить есть что обсудить. Приговорил все новости от Донбасса до урожая ягод в лесах, наконец-то переходим к проверке жениного мопеда. Консилиум из двух специалистов говорит, что всё плохо. В таком состоянии мотоцикл долго не протянет. Но и новую цепь (которая у Жени есть в нычке) сейчас ставить нет смысла - ее нужно менять в комплекте вместе со звёздочками. А покупка двух новых звёздочек - это процедура если не на месяц в нынешних реалиях санкций.


Так что пока ему найдут и поставят б/у-шную, укороченную на пару звеньев, цепочку. Её выбирают из кучи, которая валяется в углу мастерской. А ещё в той же куче находят звёздочку в лучшем состоянии чем у Жени. Володя обещает что этот "новый ремкомплект" докатает до конца сезона. Женя доволен. Виден на картинке ниже ассортимент цепей? Это сервис по высшему разряду - выбирай любую из кучи отходов!


Но вечером, вернувшись домой, отметил, что мотоцикл стал бежать веселее. Вот так, с помощью Володи Севера, горящие проблемы ремонта мотоцикла плавно переместились на осень и зиму, в течение которых, к весне, к новому мотосезону Женя должен будет не нервничая и обстоятельно найти запчасти.
Глядя как споро, привычно, особо не задумываясь, подгоняют старую цепь, прихожу к выводу, что Российское импортозамещение/восстановление цепей для мотоциклов уже работает и поставлено на поток. Талант - это способность делать то, чему нас никто не учил.


Возможно, я ошибаюсь, но сложилось впечатление, что мы далеко не первые в этой мастерской с подобной проблемой. Через 40 минут Женина Suzuki восстановлена. И, забегая наперёд, - она выдержала все две тысячи нашего мотопробега.
Спасибо, Володя.
Пока хозяин с помощником куют цепь, играю с неугомонным жизнерадостным псом хозяина. Впрочем, не я один с ним забавляюсь, а все, кто есть во дворе по очереди заставляют его бегать на игрушкой. А тот и рад стараться.


я набираю на телефоне Андрея, который живет в Абрау-Дюрсо. Обрисовываю ему ситуацию, - где, у кого, зачем нахожусь. Мой собеседник передать и его слова благодарности Северу. Он тоже ремонтировался в Манжероке в своё время лет пять-шесть назад. А сейчас тоже передает слова приветствия и благодарности Володе Северу. Так что включаю громкость на телефоне и даю послушать Володе. Как мне передать эмоции человека (Володи Севера), который с другого конца земного шара слышит в свой адрес слова благодарности от человека, которому помогал лет пять-шесть назад?
Ему было приятно.
Велика Россия, но такая тесная!


По возвращению, разобрались с Жениной багажной системой. Проанализировав обьем вещей в дорогу, стало ясно, что нужна единая большая сумка вместо нынешних 5 пакунников. А для устойчивости единой сумки нужна новая багажная платформа, которую ему сделают в Бийске. А пока ему кусок фанеры вместо багажные платформы прикрутили. Колхоз, конечно, но на эту поездку сгодится. Ведь до этой фанеры у него с багажом совсем был полный бардак.


На этом сегодняшний суматошный день окончен. Он принёс радости и огорчения, хлопоты, любование природой, и в итоге всё расставил по местам и позволил завтра со спокойной душой завтра отправиться дальше путешествовать.
Ещё пару часов назад когда были в Манжероке надо свой в 20 км от нас прошёл ливень. А мы не знали, ибо над нами в это время было ясное солнышко. А вечером тяжёлые тучи бегут по небу. Так что завтрашний старт под мокрой угрозой. Я уже жду завтрашний старт. Ужинаем и ложимся спать.

Продолжение следует

Мототуризм, Мотопутешествие, Лето, 2022, Дальнобой, Хонда

Previous post Next post
Up