Трудная поездка 2022 #14

Dec 14, 2022 19:26

Остановился на том, что дома у Жени подготовились к завтрашнему старту. Об этом можно прочесть тут. А сами мы пошли спать.

Следующий день девятнадцатый.

Утром вместо солнышка тяжелые тучи. Гидрометцентр говорит, что тучи уйдут лишь завтра, как Володя в Кузедеево и прогнозировал по приметам. Сыро и зябко, но день надо начинать. Аня и Юля зовут меня завтракать. Авось, пока позавтракаем, тучи и разойдутся. Совсем не улыбается выезжать в дождь. Даже паковать мотоцикл под дождем уже не весело. А уж мокрым ехать - совсем не хочется.
Последние приготовления перед стартом и у меня разошёлся шов на сумке и содержимое высыпается. Спасибо моей Любушке за иголку с ниткой, которые положила мне в дорогу. Пришлось зашивать прямо на мотоцикле. Это к вопросу о необходимости чехлов на багаж.
В момент старта выглянуло солнышко на пару часов - авось, будет не мокрая поездка.
Благостную картину прощание портит червячок сомнения, который поселился в душе - необходимость жестко сократить сроки поездки для своевременного выхода на работу. Подсчитываю дни и понимаю, что имеющиеся 28 дней мне не хватает на все мои запланированные «хотелки». Придется то ли «по бартеру» договариваться, то ли за свой счёт брать дополнительные дни. А если второе, то сколько? Может, сразу пару недель взять за свой счет? Но без денег сидеть плохо. Я в сомнении я -это немножко омрачает момент старта. Ну, да ладно, как-то решится.
Так или иначе, Юля и Аня нас провожают, аки героев на большой подвиг.


Поехали. Женя на фанерке везет багаж, у меня все ломанное и ремонтированное и, вдобавок, проблемный, не заряжающийся телефон.
Калеки на маршруте, блин. Это с одной стороны.
С другой - противоречивые чувства меня раздирают на участке от от Соузги до до Усть-Семы . Попробую пояснить. Знакомый участок Чуйского тракта на ближайших 200 км. Память услужливо выдаёт сохраненную инфу по маршруту. Своевременно ожидаю знакомые места слева и справа. Как они изменились за прошедшие годы?
Мимо нас, обгоняя, в сторону Манжерока и Ташанты летят мажористые джипы, люксовые авто, по полной упакованные мотоциклисты на технике премиум-класса. Но вся эта публика меня мало заботит, ибо я стараюсь за рекламными щитами хоть одним глазом увидеть справа Катунь, Раньше она всё время была на виду - дорога шла вдоль русла реки. Почти все время она была на виду. Сейчас же речку почти не видно. Закрыта новоделом и стихийными парковками. Вот на рисунке ниже видна Катунь? А она естьь на фото. И таких примеров - десятки. Жаль, что специально мы эти кочевые лагеря не фотографировали.


А за разросшимися, как грибы, базами отдыха и навороченными гостиницами, хочу рассмотреть горы. Пока это получается плохо. Фотоаппарат отдыхает - пейзажи красоты стали не видны. Пять лет назад здесь были пустые места, а сейчас ощущение, что еду по центру города - настолько плотная застройка и количество машин на дороге. И вне дороги тоже "пробки" - между рекламными щитами машины люди. Чуть подальше припаркованной прогулочные лошадки ослики и верблюд. Верблюд в лесу как транспорт премиум-класса из-за своей лохматой шерсти? Поскорее бы это всё проехать. Свободного места в этой местности мало поэтому автомобилисты для стоянки используют все доступные пятачки ровной земли. Вот где простор для бизнеса - бери в аренду сотку земли и устраивай платную парковку - барыш на ровном месте при нулевом вложении.


На выезде из Манжерока останавливаемся передохнуть (?) на обочине. В этом месте Катунь подходит к самой трассе - красиво. Хотя машины проносятся совсем рядом с нами. ПОка я подтягиваю багажные ремни, Женя проверил провисание своей новой(?) цепи и по привычке краеведа выдает мне новую порцию инфы. В этом месте (напротив - на другом берегу Катуни) расположены Тавдинские пещеры. Я уже второй раз собираюсь их посетить, но... Женя это называет комплексом льва Бонифация.. Может, в третий раз доеду?  Но предоставлю слово напарнику, который по привычке выдает и выдает инфу. Еле успеваю ее фиксировать..
«
Говорят, когда-то давно в этих краях жила жадина и скряга Тавда.  Она обирала людей до нитки, запугивала, грозилась отобрать детей.
Все платили ей дань, но никто не знал, куда она складывала свое добро.
Однажды поселилась в долине молодая пара, его звали Манжерок, а её Катунь. И все у них получалось ладно, и все умели они делать.  Тавду это заело, и потребовала она с них невыполнимую дань.
Молодые явились к ней с кувшином и рыболовной сетью. И обещали, что этим кувшином без дна она начерпает море напитка, а сетями с огромными дырами поймает всю рыбу.
Тавда разгневалась и превратила шутников в озеро Манжерок и реку Катунь.
А сама от злости так топнула, что провалилась вместе со всем своим добром под землю.
В том месте, где это случилось, недалеко одно от другого, видны входы пещеры.
Люди потом на этих местах находили сокровища - предметы быта, относящиеся к эпохе бронзы и железа, а также изделия гончарного ремесла.

Позднее, в начале XIX века, Тавдинские пещеры стали местом обитания старообрядцев, которых называли скрытниками.
А в период Гражданской войны скрывались отряды Колчака и именно здесь, в лабиринтах пещер, они спрятали золото.
В 1970-е годы сюда приезжали сотни кладоискателей.

С этим районом страшная легенда связана, которая не особо широко известна.
Смысл если совсем кратко - пока молитвенники, монахи живут поблизости, то зверь из глубин ада (пещер) не может выйти. Но как моление прекратится, то вскоре и он выползет и ляжет "вокруг града", как по Писанию.  И то уже будут последние времена.

А теперь факты. В этом же карстовом районе есть очень глубокие вертикальные пещеры.
Сибирская экспедиция добралась до глубины 400м, дальше не смогли. Очень экстремально. Но ходы уходят вглубь....
»
До самой Усть-Семы еду в растительных чувствах. Не могу сформулировать своё ощущение: или огорчаться истреблению Алтайской красоты, то ли радоваться, что в условиях санкций российский бизнес развивается? А, может, удивляться: зачем я проделал такой маршрут через всю страну, чтобы в итоге увидеть помойку, аналогичную своей на Юге?


Лишь ближе к Усть-Сёме стало рассеиваться человеческое столпотворение. Сам поселок на берегу Катуни ничем особо не примечателен. Тракт, проходящий через него, узкий и зажат высокими заборами домовладений и узенькими тротуарами с ограждениями до состояния колодца. Это фото не из Усть-Семы, но общее представление можно сложить.


На въезде в посёлок мы посетили АЗС. Ну, как АЗС? За кольцом перед поселком не просто «Роснефть», а ОЧЕНЬ востребованная заправка - все пространство вокруг нее забито авто. Очередь на каждую их 4-х колонок составляла порядка 15-20 машин. Людей, как на демонстрации. Видимо, бензин в этой мало заселённый местности, постепенно становится дефицитом.
А в самом посёлке меня и вовсе ждала неожиданная дилемма: развилка на дороге. Указатель перед ней говорил, что прямо - дорога ведет на Чемал, а направо, на мост, - на Ташанту. Оба названия мне знакомы и каждое расположено в том направление, куда мы едем. По идее, эти два пункта будут у нас на маршруте. Но почему они сейчас расходятся? Пока я пытаюсь решить этот ребус, Женя, сфотографировав местность, сворачивает на мост через Катунь. Эх, жалко, что у нас нет переговорного устройства - расспросил бы его. Чуть позже Женя расскажет мне про старую и новую прямую дорогу, и про то, что разошедшиеся пути вскоре снова сойдутся. Типа я увидел разветвлении, но не увидел слияние этих двух дорог. Может быть. Вот это самое «не увидел» позже сыграет со мной злую шутку, когда мне «захочется» увидеть слияние этих дорог. Но это будет потом. Основной поток авто уходит на Чемал, а мы по старой типа дороге, как лошары - через мост
Сама Катунь в Усть-Сёме меня не впечатлила. Да, новый мост. Да, хорошая, ровная дорога. Да, Катунь. Но ни скоростью течения, ни цветом, ни красотой берегов она почему не взбудоражила меня. Может, примелькавшиеся рыбаки, стоящие на мосту, или автодвижение, то ли Женины вдруг загоревшиеся стоп-сигналы - моё внимание всё время прыгала влево-вправо, но ни разу не сосредоточилось на красоте этой реки. Видимо, её надо смотреть в другом месте. На картинке ниже второй мост через Катунь в Усть-Семе. Видимо наличие второго моста ввело и меня и Женю в путаницу с дорогой.


От Усть-Семы до Семинского перевала чуть менее 100км. Но этот участок мы ехали порядка 3-х или даже 4-х часов. Причина столь медленного движения, как уже мог догадаться читатель, заключается исключительно в красивой дороге, вьющейся по склонам гор. Затяжные подъёмы и спуски по прекрасной дороге, на которой мало машин, Зато пейзажи, что вверх по склону, что вниз, в долину речушки открываются очень пасторальные.


Естественно, мы не могли проехать мимо без остановок. Более живописно, надеюсь, этот отрезок пути опишет мой напарник. А тебя же добавлю, что я ни капельки не пожалел по поводу столь "неспешного" продвижения к плато Укок.


Безлюдно, красиво, идеальный асфальт. Совокупность этих условий делает поездку похожей на какой-то сон, в котором все прекрасно и беспроблемно.


Картинок с этого отрезки дороги у напарника много, но у меня заканчиваются слова и эпитеты для описания. Поэтому, если он сочтет нужным, то выложит свой текст, а я лишь добавлю пару картинок.


Пусть простят меня жители Алтайского края, но Семинский перевал меня не очень впечатляет. Ни подъём, ни спуск, ни виды с вершины перевала не завораживают мой взгляд.
На картинке ниже - пейзажи которые открываются при подьеме на этот перевал.


Не впечатляет, правда? Красиво, душевно, но гор, перевала не видно. Следующая картинка оттуда же.


Проблема началась при подъёме на перевал - мотоцикл не хотел быстрее 60-70км. Наверно, шо-то с мотором, подумал я. Тормозить разбираться в этой безлюдной местности при отсутствии инструмента нелепо, поэтому оставалось одно - ехать и волноваться. Если так сложно ползти по асфальту в гору, то как я буду рулить на бездорожье в горах, куда мы едем? Будучи весь в мыслях о состоянии мотоцикла, кое-как заполз наверх. Не скажу, что красоты восхитительные на Семинском перевале, особенно, если озабочен состоянием своей техники. Лично меня больше удивило (привычное уже) своими размерами торжище на вершине горы.
Плоская вершина перевал радиусом примерно километр, через которую проходит трасса. И вдоль трассы с двух сторон не менее полкилометра ларьки, ларьки, ларьки со всякой туристической чепухой. Вдоль трассы перед ларьками машины машины машины. Со всей России люди приезжают сюда, чтобы скупиться алтайскими беляшами. Иначе как на вершине горы это сделать негде. Всё остальное памятник, ферма маралов, школа олимпийского резерва - Я уже описывал, поэтому повторяться не буду. Мы же с Женей уделили минуту внимания этому рынку и поехали дальше. К счастью, вниз с горы мотоцикл побежал резвее, чем на гору и мои страхи временно отступили. На фото ниже мой моц в паре сотен метров от основного торжища на вершине СЕминского перевала. Как говорят обыватели - заборы справа от мя - это загоны для маралов, которых тут разводят.


Спуск с Семинского хотя и идёт по безлюдной местности, с красивыми поворотами, но тоже чем-то выдающимся в моей памяти не отметился. Да, красиво, да, плавные повороты, ровные участки дороги, лужайки, ёлочки, кюветы и отбойники - все это в моем понимании плохо ассоциируется с горами.
После столь "сложного" этапа пути, захотелось отдыха и покушать, что мы и сделали. Недалеко от подножия горы, вдоль дороги протекает речка Туэкта. На одном из немногочисленных сьездов с дороги мы остановились на натоптанном предыдущими туристами месте. Я еще несколько раз по ходу повествования упомяну, что в горном Алтае очень мало мест для остановки/парковки/сьезда с дороги (по разным причнам), поэтому молодец Женя, что не проскочил мимо этого места в поисках лучшего.


Мы свернули и не пожалели о выборе. Хоть и не уединенное, но красивое и удобное для отдыха.
На картинке выше не видно речку, но она есть под деревьями. И даже два русла! То есть, деревья растут на острове. Кстати, цветы на полянке вырваны/сорваны не все, что весьма отрадно.


На фото ниже видно два русла реки и деревья на острове.


Это был наш первый с момента отьезда из дома прием пищи, так что "стол" на картинке ниже весьма обильный и разнообразный. Далее прием пищи все упрощался и грубел. Можно сказать, нам повезло - как только Женя свернул с дороги, тронулась на дорогу машина с туристами, освобождая нам площадку. Ну, и спасибо им, что не смущали нас. Нам "досталась" площадка 150 на 10метров на час времени - столько время мы тут провели.


После приема прищи короткая прогулка по берегу реки.


Фотофиксация нашего присутствия на этом берегу.


Женя более энергичный и инициативный чем я, успел не только помочить ноги в реке, но и оббежать окрестности, посетив деревянный мостик с которого местная ребятня прыгала в воду. И, даже, забрел на противоположный берег, где познакомился с местными коровами. Фото коров приводить не буду. НО мы наслаждались жизнью. Не решали проблемы, не зарабатывали деньги, не искали ответы на вопросы, не ставили цели и не достигали их, нет! Просто наслаждались жизнью. Моментом жизни.


Не знаю, насколько этот отдых на полянке можно считать погружением в детство, как любит говорить/сравнивать Женя, но мы были вполне счастливы. Жаль, время летит быстро. И вот уже следующая машинка сворачивает на эту полянку, заканчивая наше счастливое времяпрепровождение. Отдых закончен, пора собираться и убираться.


От этого перевала до следующего перевала Чике-Таман перегон порядка 80 км. На середине этого участка, на ровной дороге, пролегающей в лощине между гор, мы с Женей обсохли. На наше счастье заправка находилось поблизости. Недалеко от Ондугая (про него Женя расскажет). Скажу лишь, что это большой , по меркам Алтая, населенный пункт и весьма колоритный. С окружной трассы видно, что сейчас в нем совмещаются и древность Алтая и современная реальность.


Обыкновенная АЗС какого-то местного бизнесмена, без узнаваемого бренда, но зато без очереди авто. Заправились под завязку, передохнули пару минут и поехали дальше. До Чике-Тамана оставалось меньше 40.


За ним в долине небольшой речушки мы планировали остановиться на ночь. НА картинке ниже - реклама около трассы - попытка местного зарождающегося бизнеса приобщится к современным реалиям. Подобных примеров вдоль трассы сотни.


Едва хондочка прокачала старый бензин, как я начал удивляться прыти и мощи своего мотоцикла. Его стало не узнать - мухой разгоняется до 100. Вопрос с неполадками двигателя, который возник перед Семинским перевалом, отпал сам собой - проблема была в галимом 92-м, который залили в Усть-Семе. Забегая наперёд - мне этого бензобака хватило более, чем на 300 километров.
Подъём на Чике-Таман гораздо интереснее и круче предыдущего перевала. По голой скале, без всяких сосенок и кустиков, с прекрасным обзором на долину внизу, дорога круто поднимается вверх.


К сожалению, опять своих фото с этого перевала нет. Поэтому публикую Женины. На фото выше, Женя уже взобрался и стоит на "вьезде" на узкую площадку этого перевала. На следующей картинке - взгляд вниз с перевала. Это уже не Семинский, с этого понимаешь, что находишься на высоте.


По дороге, которая петлями внизу, мы поднимались сюда, наверх. На картинке ниже - хвастаюсь друзьям своей геолокацией. Кстати, - связь на перевале есть и я, даже, звонил с Любой.
Перевал Чике-Таман описан многократно, в подробностях и на видео тоже. Так что повторяться не буду, приложу лишь пару фотографий от напарника, ибо свои, увы, повторряю, не получились


На картинке ниже - все пространство на фото - это обзорная площадка целиком. Это и весь перевал. За дальней машинкой на картинке начинается резкий спуск вниз. И за спиной фотографа тоже начинается дорога вниз.
При строительстве этой дороги в скалах пилили проходы (в отличии от Семинского), которые уже, сами по себе, весьма живописны. На картинке ниже - один из таких "пропилов" на выезде(?) с перевала. Хотя этот "пропил" не ярко выраженный. На дороге со стороны Ондугая они просто великолепны.


И до строительства этой новой великолепной дороги через эту скалу проходили тропы, которые из года в год расширялись и улучшались. Потом, в 30-е годы СССР их расширили до состояния дороги. Нюансом новой дороги является то, что она прорублена в скале не затрагивая старую дорогу. Старая осталась и .. приходит в запустение. Но не на перевале. Здесь она стала местом для торгового ряда, который на фото ниже..


Здесь, на вершине четко понимаешь, что ты на скале. Конечно, от случайного падения вниз ты защищен отбойником, но всё равно надо быть внимательным и аккуратным на двухполосной дороге на краю обрыва.
.

А с другого ракурса этот же сюжет


Картинами ниже - основное отличие Семинского от Чике-Тамана


В момент нашего прибытия невзирая на грядущий дождик и тучи, площадка на перевале была плотно забита авто техникой. И еще картинка


Пара картинок ниже - уже повторение, но какой простор и красота - не удержался и публикую.


И еще


Женя забежал на вершину раньше меня, где-то засунул свой узенький мопедик и потерялся среди авто. Наверно, пошёл фотографировать старую дорогу. Я тоже сделал пару дежурных фото и откатил мотоцикл к спуску.


На фото ниже это верхний правый угол - там мы с Женей собирались минут десять помедитировать.


Там и нашёл Женю сидящего на краю обрыва, где обсуждаем место будущего ночлега. Очень хотелось поставить палатку на берегу реки засветло, половить рыбу, походить, посмотреть местность в общем отдохнуть от отдыха.
Присев на камни мы разговаривали около березы, что на снимке ниже - тут меньше людей, а панорама столь же живописна.


Вот в этот момент и пикнул мой телефон. К удивлению, это пришло сообщения с работы - надо же меня ещё не забыли. От меня требуют собственноручно написанное заявление на дополнительный отпуск. Причём это сделать надо в ближайшие часы. Я был весьма удивлён. Скажу больше - моё изумление сложно передать.
И что делать?


Обсуждение закончилось тем решением, что вечерний отдых в палатке мне не светит сегодня. Мне нужно вернуться в Соузгу 250km, завершить процессуальное оформление моего отпуска без содержания и вернуться сюда завтра до обеда. Ну, не на сам перевал, а в район посёлка Купчегень, что в долине. Где-то там, у подножия перевала, Женя будет меня ждать. Если что, то созвонимся. Первый звонок назначили ровно в 12:00 а потом через каждый час.


Такой вот неожиданный поворот в 7:00 вечера. Темнеет через 3 часа. В принципе мне реально за это время добежать до Соузги. Тем более на хорошем бензине. Жаль уезжать, но и рисковать работой в наше время глупо. И я помелся. НА картинке ниже - пропиленная гора. Таких "пропилов" гор, наверно, три штуки.


Ехать далеко. Дорога извилистая, что по горизонту, что по вертикали, настоящие Американские горки. Время на фотографирование уже нет, ибо в Соузге Оля и Юля уже собираются ложиться спать. Ещё раз забегая вперёд, бака хорошего бензина мне хватило на 330 км - то есть, ровно на заявленный в техпаспорте километраж. То есть заправленного бензина перед перевалом чике-таман мне хватило подняться на перевал спуститься доехать до соузги и волею судьбы опять попасть второй раз на ту же самую Роснефть в Усть сёме, где мы уже заправлялись нехорошим бензином.


Хорошо, что не было дождя. И ветра не было. Это чудесно. Прохладный уже воздух в низинах сменяется тёплым на пригорках - ехать одно удовольствие. С началом сумерек добежал до Соузги, где меня уже ждали, накормили, уложили спать.

Продолжение следует

Мототуризм, Мотопутешествие, Лето, 2022, Дальнобой, Хонда

Previous post Next post
Up