Продолжаю свой рассказ о алтайской поездке на Укок вдоль зеленой линии на картинке ниже.
.
Предыдущую
часть можно прочесть тут.Предыдущую часть закончил на том, что с началом сумерек добежал до Соузги, где меня уже ждали, накормили, уложили спать.
Следующий день
Утром меня разбудили, опять накормили. Собрался, написал заявление, сфотографировал, отправил, получил подтверждение, что все Ок и после этого снова полетел в сторону перевала Чике-Таман, у подножия которого меня ждал напарник.
В Усть-Сёме, как уже написал выше, заправился второй раз. Ну, и задно, совмещая полезное с интересным, решил проверить вчерашний тезис, что от развилки дороги снова сходятся - решил проверить женины слова - поехал на Чемал по старой дороге, в основном потоке машин.
Что могу сказать про это «исследование» маршрута. Дорога убито почти на всём протяжении. Пузотерки ползут медленно, джипы весело подскакивая несутся за стошку. Я любуюсь окрестностями и тихо ругаюсь: «зачем нужно это исследование ценой убитой вилки моего мотоцикла?»
Возможно, говоря о том, что дороги сходятся и расходятся, Женя имел в виду какую-то «тайную», не увиденную мною отворотку, но никакого слияния дорог я не увидел.
Через два месяца после возвращения домой, посмотрев карту, которую прикладываю здесь, наконец-то увидел, что Чемал находится в тупике. Тупик! Далее, за ним только козьи тропы к дальним лесным кордонам. Зато в самой Усть-СЕме два моста, дороги от которых и сходятся и расходятся. Но это "открытие" я сделал лишь спустя два месяца, после возвращения домой.
А пока я поехал на Чемал проверять, где сходятся дороги.. Мдя..
Еду, смотрю, как люди косяками ездят туда-сюда на Чемал и обратно. Значит, впереди все хорошо? Через полчаса понял, что сюда, на Чемал люди едут за развлекухой и сувенирами. Машин очень много. Баз отдыха много. Инфраструктура вся заточена на досуге - ночлег, сплав, конные покатушки, сувенирка и прочая мелочёвка, сопутствующая людям, которые желают с удовольствием потратить деньги. Чемал - туристический центр средней удаленности от цивилизации.
Когда я в этом разобрался, то от Усть-Сёмы отмотал уже лишние 30 км в одну сторону. Надо возвращаться, время уходит, близится полдень, когда пора звонить, Женя ждёт. Время 11:30.
Не забыть позвонить в назначенное время.
Так начались мои страсти в этот непростой день.
Вернулся-выскочил на знакомый перекрёсток и погнал через мост на Шебалино. Опять вокруг меня красота, что руки тянутся за фотоаппаратом, но тороплюсь. Хотя через пару десятков километров нашёл выход из ситуации. Так как гоу-про у меня в прозрачном боксе и с ручкой, то рукоятку засовываю в разрез куртки, оставляя снаружи саму камеру. Получилось надёжное крепление. Угол обзора камеры большой - при любой случайности дорога в кадре будет. Мне лишь остаётся кнопки нажимать, не отвлекаясь от дороги. А в интересных местах могу, даже, слегка поворачивать камеру.
Таким образом решил вопрос видеосъёмки без остановок, что было самым главным тот момент. Увы, ни одного видео с гоу-про в итоге так и не получил - все пропало.
Всё было хорошо в районе полудня, если не считать, что Женин телефон молчал. Молчит не отвечает. И WhatsApp его молчит. А эсэмэски вообще непонятно куда уходят. Ещё раз звоню, и опять молчит.
И что делать в такой ситуации?
Еду дальше. Пошел следующий час времени, за спиной остаётся ещё 80 км. Я где-то посередине между Чеке-Таманом и Соузгой. В 13:00 останавливаюсь, трюк с телефоном повторяю с тем же результатом. Начинаю волноваться. Ведь Женя ответственный, обязательный, взрослый человек. Если его телефон молчит, значит, что-то случилось.
Я посреди гор и леса один на трассе. Машины редко. Населенные пункты еще реже.
И в этот момент начался дождик. Фотографии в этой главе отражают лишь последождевую природу, ибо фотографировать дождь, да еще в процессе езды по мокрому асфальту - занятие малоприятное.
Надеваю дождевик. Пока что дождь слабый - мне не мешает. Но с каждым километром он всё сильнее. Перед Семинским перевалом уже поливает вовсю. Понимаю, что въезжаю в самый центр тучи и далее мне будет трудно (мягко говоря).
Впрочем, туч не было. Была одна серая дождевая пелена накрывшее всё небо. Все тучи собрались в одном месте надо мной, образовав над моей головой мокрую серость. Кажется, ее можно пощупать руками - настолько низко они висят надо мной. И я то приближаюсь к ней, въезжаю в неё, при подьеме на гору, то опускаюсь в лощину, где меня также сильно поливает.
Думаю, о том, что я промок писать не надо? Дождевик честно отработал в течение 20 минут после чего... Спасибо, хотя бы от грязи, брызг и ветра он меня защищал.. Трусы на мне тоже были мокрые, и в сапогах вода. Прячу телефон куда-то подмышку - авось он не погибнет в этом дожде.
Где заканчиваются тучи, с вершины горы не видно - дождевой фронт до горизонта. Никакого просвета во мгле нет. Вокруг всё серое, потемнело и поливает и поливает. И сзади поливает и впереди от дождя дороги не видно. Отличие от равнины где даже самый слабый ветер разгоняет тучи, здесь же небесная влага подолгу задерживается на одном месте между гор. Поэтому ждать пока дождевая туча уйдёт нет смысла, надо самому уходить в соседнюю долину.
Возле Ондугая я торможу. Куда я еду? Надо решить, что делать. У меня закончились деньги на телефоне - остаюсь без связи. Срочно кладу 200 руб на счёт. Нахожу сухой пятачок под навесом автобусной остановки. Я готов перетерпеть дождь, и, даже, сидеть на этой остановке до его окончания, но телефон Жени по-прежнему молчит.
Закатываю под навес и мотоцикл. Даже в хорошую погоду в этом Ондугае людей не видно. А под этим дождём и подавно. Даже машины туристов на Чуйском тракте закончились. Я один живой человек во всей округе. И сейчас три бетонные плиты, из которых сооружена эта, еще советская придорожная остановка, будут моим «домом» на ближайшие пару часов, как минимум.
А как неприятно полностью мокрому шевелится! Холодная, мокрая одежда неприятно липнет к телу. Но выбора нет.
Что делать не знаю. От безнадеги начинаю мучить телефон вопросами о погоде по маршруту. Хотя сейчас - какая разница, какая будет погода, если не знаю, что делать?!
Ответ телефона неутешительный - сегодня и завтра - двое суток подряд дожди не прекратятся. А как же плато Укок, на которое мы едем? На которые собирались ехать? На которое неизвестно теперь попаду ли? Попадём ли? Или как? А как ещё поднимется уровень воды в реках через которые мы должны перебраться в брод? Мы? Или я один буду перебираться? Где Женя? Что с ним случилось? Он по-прежнему молчит. Звоню по его второму запасному номеру телефона, но мне отвечает обеспокоенный Анин голос: «Женя на связь не выходил». Я обескуражен.
Картина маслом: без перспектив, без напарника, без погоды, посреди Алтая, мокрый до нитки, ещё и проголодался. И как дальше жить?
Вперёд ехать дальше под дождём? Куда, как далеко? «Сойти» с асфальта, чтобы поискать его под деревьями, о которых мы давече говорили, я не смогу из-за грязи. Может назад ехать, в Соузгу? А как в глаза его родным смотреть? Может, тут на остановке два дня сидеть пока дождь не кончится?
Отчаяние овладевает мною.
Как всегда, бывает в России - вдруг.
Божий промысел, луч надежды мелькнул впереди - на пару мгновений увидел просвет между тучами. От этого мелькнувшего лучика у меня появляется твердая, окончательное решение - понимаю, что любой ценой надо доехать до перевала Чике-Таман, где мы расстались и далее мне надо спуститься с горы в Капчегень, чтобы расспросить местных - не было ли за прошедшие сутки аварий с мотоциклистами в этом районе. После принятия решения становится спокойно, приходит безразличие к дождю и прочим сопутствующим катаклизмам природы. Я знаю, что и как надо делать и любой дождь мне не помеха.
Дождевые тучи скапливаются в долинах между гор поэтому му-му единственный для меня возможно вариант это поскорее выбраться из одной в другую долину где туч может и не быть. То есть Моё Спасение в движении надо ехать, убегать от дождя. Возможно придётся проехать несколько десятков километров под дождем - не знаю насколько обширен дождевой фронт. Но движение - это мой единственный вариант.
Дождь не прекращается. А я пилю по трассе, сжав, все что могу сжать в кулак. Впрочем, и я на него уже не обращаю внимания, Просто монотонно, раз в полминуты мокрой рукой протираю мокрый визор от крупных мокрых капель. И стараюсь не шевелиться, чтобы мокрая одежда не елозила по телу. Неприятна и противна холодная ткань майки на спине. А на то, что дождь поливает, как и раньше, уже не обращаю внимание, ибо мокрый как... .. Вобщем, мокрее чем сейчас уже не буду..
Заполз на перевал Чике-Таман. Ни одной машины по дороге не встретил. На перевале дождик слабый. Почти прекратился. Остановился на площадке. Надо у людей-продавцов распросить про напарника. НО слазить с моца - это надо шевелиться, а мокрое и хоодное по телы - бррр. НО кое как сползаю с седушки на землю. Торговцы (и ливень их не выгонит с «рабочих мест») говорят, что аварии не было. Уже, слава Богу.
Решаю проехать до Копчегая и там распросить. За перевалом, в Капчагае дождя почти нет - редкие мелкие капли стучат по лужицам. Впрочем, уже просыхает все с этой стороны горы. Дождь остался там, а тут сухо. Местные тоже говорят, что аварии не было. Так, куда же он делся? Опять отчаянье и тоска накатываются. Что же делать?
Посреди посёлка у магазина между луж, под остатками дождя машинально достаю телефон, дабы проверить время (15часов), а на нём несколько сообщений от напарника с общим смыслом о том, что он доволен жизнью и продолжает следовать по маршруту, а мне его надо догонять.
Как мне передать, охватившие меня, эмоции?
Я тут уже с жизнью, с отпуском, с поездкой, со смыслом жизни распрощался, а у него всё хорошо и он продолжает движение по маршруту!! Вся гамма чувств от плюса до минуса в одну секунду промелькнула в моей голове. И не только в голове, но и в окружающем мире моментально произошли изменения: одномоментно все тучи заметно поднялись и посветлели, где-то мелькнул луч солнца. А еще вспомнил, что сейчас середина лета и июльская жара, поэтому над лужами, над мокрой землёй начал интенсивно подниматься пар - просыхает природа после живительного, ласкового дождика, который ещё 20 минут назад был холодным ледяным ливнем.
Спасибо, Господи, что он нашёлся и живой! Ещё километров через 40 Я его догнал. Жизнь возвращается в свое привычная русло, с каждым километром слабеет дождь, а красоты Алтая возвращаются на свои природные места. Начинаю замечать, как прекрасен мир вокруг меня, насколько живописны вымытые горы, какие изумрудные долины ручьев, опять орлы в небе, рука сама снова тянется за фотоаппаратом. И не страшно, что я мокрый насквозь. И уже не липнет мокрая майка к телу.
Мы, по-прежнему, едем медленно, фотографирую свежевымытые горы и Катунь. Добежали до места слияния Катуни и Чуи. Обзорная площадка в этой точке является культовым местом. Каждый считает своим долгом постоять, посмотреть, завязать ленточку и только после этого ехать дальше. Редкие кустики вязаные ленточками от корней до макушек. Туристов много не одна машина не проезжает без остановки. Вот и мы тормознули. Но почему-то в этот раз ни радости ни трепета это место не вызвала поэтому для проформы, сделав дежурный кадр, едем дальше. А дальше ехать уже не хочется нет сил время 5:00 часов.
Мы оба мокрые Голодные и Нам нужен отдых. Решаем остаток светового дня посвятить выбору места то приготовить ужин на берегу Чуи и высушиться. Высушиться это главное, ибо хорошая погода может кончиться в любой момент.
Специфичность выбора места на Алтае в том, что мест для ночлега вдоль Чуйского тракта, очень мало. В горах Алтая вообще крайне мало укромных и ровных площадок. Вот на картинке выше - вроде красивое место у реки, а ни одной ровной площадки нет. Тем более, таки\х больших размеров, чтобы стать лагерем на две палатки и мотоциклы. А если есть такие площадки, то добраться до них колесами нереально или они обнесены заборами. Алтайцы вообще очень любят ставить заборы. И по поводу и без повода.
Выяснять с ними отношения в наши планы не входит. Нам бы отдохнуть.
А ещё усугубляют ситуацию с местами для ночёвки дорожные строители. Они экскаватором подгребают к асфальту землю, формируя откосы. Но Алтайская Земля совсем не то что в средней полосе России - по этим камням и булыжником с трассы съехать практически нереально.
Тем более с моим клиренсом. То есть мы едем, видим ровные площадки вдоль русла реки для лагеря, - вот они рядышком, - но спуститься к ним у нас нет возможности. Вот и едем мы 10 минут, ещё 10 ,обследуем все возможные варианты - и вверх по склону горы и вниз в долину реки Чуя.
Но или мне, или Жене выбранные места не нравятся. Я бы уже где-нибудь остановился - мы проехали пару приличных, на мой вкус, мест. Думаю можно было бы остановиться в недостроенном аиле возле Белого Бома на горе, который возле памятника к водителям. Но Женя то место забраковал, а мне оно понравилось. Две следующие фото посвящены знаменитому Белому Бому - историческое место.
Бом - выпирающий в сторону реки скальный массив. Порядка ста лет назад в этом узком месте, сейчас уже не понять как, тропа по которой шли караваны с грузом, проходила справа от памятника над рекой. Шириной она была не более чем на одного вьюченного ослика. Страшное было место. Лишь в 30-49-е годы скала была прорезана и слева от памятника появилась дорога. Сейчас по ней без остановки летят авто. А место стало просто памятным.
На фото выше соединились три эпохи - вечная скала, столетний памятник "строителям" советской власти в горном Алтае и фонарь, который появился максимум три-четыре года назад.
Женя привередливый: то тут не так, и там тоже плохо, а тут ветром будет задувать. И мы едем дальше и дальше по Чуйскому тракту.
А ещё у нас всё планы входит в приготовление ухи из свежей пойманного в Чуе хариуса. Женя, даже, удочку прихватил. А я назначил себя на роль главного рыбака. Поэтому предпочтительно остановиться на берегу реки. Примерно, как на картинке нижу - там, далеко у реки, спустившись вниз на берег, надо найти площадку.
Спуски к воде есть, но их надо найти. И места есть. НО место при этом должно быть не занято более проворными "конкурентами". Вот поиском спуска и, далее, поиском подходящего места на берегу Чуи мы и занялись. Женя в основном искал, ибо мой трактор не для подобных целей.
Одно место, оказалось, занято, более шустрыми туристами, а путь ко второй площадке моя резина не выдержит - слишком крутой подъём, усыпанный мелкими камушками. В третьем месте берег очень узкий и, не дай Бог, поднимется вода после дождя, то мы не сможем выскочить. Сбился уже со счёта от количество обследованных площадок.
Наконец-то Женя помахал рукой, чтобы я спускался к воде. Съезжаю с асфальта. Кстати, это тоже непростая задача для моей красавицы.
Аккуратненько, на первой передаче пытаюсь скатиться на дно каньона. Высота спуска к метров 10 - столько прорыло река за свою жизнь. Примерная (одна из нескольких, что нам попадалась) ситуация для спуска - в яму за мотоциклом на картинке выше мне надо скатиться на 10 метров вниз. Внизу видна площадка длиной метров 50 и шириной 5, действительно симпатичная - покрыта зелёной травкой. Люди здесь ночевали - есть пятна от кострищ, - но на удивление почти чисто. Но скользящая под колесами глинами , слава Богу, вовремя меня остановила от спуска - если и скачусь как на санках вниз, то назад вряд ли выберусь - отказались от этой площадки. В "ямку" на картинке выше между деревьями спуститься я не смог. Женя пошел искать другую, а я выкатился на дорогу. На картинке ниже - не блоха в центре фото. Это мой красный мотоцикл на трассе.
Чтобы долго не утомлять перечислением всех неурядиц появляшихся при поиске места для ночлега - в итоге, побегав по берегу реки, Женя нашел более удобное место (ниже на фото) - прям "гостиницу" нашел Женя. А чо - нормально - "все включено" - без малого категория пять звезд..
По щебеночному спуску аккуратнеько я смог спуститься.
Который день едем вместе, но становимся лагерем на ночь в первый раз. Поэтому к выбору места и к его оборудованию подходим очень тщательно. Очень. Приступаем к следующему эпизоду ночёвки - Женя выбирает на этой площадке место для лагеря. Его все не устраивает - там камни, а там ветер, а тут мотоцикл не поставить, а там суслики норы нарыли - можно ногу сломать, тут от кострища слишком близко, тут совсем около воды, а это опасно и т.д..
Я покорно жду возле мотоцикла, когда шеф окончательно ткнёт пальцем в место установки палатки. Наконец, это случилось, и приступаем к третьему эпизоду - решаем как поставить мотоциклы - слева направо или справа налево. Это нешуточный вопрос - Это серьёзный осознанный выбор - с одной стороны должно быть безопасно, с другой стороны удобно, а с третьей стороны должно быть функционально. Оказывается, если четвёртый вариант - с помощью наших мотоциклов соорудить навес от возможного дождя.
Ибо на площадке у реки нет "достойных" деревьев. Есть только "не достойные" кусты и просто никакая трава. Вот наша площадка (вид сверху) - где тут ростут колышки для навеса? Нет в горном Алтае доступных деревьев. Все на вес золота. Кстати, это Женя на своем вездеходе в центре фото обследует место будущего лагеря.
Худо-бедно, но и с этим вопросом навеса от дождя совместными усилиями справились. Кстати, то было актуально - периодически капает с неба. Следующий эпизод установка палаток и натягивания тента между мотоциклами.
И наконец-то следующий эпизод - снимание себя мокрой одежды и раскладывание её на просушку. Сохнуть особенно некогда, ибо солнышко почти касается горы, но, тем не менее, хоть для проформы. Наконец-то сниму с себя мокрое и липкое!! Ура! Я стягиваю с себя мокрые штаны и мокрые трусы с майкой! Спасибо Любе, что заставила замотать в непромокайку дежурный комплект сухой одежды. Окончив шестой эпизод, приступаем к седьмому - приготовление ужина. К этому моменту стемнело. Хоть мы и торопились сделать все дела за светло, но темнота наступила предсказуемо и моментально. Так что приготовление ужина и приём пищи пришлось осуществлять с помощью фонариков.
Мдя. Хлеба у нас маловато. Зато воды - полная река мутной воды. Авось, не погибнем.
С темнотой навалился сонливость и холод. Причем темнота в горах наваливается моментально. Совсем не так , как на равнинах. Вот пару минут назад было светло, а уже хоть фонарик включай.
Блаженная сытость и холодный воздух с гор. Мдя. Вечерней прогулки вдоль берега стремительной реки для лучшего усвоения пищи, увы, не получилось, по причине кромешной темноты и холодрыги. По этой же причине, ловлю хариуса и лосося, а также приготовление из оных ухи, тоже пришлось отложить до утра.
Низкие дождевые тучи усугубили темноту. В любую секунду может начаться следующая порция дождя. Не высохшие вещи затаскиваем под тент и сваливаем в кучу. Авось, вода в реке не поднимется ночью и не затопит нас.
Надо ложиться спать. На ощупь забрался палатку и постарался укрыться всем что было сухим - ночью в горах весьма холодно. К счастью, выпитый на ужин горячий кофе скрасил ситуацию. А ещё в недрах моей сумки обнаружилось два химических пакета из сухпайков для разогрева пищи. Один мне и один Жене. Так как разогревать пищу в них нам не надо, то мы их использовали для согревания своей постели. Я засунул свой пакет во внутрь спальника и через пять минут наслаждался тёплым уютом. Сон не заставил себя долго ждать - через минуту Я уже выключился - день был трудным и волнительным. Женя тоже не долго копошился.
Продолжение следует