Продолжаем наш путь среди разноцветных полей, лесополос, преодолевая долгие пологие подъемы и спуски, и приближаемся к Бийску.
Город этот весьма непрост. Хоть и назначено было в 1708 году указом царя Петра поставить здесь острог, но еще до этого момента была здесь деревня не из маленьких. А во времена незапамятные были здесь всегда стоянки, жилища в районе древнего брода через реку. Причиной тому очень древний путь с юга на север. Пересечение таких дорог с реками всегда откладывает отпечаток на окружающие места. Помню, читал о находках старых икон, о находках остатков шелковых тканей, о находках статуэток слонов и римской монеты.
Город не так велик, как Новокузнецк, но и в нем есть на что посмотреть и провести не один день, знакомясь с историей, культурой, и просто отдыхая на берегу рек или в знаменитом бору.
"
Отбежав от Бийска десяток километров, решили остановиться, что бы перекусить, ибо время уже послеобеденное. Надо что-нибудь кинут в живот, потому что сьеденная на завтрак Лидина тарелка творога давно уже потерялась в глубинах моего желудка.
Шо там в кофрах сьестного осталось? Ловлю себя на мысли, что последние полчаса занят тем, что перебираю в уме возможные варианты обеденного меню. Начинаем высматривать место для отдыха. Благо (раньше этого не было) появилась возможность съехать с дороги. Но лишь сейчас закончились отбойники и появились примыкающие дороги. На одну из них и сворачиваем.
Вот и мы решили остановиться на обед среди стройных сосен
Бийского бора. Свернули на давно не ремонтировавшуюся асфальтовую узкую дорожку, отъехали от трассы и расположились на живописной полянке...
Ну, как расположились. Не посмотрели, конечно, по сторонам, а как и положено офигевшим от природы горожанам, плюхнули свои зады в небольшой муравейник, вполне так не заметный в траве.
Так апперитивчиком были пощипанные причиндалы, что несомненно украсило весь пикник и внесло живость и непосредственность в общении с прекрасным.
Попытка Ивана раскочегарить свой примус и приготовить растворимый супчик «увенчалась.. безуспешно». Все же баллончик с газом и миниатюрная плиточка имеют больше преимущества в приготовлении и разогреве пищи, особенно когда населенные пункты с магазинами встречаются гораздо чаще чем через 500 км.
И блаженное ничего неделание после обеда... Красота! Лежишь себе среди деревьев, рядом всякие мурашики мышки шуршат, птички поют, малина сама в рот с ветки падает. Кто что там говорит про рай? Але, ау, если вы не знали, рай здесь! На Земле. Прям таки рекомендую это найти, прочувствовать и забыть подлые ухищрения коммерсантов, продающих ненужные товары. Вот мотоцикл, велосипед, лыжи, это товар нужный. Фотоаппарат товар нужный. Кисти и краски. О, да, газовый баллончик и плиточка тоже, хех!
Но вот о модной вытяжке на кухню или новом телеке - поспорю.
Так вот, наслаждаешься, даже мечтаешь о чем-то прекрасном, по небу облака плывут, тучи... Что?! Тучи?
Банда, подъем! Тут через сто км понимаете ли баня ждет, а вы тут прохлаждаетесь. Кто свежий веник вместо вас обхлестать должен об нажаленные мурашами ляжки? Айда! Пока дождь не полил...
Старенький асфальт уводит в лес. Откатываемся на пару километров от трассы, и чем дальше заезжаем, тем слабее слышен шум дороги и больше вдоль обочин кустов малины. Да не просто малины, а со спелыми, уже опадающими, ягодами. И не просто ягоды, а крупные. Много крупной малины. Нам повезло с десертом.
Находим просторную обочину и паркуемся. Дорога пустая - за час полторы машины проехало. Привал после семи часов дороги. Под редкими деревьями вблизи обочины разворачиваем покрывало и выгружаем продукты.
Сейчас у нас будет пир по полной программе, ибо вечер у нас обеспечен - вечером мы будем у Жени дома, где нас ждет и чистая кровать и ужин. Так что сейчас - пир горой с малиновым десертом.
Как приятно лежать на коврике под теплым солнышком и понимать, что сегодня день удался - мы не намокли, ничего плохого не произошло, увидели красивейшие места, над нами поют птицы и ща будет обед.
А еще хоть на полчаса снять мотоботы и босыми ногами походить по мягкой траве. Счастье, ради которого едем на дальняк.
Женя достает и разжигает свой керогаз, и я не протестую, ибо очевидно, что на нем чай-кофе и супчик будут готовы гораздо быстрей, чем над пламенем моей неторопливой свечки. Литр кипятка - это то, что нам сейчас оч быстро надо для приготовления еды. А вот с сухим супчиком у Жени не сложилось. Видимо, пакетированный супец это не самое ходовое блюдо в его повседневном рационе - разбавив по инструкции его кипятком, он умудряется его дополнительно от души посолить. И почему такой ароматный гречневый суп ему не понравился? Почему после второй ложки он благосклонно и великодушно им делится со мною?
При всем своем голоде я тоже больше двух ложек этого душистого, горячего и вкусного Ролтона осилить не мог - ну, оч пересоленный. Пришлось срочно заедать эту «великолепный» супчик несолеными огурцами и мясом.
После обеда еще пятнадцать минут отдыха, разговоров и начинаем собирать малину, периодически поглядывая на небо.
Нам осталось пробежать около сотни километров до ночлега. Тянуть время не стоит, ибо временами солнышко начинает прятаться за тучки.
Быстро гнать не получится, ибо на этом отрезке пути установлено много "частных" радаров и камер - вижу их чуть ли не через каждые пять км. Вроде недалеко осталось и не торопясь едем, и трасса выше всяких похвал, но к Горно-Алтайску подошли уставшими.
Опять повороты, спуски-подьемы. Граница леса, было отступившая от дороги около большого села, снова приблизилась вплотную. Широкие покосы превратились в небольшие полянки среди осинника и березняка.
И неожиданно за одним из поворотов видим какой-то монумент. Рядом машины, гуляют люди.
Подъезжаем ближе - это стелла «Алтайский край». Останавливаемся на минуту. Поздравляю Ивана с долгожданным достижением границ Алтая в этом году.
Таможенников нет, визы не спрашивают, как же я люблю мою Сибирь! Пусть всегда простор ее для ее народов будет единым и свободным для передвижения. Ведь движение это одна из составляющих сути сибиряка.
В Алтайском крае дорога стала чуть пошершавее, поворотов больше, среди деревьев тут и там темнеют пихты, а густые заросли могут скрывать хоть лося хоть медведя. И тот и другой здесь водятся и порой выходят на дорогу. Но мы им не попались. Или они нам?
Спускаемся в лог. На другой его стороне россыпь домишек.
Это Последниково, а для нас - первый алтайский поселок на маршруте.
Вдоль дороги стоят низкие столики или просто ящички. Надписи на картонках сообщают, что здесь можно купить молоко, веники, орех, масло. А ближе к весне здесь раньше всех начинают продавать колбу(черемшу) - знают наверное местные красавицы секрет, где найти в феврале подснежники. Деревня, жители которой полностью расчитывают на свое подсобное хозяйство, дары леса да свои умелые руки. И деревенька живет.
Предложение напарника остановиться на въезде в город у памятника Туристу воспринял даже с радостью ибо устал и нужен отдых. Обычно такой новодел проезжаю без остановок. Но не сегодня.
Это культовый объект на берегу Катуни. И даже не объект, а целый комплекс различных информационных и монументальных объектов на въезде в республику.
Неподалеку ещё несколько огромных несуразных бетонных памятников, целесообразность, назначение и художественная ценность которых мне совсем непонятна.
Но они нас не интересуют.
А еще рядом находится информационный центр для туристов, памятник Аилу. Но, как на мой субъективный взгляд, все это новодел невысокого качества, вызывающий восторг лишь у непритязательных проходящих гостей. Собственно они и кучкуются здесь постоянно, сменяя друг друга, обязательно натирая то нос собаке, то обувь самому туристу.
Как на мой взгляд, скрытый смысл этого культурного объекта - то дать возможность гостям сбегать в кусты опорожнить мочевой пузырь.
Женя исполняя амплуа местного экскурсовода, был более лоялен к гостям республики, везищим деньги в экономику. ПОтому гораздо более миролюбиво и дипломатично отзывался о тех же картинах, что критикую я:
"
На въезде в республику Алтай путешественники видят целый комплекс сооружений. Каждое из них имеет свое значение.
Почитайте здесь, если есть желание.
Конечно же, мы не могли проехать мимо этого места. Получается, изменили заветам подлого льва... ))) Так что - обязательная остановка.
Для тех кто хочет поклониться красавице
Катуни - направо. Совсем рядом студеная вода - приведет вас в чувство, заставит очнуться от дорожной маеты, разбудит и откроет глаза. Только попросите ласково ее ;) И я - туда.
Ну а для тех кто выпил слишком много газировки - через дорогу есть современный бесплатный туалет. Чистый.
Здороваюсь с Катунью, потом делаю пару фотографий.
Для меня равнинная северная часть многодневного маршрута завершена. Маршрута по прошлому. Остается интересная, увлекательная, познавательная, воспитательная, прочищающая мозги и чувства, и священная часть в будущее - в горы.
"
Природных, красивых видов с этой точки трассы мало, торговых объектов совсем нет, мои ноги уже гудят от усталости, памятник вижу второй раз, но энтузиазмом и блеск в глазах Жени, придает мне силы. Пара дежурных фотографий, разминка, созерцание очередных, пышнотелых туристов, вылазящих из джипов для селфи, и можно ехать.
Нам осталось меньше тридцати км. Мы потихоньку шкребемся в правой полосе - нам торопиться уже не надо. Сам Горно-Алтайск был за горкой не виден. Временами справа вижу Катунь - чуйский тракт идет по берегу этой быстрой реки. А еще, вдали один из символов района - гора Бабырган, которая как и Катунь, как и сам Алтай - символа из известной легенды, рассказанной мне Женей.
Когда то давным-давно не было на Алтае ни высоких гор, ни больших рек. Жил на большой равнине богатый хан Алтай, и была у него дочка, красавица Катунь.
Влюбилась Катунь в бедного пастуха Бия и отказывала всем сватавшимся к ней богатым женихам. Когда хан Алтай узнал об этом, то в гневе решил выдать дочь по своему усмотрению. Но в ту же ночь красавица Катунь убежала из родительского дома на встречу своему возлюбленному Бию.
Хан Алтай отправил в погоню за непокорной дочерью своих слуг и сказал, что тот, кто поймает беглянку, тот и возьмет ее в жены.
Бросились слуги в догонку и быстрее всех был богатырь Бабырган. Увидев, что погоня уже близко, Катунь превратилась в стремительную реку. Бий тоже стал рекой и помчался на встречу любимой. Две реки - Катунь и Бия встретились и потекли одним потоком, образовав великую сибирскую реку Обь.
Хан Алтай в гневе превратил своих слуг в горы. Богатырь Бабырган, убежавший дальше всех, встречает теперь туристов первой большой горой на Алтае, которая так и называется его именем. Сам хан Алтай окаменев стал самой большой горой Алтая - Белухой. Так и появилась горная страна Алтай!
Легенда-легендой, а вот Майму, вытянувшуюся вдоль трассы, я не узнал. То ли мы заехали по новой, неизвестной мне дороге, то ли Майма так до неузнаваемости расширилась, то ли мчащиеся по трассе туристы не дали обратить внимание на окрестности, но местность я начал узнавать лишь тогда, когда проехав райцентр, мы из него выезжали. Вот с выезда и начались знакомые мне места.
Про
должение следует