(На самом деле дом-музей является филиалом основного музея, о чём я не знала)
После
Останкино мы пошли перекусить, и подруга сообщила, что тут в округе три выставки, связанных с космонавтикой - тот самый музей под ракетой у метро, павильон ВДНХ и дом-музей Сергея Королева - и что она хочет на все; ну ладно, может быть, двух хватит. Я, будучи кадавром, уже достаточно удовлетворенным культурно (тема переизбытка впечатлений является основной для этих дней), ухватилась за словосочетание "дом-музей", и его мы поставили в приоритет, а потом всё-таки зашли и под ракету.
В основном музее космонавтики я уже была совсем не алё, поэтому большую часть времени просидела на лавочке в телефоне - создавая, наверно, образ человека, который на фига вообще сюда припёрся, ха-ха. Ну как "на фига"? за компанию. Мои собственные впечатления от визита сумбурны и выражаются двумя словами: много аппаратов. Вообще в этом музее я была в шестом классе, и он запомнился мне страшной теснотой. Уже в ноябре 2023, глядя на капсулы спускаемых аппаратов, я пыталась понять, было ли связано мое ощущение тесноты действительно с пространством музея - или с тем, что это была школьная экскурсия, и мы толпились у экспонатов, и все одноклассники были выше и мощнее меня, или с тем, что легкий приступ клаустрофобии вызывают эти капсулы? Наверно, все факторы имеют значение, а инфа на стенде о том, что с моего школьного визита музей был сильно переорганизован - и сейчас, к слову, в нём просторно - скорее утвердила в мысли, что внутри правда было мало места, но до конца я всё же не уверена.
По первому залу я всё же походила, и мне понравилась система выставления экспонатов, которую я вывела не сразу, но как вывела, то оценила: вот это вот макет с масштабом 1:1, вот это - 1:3, вот это - технологический дубликат, а вот это - оригинал. Обшарпанные и местами обгоревшие оригиналы, конечно, производят максимальное впечатление благодаря осознанию, что вот эта вот железка была в космосе. Лунный пейзаж понравился в эстетическом плане: с освещением в том углу постарались, и уж не знаю, что там имитирует лунный грунт, бетон или что-то еще, но выглядит оно завораживающе. Инсталляция веранды дома Циолковского, похожая то ли на сауну (потому что чистенько и всё из некрашеных досочек), то ли на сарай с инструментами, показывает, из какого сора растут стихи. Связанный с животными уголок тоже привлёк внимание: и скафандр для собаки выглядит интересно, и описанием того, как собакам в космосе выдавала еду автоматическая кормушка, я зачиталась, а над фразой "возвращение животного на Землю не предусматривалось" задумалась. Сертификат о стыковке "Союза" и "Аполлона" с подписями всех участников заставил улыбнуться: даже в космосе без бумажки ты букашка; видимо, поэтому "Дело о стыковке" - это толстенный двуязычный талмуд в голубой обложке, который хорошо смотрелся бы на любой книжной полке. В разделе про космические эксперименты зачиталась историей бактерий, которых выставили на МКС в открытый космос, защитив их лишь специальным стеклом от солнечного ультрафиолета, и за год в мировом пространстве бактерии выжили и нашли кучу способов адаптироваться, только покрылись "заметными бугорками, происхождение которых ещё предстоит установить". Пожалуй, ради этой в высшей степени интригующей фразы стоило побывать в музее, несмотря на всю перегруженность. И вот где визуализации хорошо заходят, так это здесь (в отличие от "
Измайловского посёлка"): даже если предположить, что они упрощённые и топорные, всё равно залипаешь у экранов, демонстрирующих забор лунного грунта или отбрасывание ступеней после старта ракеты.
В доме-музее С.П. Королёва - где, кстати, был очередной тур той школьной каникульной олимпиады, и нам пришлось подождать в предбаннике, пока персонал справится с наплывом, а потом, пока мы читали стенды на первом (то есть подвальном) этаже, над нашими головами топотал табун и звенели юные голоса, - я присутствовала в большей степени, и впечатления у меня неоднозначные. С одной стороны, дома-музеи, музеи-квартиры - это прямо моя тема, они цепляют сами по себе и вне зависимости от чего-либо, и тут я своё получила, побродив по двум этажам дома, спроектированного самим хозяином не без некоторых авиационных решений, что-то там похожее на самолёт он закладывал в план, забыла. С другой, осознание того, что жили Королёвы, пусть и в таком прекрасном домике, но под круглосуточной охраной, и в гости к ним можно было прийти по составленным заранее спискам - ну такое себе. Конечно, стенды расписывают про гостеприимство хозяев и всё такое, но у меня от этого всего ощутимый тюремный привкус. С третьей стороны, тот факт, что дом стал музеем уже через два года после смерти Королёва (вдова выехала, разумеется; откуда у меня дата в два года? откуда-то из музея, потому что в Вики пишут про открытие музея в 1975 году, то есть почти через десять лет после) и что вся обстановка ровно та же, что при хозяевах, и книги те же, и вообще всё максимально нетронуто... несмотря на то, что официально музей функционирует уже пятьдесят лет, ощущение, что прошло всего пятьдесят лет, и не то чтобы неприятно находиться в чужом доме... но что-то такое у меня было. Я страшно люблю квартиры-музеи питерских поэтов Серебряного века, и там мне нравится и сохранённая по мере возможности аутентичность - и дистанция между нами, хозяевами, жившими там в то время, и посетителями из следующего столетия. Хотя если так посмотреть, что на той же Фонтанке Ахматова жила семьдесят лет назад, а Королёв тут - полвека назад, что такое двадцать лет разницы в масштабе галактики? Но вот чёт меня переклинило. Может, дело в городе и в территориальной дистанции, ха-ха? Надо еще по каким-нибудь знаменитым квартирам в Москве пошляться, сверить ощущения.
В самом же доме я жадно фотала планы этажей и в очередной раз понимала, что мне по душе маленькие комнатки и кухоньки (ну ладно, у Королёвых не кухонька, а вполне себе кухня), а не гостиные на весь этаж, пусть и с перегородкой ради зонирования. А вот библиотека впечатлила, и сразу двумя моментами: во-первых, тем, что шкафы там как в общественной библиотеке, а не в тесной квартире, то есть не вдоль стен, а по всему пространству параллельными рядами. Положим, пространства там всё же не так уж и много, но поскольку о доме я думала скорее в терминах "жилище, квартира", то такая планировка словно из общественного места показалась действительно нетривиальной. А во-вторых, библиотека эта располагается как бы на лестничной площадке, ха-ха: между креслом для чтения и лестницей - всего лишь перила, и смотрится это нестандратно. Так и не поняла, уютная эта библиотека или нет - при всех своих сильных запахах книг, изданных в прошлом веке. И карта Луны - то есть, простите, карта формаций рельефа Луны - на всю стену, наверно, могла украшать только королёвскую библиотеку.
Архивные документы, выставленные в подвальном этаже, тоже пофотала, начав с записки Королёва, где он набросал варианты названий для космического корабля и комментарии к каждому буквально из одного слова, какой смысл это название должно передавать. Тоже минутка "в мастерской художника". Ну а дальше - ордеры на арест и обыск, телеграмма (чья, а не кому) матери с просьбой о пересмотре дела, справка об освобождении, справка о жизни и работе за границей (и о том, что все положенные правила соблюдались) и волшебная справка об отсутствии состава преступления спустя -дцать лет (и не так уж и "-дцать" по сравнению с тем, что было у других). Во дворе тоже всякое архивное выставлено - в виде фотографий на застеклённых стендах, конечно, а не "по-настоящему", и там меня домовая книга для прописки граждан впечатлила, и к ней - печать "Ответственный по дому С.П. Королёв".
И минутка забавного: решая, куда пойти дальше, в павильон или в музей под монументом, мы попробовали проконсультироваться у смотрительницы, и она такая: ну, мы - филиал музея под монументом, поэтому полагается рекомендовать именно его, вы ж понимаете. Да, неинформативно получилось :)
Останкино: экскурсия "Башня изнутри" Детские экскурсии на каникулах Третьяковка Открыточная и неоткрыточная Москва