Выставка "Измайловский посёлок"

Oct 21, 2023 20:27


Узнала я о выставке... благодаря чему... благодаря чему... вспомнила: анонсу экскурсии, которая, гуляя по окрестностям, заглядывала в том числе и на выставку. Зацепило меня там в анонсе то, что кварталы называются поселками и что этих районов-кварталов дождей-пистолетов поселков в экспозиции аж семь вариантов: какое разнообразие, однако, если речь идет о городской застройке. В предпоследний день работы выставки в галерее, которая называется, как ни удивительно, "Измайлово", я таки на "Измайловский поселок" попала, ура.

И попала я в маленький зальчик, где на стенах были представлены те самые четко выделяемые семь блоков инфы (краткая история каждого квартала, чертежи, планы, кое-где - макеты, у каждого стенда - фотографии и какие-нибудь газетные или журнальные вырезки о), а в загончике что-то негромко бубнило, словно радио. Потом оказалось, что это не радио, а бессловесное, но звуковое сопровождение к видео, визуализирующему все эти поселки-кварталы. Отличная задумка, на что-то вроде этого я и надеялась, однако... мои ожидания не оправдались.


Вообще главное впечатление от выставки - "сложно". Несмотря на довольно точные, а кое-где и просто точные описания местоположения поселков, я все равно не смогла мысленно расположить их на воображаемой карте и только зафотала все тексты, чтобы порасполагать потом адреса на карте из интернета (надеюсь, руки до этого дойдут). С первого же стенда на меня накинулись незнакомые слова, которые я хотела было гуглить, но, еще не осуществив намерение и медленно двигаясь по экспозиции, дошла до разъяснительного стенда, и там определения нашлись. Однако "прочитать определение" не означает "встретив это слово, сразу же хорошо представлять, что имеется в виду", поэтому таблички с историями кварталов являлись для меня скорее текстами с некоторым количеством абстрактной лексики на тему строительства и архитектуры, чем чем-то иным. На макетики я очень надеялась, и жаль, что их было всего два из семи-то *злопамятно* и что они символические: просто картонные выступы разного размера и формы на листе. Домики были бы нагляднее :) Впрочем, понимаю, что их изготовление - трудоемкий и не факт что нужный процесс, в конце концов и символические фигурки представление о предмете дают; так что эта моя идея про домики из разряда развлекательных.

Вот уж что на выставке было развлекательным, так это то видео с визуализацией. Сделано оно было в духе компьютерной игры, где по кварталу как бы летает дрон, то спускаясь к самой траве, то показывая район с высоты птичьего полета (пониже на самом деле, но не суть), а еще там и смена времен года демонстрируется, чтобы показать, как эти поселки выглядели в разные сезоны. И люди по улицам ходят, и дети на велосипедах катаются... Но, но. Я не сразу поняла, почему это видео не вызывает у меня никаких ассоциаций с дворами и домами, которые я только что видела, а потом как поняла: дома в видео выглядят просто как коробки, ни символических штор, никакого признака не только обжитости, но и жизни (хотя вот кошечку на одно из крылечек авторы все же посадили), и всё, что хочется делать, глядя это видео, так это превратиться в героя постапокалиптической стрелялки и идти зачищать эти мертвые постройки в поисках артефактов. Короче, тут, на мой взгляд, эффект получился ровно противоположным тому, который - наверно? - планировался организаторами.

Но вот чертежи, пусть я в них не разбираюсь, планы, штуки, именуемые разверткой, и просто фотографии (в сопровождении текстов, конечно) - это да. Это про историю города, про эпоху, про ежедневную жизнь. Кроме того, в планах и макетах, по-моему, есть что-то глубоко детское и связанное с чудом созидания: кто в свое время не рисовал разные жилища, находясь в этих жилищах всем своим существом? Официальные чертежи с разными штриховками для газона и кустарника и с печатью "утверждено" вызывают у меня те же самые чувства. Какие-то дома на черно-белых фотографиях рождают радость узнавания, потому что что-то похожее ты видел в своем районе или во дворе одноклассников (хотя уверена, что на взгляд специалиста и близко ничего похожего нет, но для меня всё это "дома, похожие друг на друга потому, что они старые"), а какие-то строения выглядят очень странно и инородно, и ты их действительно видеть не мог, потому что информационный стенд о квартале часто заканчивается словами "был полностью уничтожен", "сохранился частично" или "сохранилась ограда по такому-то адресу". Ну и вообще было бы интересно пройтись по тем местам, разобравшись с адресами и уложив в голове информацию.

Информацию я пытаюсь уложить, в том числе и пиша этот пост. В общем, посёлки эти начали строиться в послевоенные годы, с 1946 по 1954 (разные кварталы в разные периоды). Как я поняла, из-за недавней войны с одной стороны люди хотели максимально уютной жизни, большое внимание в поселках уделялось озеленению, благоустроенным дворам, куда просто так с улицы не попасть, и так далее, а с другой по той же причине приходилось экономить, упрощать и стандартизировать проекты и прибегать к прочим не самым приятным мерам. Посёлки были ведомственными и состояли и из домов с квартирами - некоторые из квартир, даже будучи "индивидуальными", все равно использовались как коммуналки, что не способствовало сохранению архитектуры и бережному отношению к ней (с) (далее курсивом - цитаты со стендов) - и из общежитий "для холостых работников", см. пункт про ведомственность. Предполагались там и хозяйственные постройки типа котельной, бани, прачечной или постирочной (хотя гугл мне говорит, что постирочная отличается от прачечной тем, что находится в жилом доме, так что теоретически постирочная - не постройка?). Во многих кварталах были детские сады и ясли, первые этажи часто отводились под магазины, почту и "комбинаты бытового обслуживания", кое-где имелись фонтанчики, а еще в некоторых кварталах планировались клубы, а в одном из кварталов - целая гостиница с башенкой. Но что стало для меня очевидным благодаря выставке, так это действительно разнообразие планов: какие-то посёлки похожи друг на друга больше, какие-то меньше, но есть и те, которые вообще ни с каким другим не перепутать.

[под спойлером по абзацу на каждый квартал-поселок]
ОГИЗ (поселок объединенного государственного издательства), он же 1-ой Образцовой типографии ОГИЗа (строился с 1949 по 1953). Планировались трехэтажная застройка и какие-то там изящные архитектурные решения с увеличением этажности в двух "главных" домах и с повторами композиций из трех домов с внутренним двором, который везде на выставке именовался курдонером, но при реализации этажность пришлось увеличить, убив логику и изящность, и вообще по мере продвижения строительства схема всё упрощалась и упрощалась. Оборудован двумя убежищами ПВО, которые могли использоваться как парковки. Уникален квартал тем, что дошел до наших дней в полной сохранности, срочно идти туда гулять. Заодно чтобы проверить, насколько всё это похоже на взятую за образец русскую усадебную классицистическую архитектуру (кто бы еще это при взгляде на дом понял).

Военморстрой (поселок министерства строительства военных и военно-морских предприятий), 1946 - 1954. Один из самых первых и самых больших кварталов, который должен был включать прорву всего - 32 жилых дома, три детских учреждения, 6 общежитий, баню с прачечной, котельную и клуб (с). Здесь мое внимание зацепили бытовые подробности о том, что в домах было отопление, холодный водопровод и канализация, но ванных и тех самых постирочных не предполагалось, а еще поскольку плиты были дровяными, то в домах имелся подвал для хранения всяких вещей - и дров. А вот жильцам общаг повезло больше, у них горячая вода была. Клуб тут так и не построили, но со временем он появился сам собой благодаря школе ФЗО (фабрично-заводского обучения), а в шестидесятых годах на месте так и не построенного главного дома района был возведен театр Мимики и жеста. Этот квартал запомнился мне оформленным в праздничном и сказочном стиле чудо-детсадом, в котором не было коридоров, а была хитроумная организация пространства из зон, которые можно было при необходимости объединять: по зоне на каждую из четырех групп, плюс еще внутри всё это делилось на застекленную веранду, где дети спали (!), игровую комнату и комнату для сотрудников.

МВД (поселок министерства внутренних дел), 1948 - 1952. Что характерно, форма определялась соседством с аэродромом, и вообще по планам он показался мне самым симметричным, компактным и образовывающим замкнутое пространство (о чем жители вспоминают как о камерной атмосфере (с)), а текст на стенде еще дополнительно сообщает, что строился квартал быренько и по шаблонам. Сохранились два дома и детский сад. Этот стенд еще отличался от прочих наличием нескольких цветных фотографий, на которых запечатлены дома незадолго до сноса: пустые глазницы окон, и некоторые из них - в этих страшных черных метелках, следах пожаров. Аж сердце щемит. Из-за этих выразительных кадров и камерности квартала вношу его в свой топ-3.

Минчермет и ЦНИИ Чермет (поселок министерства черной металлургии и центрального НИИ министерства черной металлургии), 1948 - 1951. Максимально незапомнившийся: дома как дома, схемы как схемы. С зеленью, с попарно стоящими друг напротив друга пятиэтажками. Пожалуй, самым примечательным у него является длинное название.

УС Дворца Советов (поселок управления строительством так и не построенного Дворца Советов), 1949 обращаю ваше внимание на сроки постройки! По схеме похож на Чермет, как две капли воды, оборудован газоубежищем (впервые встретила упоминание такого сооружения), но в отличие от остальных кварталов квартиры тут предполагались и четырехкомнатные, а некоторые дома состояли сплошь из трехкомнатных, в то время как в других поселках аналогичное соотношение было "трешки и двушки". В начале восьмидесятых годов был полностью снесен, и это единственный квартал из всех участников выставки, от которого не осталось ни следа. Балин, прям тэг "философское" добавлю.

Главнефтегазстрой (поселок главного управления по строительству предприятий нефтяной и газовой промышленности), 1947 - 1949. Его-то я как раз и видела в этом ролике, и впечатление он там произвел жуткое. А на фото наоборот - живописный зеленый район с большим количеством свободного пространства между строениями, и еще запомнилась пасторальная фотка дошколят, играющих рядом с гипсовой мальчишеской скульптурой. Именно здесь планировалась гостиница с площадью перед ней (не реализовано). Примечательно, что по похожей схеме чуть раньше строился другой район в том же округе, и та стройка была страшно закритикована в прессе. Архитекторы Главнефтегазстроя критику учли (отказались от отдельных входов в квартиры на первых этажах (с), например), но и это их детище чиновники и журналисты тоже закритиковали - в том числе и за не-экономию пространства, за обилие декоративных элементов и за "возрождение" архитектуры Ренессанса (с). Стенд выставки именует этот поселок образцом короткого романтического периода в истории района, а лично я вношу этот квартал в топ-3.

Минтяжстрой (поселок министерства строительства предприятий тяжелой индустрии), 1946 - 1953. Квартал очень нетипичного вида, что особенно видно благодаря макетику, представляющему собой просто россыпь мелких домиков. У меня даже было впечатление, что это схема района какого-то киношного американского городка: квадратики домов и пространство между ними, расчерченное линиями дорожек. Строился в две очереди: сначала более типичный северный квартал с уже знакомыми нам трехэтажками, образующими полузакрытые дворы, а потом и вот эта россыпь в южной части, где использовалось много террас, балконов, лоджий, мансард, эркеров и арок (с) - это если говорить об украшениях. Сами же постройки тоже в проекте отличались крайним разнообразием: финские домики, деревянные щитовые дома, шлакобетонные одноэтажки, кирпичные двухэтажки с печным отоплением и выносной уборной (заинтересовалась), щитовые сборные (?) дома, спроектированные по американскому образцу (о, не зря мне казалось насчет киношности!), одноэтажки с мансардой, спаренные коттеджи, дома по английской планировке (с), но полностью реализовать всё это великолепие не удалось. В 1948 году в одном из хозяйственных корпусов разрешили временно устроить архитектурно-строительный техникум, который работает там до сих пор (с): нет ничего более постоянного, чем временное. Северная часть снесена, а южная во многом сохранилась, что интересно. Надо тоже посмотреть на арочки и мансарды! Тоже квартал в топ-3.


Спасибо тем, кто прочитал. Мне процесс переписывания кусочков инфы с фоток сначала казался нудным, но где-то на середине я поняла, что из хаоса попавших в голову отрывков вырисовывается какая-то система, и я вдохновилась, поменяла принципы написания текста (сначала смотрю фотки домов, потом читаю зафотанный текст и что-нибудь из него выбираю), и дело пошло.

градостроительное, преломляющееся, жизнь, выставки, философское, моя Москва

Previous post Next post
Up