религиозность религиоведов (соображение на избитую тему)

Jul 31, 2010 15:55



Существует, насколько я понимаю, две основных позиции в этом вопросе. Первая заключается в том, что религиовед должен быть религиозным человеком также, как музыковед должен иметь музыкальный слух (ergo нерелигиозный религиовед - почти contradictio in adjecta), вторая - в том, что наоборот, религиозность религиоведа, автоматически означая его ( Read more... )

религиоведение, наука, религиозность

Leave a comment

Comments 113

(The comment has been removed)

hentiamenti August 1 2010, 11:07:49 UTC
Очень красиво.

Reply

konstanturg August 1 2010, 12:37:43 UTC
Я помню этот пассаж у Митрохина. Признаться, он мне показался немного романтическим, что связано, наверное, с личным опытом Л.Н. (я пытался об этом написать в рецензии на его книгу). Я думаю, следует различать скажем любовь, как общее расположение человека, и чувство любви, как ощущение этого расположения на уровне эмоций (если мое чувство испытывает колебания - это не причина для разрыва отношений с человеком и даже не причина ставить их под сомнение), также и с верой: вера как расположенность - это одно, а мое переживание этой расположенности - нечто иное и, оно действительно испытывает колебания интенсивности. но эти колебания автоматически не влекут за собой нарастание сомнений. То же и с атеистическим опытом, насколько я его помню. по существу же дела - все-таки ни один человек не может постоянно находится в пограничном состоянии. Во всяком случае это может способствовать философской активности a la Шестов или Камю, но вряд ли собственно научной. Опыт экзистенциального сомнения, связанный с конверсией или отходом от веры, или ( ... )

Reply

rencus August 1 2010, 13:40:36 UTC
в своё время покойный Ю.А. Шрейдер рассказывал мне о требованиях к вступающему в орден доминиканцев: там был пункт, который на советский русский следовало бы перевести как "здоровая религиозность", и действительтно - к экстатической и харизматическоой ("аффективной") религиозности доминиканцы относятся подозрительно, как и члены О.И., О.Д. или других организаций, занятых миссионерством, образованием, цензурой и вообще "работой в миру"; между тем, первичный запрос на "религиоведение" возник именно в этой среде

Reply


rencus July 31 2010, 13:59:37 UTC
В сборнике статей R. Merton. Sociology of Science. Chcgo: Univ. Chcgo Press, 1973 есть глава Perspectives of Insiders and Outsiders, где обсуждается как раз эта самая проблема, но в общем виде: автор, один из классиков социологии, утверждает (как и его предшественник Карл Маннгейм), что самая выигрышная позиция для исследования какого угодно сообщества или его практик - маргинальная изнутри; во всяком случае, наличие собственного внутреннего опыта - необходимое условие изучения чего угодно (религии, искусства, науки, делинквентности, нужное вписать), иначе непременно получится развесистая клюква.

Reply

hentiamenti August 1 2010, 11:07:33 UTC
Это безумие.

Reply

rencus August 1 2010, 11:52:32 UTC
Для изучения расстройств психики это тоже необходимое условие, ибо что может некурящий знать о вреде курения? См.: О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. М.: Класс, 2000; Сэджвик Д. Раненый целитель. М.: Добросвет/КДУ, 2007.

Reply

konstanturg August 1 2010, 12:38:48 UTC
Андрей Андреевич, спасибо за указания, надо будет посмотреть

Reply


hentiamenti August 1 2010, 11:07:10 UTC
Эти две позиции не характерны для религиоведов, Константин Михайлович. Для религиоведов характерно невключение своих предпочтений в процесс исследования - т.н. принцип исключения трансцендентности.

Удивительно, что это нужно объяснять.

Reply

konstanturg August 1 2010, 12:54:45 UTC
De facto они характерны или были характерны в определенные периоды истории религиоведения. Можно, конечно, сказать, что те, для кого они характерны - не религиоведы, но это слишком явный аргумент ad hoc. Кроме того, если в качестве религиоведа я, скорее всего, должен следовать приинципу исключения трансцендентного, то в качестве методолога я обязан задаться вопросами типа: А почему, собственно? Каковы условия этого? Как это возможно? Какие конкретные операции религиовед должен при этом совершать? К чему это обязывает ученого? и т.п. Если я не могу осуществить это сам и научить студентов, то все это остается на уровне красивых деклараций. И не думаю, что все это настолько самоочевидно.

Reply

hentiamenti August 1 2010, 13:49:21 UTC
Почему: чтобы не вносить свою ангажированность в исследование.
Каковы условия: не выносить онтологических суждений о предмете своего изучения.
Как это возможно: попробуйте - и узнаете ;=)
Какие конкретные операции: самонаблюдение, самопроверка.
К чему это обязывает ученого: к строго научному исследованию, элиминации личных предпочтений - помните Вебера? Входя в дверь аудитории, нужно оставлять свои предпочтения за дверью.
Добавлю: и приступая к занятию наукой - также.

Reply

konstanturg August 1 2010, 14:33:41 UTC
К сожалению это все либо декларации, либо тавтологии. Например: принцип исключения трансцендентного и означает требование не вносить свою ангажированность в исследование. а я спрашиваю даже не почему это плохо (хотя и это то же), а что означает здесь слово "ангажированность" и при каком его понимании это возможно, а при каком - нет, и если да, то при каких пониманиях каким образом это делать? Так же и с остальными пунктами. Вебера я читаю со студентами на первом курсе на третьем занятии по курсу Введение в религоведение. но дальше они должны думать, а я должен их учить 1. как это реализовать; 2. каковы РЕЛИГИОЗНЫЕ предпосылки идеи "науки как призвания".

Reply


hentiamenti August 1 2010, 11:10:14 UTC
Мне кажется, имеет смысл говорить не столько о религиозности религиоведа (у вас получилось, что для первых она представляется необходимой, а для вторых - является антиусловием религиоведческого исследования). Скорее, следует, как мне кажется, говорить о методологическом атеизме или агностицизме.

В общем, это какая-то очень понятная тема. Но я опять не понимаю: почему Вы не учитываете этот общеизвестный, как мне кажется, момент?

Reply

konstanturg August 1 2010, 13:09:54 UTC
Да потому что эти "общеизвестные моменты": и те позиции, которые я сформулировал в качестве крайних, и принципы методологического атеизма, и исключения трансцендентного - насколько общеизвестны, настолько малопродуманы. Все они формулируются в виде некоторых императивов: "ты должен", но любому "ты должен" соответствует какое-то "я могу", которое основано на каком-то "так есть". Проще говоря, прежде чем формулировать императивы стоит, мне кажется посмотреть, какова реальная логика связей между религиоведением, как научной дисциплиной, и религией, как той сферой жизненного мира, изучением которой она занимается, и, соответственно, каким образом религиоведы (например, студенты) наделяют значениями те слова, которые они используют в своем профессиональном дискурсе, например те, которые они узнают от своих преподавателей.

Reply

hentiamenti August 1 2010, 13:50:30 UTC
без каких-то уже сформулированных установок Вы не сможете ничего посмотреть. Без установок невозможно восприятие, вообще-то. Помните Узнадзе?

Reply


rencus August 1 2010, 12:10:05 UTC
никакой это, К.М., не "общеизвестный момент", это - позиция вполне определённой группы религиоведов, есть и другая точка зрения; готов согласиться что тут - какая-нибудь очередная "антиномия чистого разума", на что отчасти намекает и Мертон, но уж никак не с тем, что тут всё решено

Reply

konstanturg August 1 2010, 13:10:35 UTC
в том-то и дело

Reply

hentiamenti August 1 2010, 13:51:02 UTC
Пожалуйста, укажите эту другую группу религиоведов.
Заранее благодарен.

Reply

rencus August 1 2010, 14:06:37 UTC
а Вы что же - считаете, что кроме Вас и трёх - четырёх Ваших друзей в России больше религиоведов нет?

Reply


Leave a comment

Up