религиозность религиоведов (соображение на избитую тему)

Jul 31, 2010 15:55



Существует, насколько я понимаю, две основных позиции в этом вопросе. Первая заключается в том, что религиовед должен быть религиозным человеком также, как музыковед должен иметь музыкальный слух (ergo нерелигиозный религиовед - почти contradictio in adjecta), вторая - в том, что наоборот, религиозность религиоведа, автоматически означая его ( Read more... )

религиоведение, наука, религиозность

Leave a comment

(The comment has been removed)

hentiamenti August 1 2010, 11:07:49 UTC
Очень красиво.

Reply

konstanturg August 1 2010, 12:37:43 UTC
Я помню этот пассаж у Митрохина. Признаться, он мне показался немного романтическим, что связано, наверное, с личным опытом Л.Н. (я пытался об этом написать в рецензии на его книгу). Я думаю, следует различать скажем любовь, как общее расположение человека, и чувство любви, как ощущение этого расположения на уровне эмоций (если мое чувство испытывает колебания - это не причина для разрыва отношений с человеком и даже не причина ставить их под сомнение), также и с верой: вера как расположенность - это одно, а мое переживание этой расположенности - нечто иное и, оно действительно испытывает колебания интенсивности. но эти колебания автоматически не влекут за собой нарастание сомнений. То же и с атеистическим опытом, насколько я его помню. по существу же дела - все-таки ни один человек не может постоянно находится в пограничном состоянии. Во всяком случае это может способствовать философской активности a la Шестов или Камю, но вряд ли собственно научной. Опыт экзистенциального сомнения, связанный с конверсией или отходом от веры, или ( ... )

Reply

rencus August 1 2010, 13:40:36 UTC
в своё время покойный Ю.А. Шрейдер рассказывал мне о требованиях к вступающему в орден доминиканцев: там был пункт, который на советский русский следовало бы перевести как "здоровая религиозность", и действительтно - к экстатической и харизматическоой ("аффективной") религиозности доминиканцы относятся подозрительно, как и члены О.И., О.Д. или других организаций, занятых миссионерством, образованием, цензурой и вообще "работой в миру"; между тем, первичный запрос на "религиоведение" возник именно в этой среде

Reply

hentiamenti August 1 2010, 13:54:33 UTC
Что значит "первичный запрос на религиоведение"?

Reply

rencus August 1 2010, 14:11:48 UTC
мотив к объединению разнопредметных знаний о религии в единую область исследований

Reply

hentiamenti August 1 2010, 14:20:45 UTC
ммм.
каким миссионерством был занят Бюрнуф и Мюллер, не подскажете?

Reply

rencus August 1 2010, 14:28:36 UTC
а для чего им понадобилось изучать религию, не напомните?

Reply

hentiamenti August 1 2010, 14:33:01 UTC
Не "для чего", а вследствие чего.
Вследствие того, что была открыта восточная культура, за счет изучения языков и ориенталистского прорыва.

Reply

rencus August 1 2010, 14:39:34 UTC
иными словами, для них изучение религии было областью филологии ("изучения языков"), культурологии ("открыта восточная культура"), а также проявлением "ориенталистского прорыва", это выражение на обыкновенный русский язык даже и переводить не буду, и так понятно; так?

Reply

hentiamenti August 1 2010, 14:43:14 UTC
Конечно, нет; они и писали иным образом.
У Мюллера Вы можете найти это во введении к тексту, он есть в инете. Лень цитировать, да и Вам должно это знать не хуже меня.

Reply

konstanturg August 1 2010, 14:43:07 UTC
Как раз у Мюллера теологическая мотивация даже эксплицитно высказывается: мы должны изучать другие религии, чтобы лучше узнать свою собственную (текста под руками нет). И здесь, конечно, подразумеватеся миссионерство среди собственного образованного общества, как у С.Н. Трубецкого в России.

Reply

hentiamenti August 1 2010, 15:17:09 UTC
Это главная цель Мюллера?

Reply

konstanturg August 1 2010, 19:51:54 UTC
Смотря, что иметь в виду под словом "цель". Я бы сказал, это сверхзадача, мотивирующая его исследовательскую работу. Насколько сильно - вопрос, требующий специального изучения

Reply

hentiamenti August 5 2010, 22:00:43 UTC
На основании чего, каких источников, каких слов Мюллера, Вы делаете подобный вывод?
Покамест он представляется мне ни на чем не основанным, уж извините. По принципу "а мне так кажется"?

Reply

poletniy August 6 2010, 12:58:39 UTC
Мюллер, на мой взгляд, действительно преследует апологетические цели. Вот, например, отрывок под названием "Lessons of Natural Religion" из его "Physical Religion ( ... )

Reply


Leave a comment

Up