Переходим к самой топовой достопримечательности Пармы. Великолепный пармский Баптистерий - это один из лучших средневековых архитектурных памятников всей Италии. Он прекрасен, как снаружи, так и внутри. Настоящее дученто и треченто, "неиспорченные" Возрождением и барокко. Идем погружаться в средневековье.
В начале традиционный дисклеймер. После двух мощных блокбастеров о Дуомо и
Сан-Джованни-Эванджелиста на Баптистерии я решил немного отдохнуть. Полноценного и исчерпывающего обзора я вам не обещаю. Будут только мои снимки, которые охватывают лишь небольшую часть красот Баптистерия, и постараюсь быть предельно кратким в описании. Дело в том, что уже есть полный
обзор в 6 (sic!) частях от г-на
sibeaster. Так что не буду повторяться.
Итак, приступим. Баптистерий Пармы начали строить в конце 12-го века. Стройка затянулась, т.к. для облицовки был выбран очень редкий материал - розовый мрамор из Вероны. В начале 13-го века между Пармой и Вероной возник конфликт. За этим стоит крайне интересная история, но я обещал не растекаться.
Если кратко, то в то время Вероной стал править злой гоблин гибеллин Эццелино III. Он был натуральным исчадием ада. Например, при взятии одного города у всех жителей, без различия пола и возраста, были выколоты глаза, отрезаны носы и отрублены ноги, и затем они были выброшены на произвол судьбы. Поэтому топившей за гвельфов Парме были показаны от осла уши, а не мрамор.
Только после крестового похода на это чудовище и многих битв в 1259 году наконец удалось избавиться от Эццелино, и строительство Баптистерия возобновилось. Из-за такого долгостроя, который начали в романскую эпоху, а закончили во время ранней готики, Баптистерий вышел крайне оригинальным. Из романских архитектурных элементов построили готическое по духу здание.
Как водится, крестильня имеет восьмиугольную форму. Поскольку число восемь следует за символически "полной" совершенной цифрой семь, она служит символом нового цикла, обновления, возрождения (воскрешения). Числом Воскресения Господня восемь служит ещё и потому, что оно произошло на восьмой день после въезда Христа в Иерусалим. Нередко Воскресение Иисуса Христа понимается как "восьмой день творения" и начало вечности.
До нас дошло имя архитектора Баптистерия. Оно выбито над одним из порталов. Это знаменитый Бенедетто Антелами. Мы уже видели его работу "Снятие с креста" в
Дуомо Пармы.
Напомню, что Собор Пармы и Баптистерий составляют единый комплекс на площади Дуомо.
Баптистерий имеет три портала. И каждый стоит непременно рассмотреть подробнее. Для примера западный портал. Здесь Антелами изобразил 6 деяний, которые ведут к искуплению. Думаю, понятно без комментариев.
На том же портале справа притча о работниках в винограднике. У притчи много толкований, например, что можно уверовать в разном возрасте, и все равно получишь спасение. Это изображено и на рельефе:
"В юном возрасте, другого в третьем часу, то есть, около двадцати пяти лет, иных в шестом и девятом часу, то есть, лет тридцати от роду и вообще в мужеском возрасте, а в единонадесятом часу - старцев, ибо многие, и в старости уверовавши, получили спасение."
На северном портале по обоим сторонам изображены родословные Богоматери и Христа в виде символического дерева.
Вдоль всех стен идет фриз с так называемым Зоофоро. Здесь Антелами хотел показать, что человеческие страсти, пороки и отклоняющиеся от нормы обычаи делают человека похожим на животных и монстров и отдаляет его от Спасения, которое он может вернуть с помощью добродетельного поведения (см. выше про добродетели).
Всего 75 изображений, настоящий средневековый бестиарий.
Помните, в
Дижоне есть готическая сова, которая является символом города? Жители Пармы хохочут над дижонцами. У них таких сов и прочих тварей целый зоопарк.
Южный портал самый простой, без резных косяков. Над ним уже работали ученики Антелами.
В архитраве три медальона: Христос, св. Иоанн Креститель, Агнец Божий.
А в люнете - просто огонь. В центре дерево. Идем сверху вниз. Мужик забрался на дерево и лезет в пчелиный улей. Это символ человеческого рода, который пытается собрать сладость жизни. Ниже ему угрожает дракон (дьявол), а еще ниже Древо Жизни грызут две крысы.
Слева в круге Аполлон - символ солнца, справа Диана - символ луны. Но это еще цветочки по отдельности. Весь сюжет на самом деле посвящен... Будде. Я на полном серьезе сейчас. Повесть о Варлааме и Иоасафе - очень известное произведение. Я обещал быть кратким, поэтому буквально пару слов. На самом деле повесть огромная по объему, даже г-н Sibeaster не осилил.
Сюжет такой. Языческий царевич Иоасаф (искаженное от бодхисаттва), несмотря на все препятствия обращённый в христианство пустынником Варлаамом, обращает и свой народ, а затем, сложив с себя унаследованную им власть, уходит в пустыню. Начало прямо из истории Будды Шакьямуни, смотрите сами.
Отец царевича заточает его во дворце, чтобы тот согласно пророчеству "не наследовал царство иное". Однажды Иоасаф выпрашивает у отца разрешение гулять вне стен дворца, где вскоре по недосмотру слуг он видит двух слепых, затем двух прокажённых, а после и дряхлого старца. Увиденное заставляет задуматься царевича, что и предопределяет его обращение в буддизм христианство.
В люнете западного портала сцена более традиционная. Здесь Христос собрался нас судить. Сверху 12 апостолов, а внизу очень крутая сцена Страшного суда. Видите, как покойнички вылезают из гробов? Более того, мой путеводитель утверждает, что это первое в Италии скульптурное изображение Страшного Суда.
Вид со стороны Южного портала.
Что же, пора зайти в Баптистерий. Так просто это сделать не получится. Вход платный, и билеты продаются на другом конце площади Дуомо в Епархиальном музее (Museo Diocesano). Билет действует и на музей, чуть позже до него дойдем.
Заходим и снова радуемся. В Баптистерии уцелели росписи и скульптура. Плюс тут неожиданно светло и без разных оградок и решеток, так что можно нормально все разглядеть и даже потрогать. Как водится в Парме, я был единственным туристом. Дядечка-смотритель мне не мешал снимать. Благодать, везде бы так. Итак, давайте посмотрим некоторые детали внутреннего убранства.
Внутри Баптистерий разделен на 16 ниш. 3 из них занимают двери, остальные 13 украшены фресками.
Купол напоминает цветок с 16 лепестками. Пойдем от центра. Сперва большой красный круг - красное небо вечной любви. Вторая синяя полоса со звездами - звездное небо над Иерусалимом.
Далее 12 апостолов и 4 евангелиста. Евангелисты изображены крайне искусительно. Что-то в них есть древнеегипетское. Как вам такие зооморфные свв. Лука и Марк?
Свв. Иоанн (орел) и Матфей (ангел).
На следующем круге под апостолами Христос, Дева Мария, св. Иоанн Креститель и 13 пророков. И в последней полосе сцены из жизни Авраама, времена года, 4 стихии и Девы.
Путеводитель сделал особый акцент на скульптурах Антелами, которые изображают различные работы. Считается, что это прямо шедевр, чуть ли не конгениальный произведениям разных древних греков. Все работы разбиты на сезоны, внизу каждому месяцу соответствует изображение знака Зодиака.
Смысл такой. Если до этого работа считалась Божьим наказанием за наши грехи, то в 13-м веке пошла другая тема. Работа стала считаться вполне душеспасительным занятием. Еще три века и протестанты дойдут до возвеличивания труда и все такое. Но я в целом разделяю более древние взгляды на сей вопрос.
Итак, по кругу. Год начинался в марте. Так что первый у нас март - играет на флейте. Затем апрель - король месяцев, поэтому на нем корона. Май с серпом и на коне. Под каждой фигуркой месяца - знак Зодиака.
Июнь уже собирает урожай (вот хорошо итальянцам, у нас только снег сходит). Девушка с венком перед ним символизирует весну. Очень красивая и какая-то современная (потом сравните ниже более архаичные фрески). Июль - молотит пшеницу, Август - чинит бочку для вина.
Сентябрь - собирает виноград. Октябрь - сеет.
Ноябрь - тянет репу из земли, декабрь - пилит дрова.
Январь - греется у огня, традиционно это двуликий Янус. Февраль - копает поле.
Спустимся чуть ниже и посмотрим, что здесь в люнетах. Только два люнета авторства Антелами. Остальные скорее всего его ученики. Первый из них изображает царя Давида (символизирует Христа) в окружении музыкантов (царство праведников).
Второй люнет достоверно руки Антелами - сцена Обрезания.
Работы учеников выглядят более архаично. Но в этом есть определенная милота и наивность. Скажем, очень добрая сцена бегства в Египет.
Благовещение. Интересный жест у архангела Гавриила.
Св. Франциск Ассизский со своим друганом - волком.
В окрестностях города Губбио жил свирепый волк, который нападал на скот и даже на людей. Никто не мог с ним справиться и тогда позвали св. Франциска. Святой нашел волка в лесу и осенил крестным знамением, сказав: "Иди ко мне, брат Волк. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, я приказываю тебе не причинять вреда мне или любому другому человеку".
Франциск поведал волку, что он пришел из Губбио, и описал, какую боль и обиду испытывают горожане из-за действий волка. "Почему ты убил скот и людей?" - спросил Франциск у волка.
Волк в ответ рассказал свою историю. Он остался один, потому что был ранен и не мог идти в ногу со стаей. Он не мог ловить быстроногих оленей и кроликов, он мог догнать лишь овец и коз и людей. Он объяснил Франциску, что все, что он хотел, это утолить голод.
Св. Франциск помолился и ему пришло решение. "Брат Волк, - сказал Франциск, - я хочу помирить тебя с людьми Губбио. Все прошлые преступления должны быть прощены". Признавая, что волчьи преступления были вызваны голодом, Святой Франциск сообщил волку, что горожане будут давать ему пищу на протяжении всей его жизни, если, в свою очередь, он согласится не причинять вреда людям и животным.
Франциск протянул руку. Волк показал согласие, положив лапу в руку Франциска. Этот момент и изображен на фреске люнета.
Христос и Тетраморф.
Теперь спускаемся еще ниже и посмотрим на фрески в самих нишах. В одной из ниш расположена малая купель. Каменная чаша покоится на льве, в лапах у льва заяц.
Фрески в нишах по большей части уже 14-й век. Т.е. они несколько моложе самого Баптистерия. Известны имена художников только малой части работ. В этой нише изображение Страстей.
Я, как человек, воспитанный в иудео-христианской парадигме до сих пор подскакиваю, когда вижу у журналистов или блогеров что-то типа "страсти по айфону". Для меня это всегда читается, как "прижизненные страдания нашего Господа в изображении телефона Iphone".
Тут я не все расшифровал кроме очевидных свв. Христофора и Екатерины, так что утащу у Sibeaster. Верхний ряд: Положение во Гроб с пророками Исаией и Захарией, луккский Volto Santo с предстоящим святым Генезием; святая Екатерина. Нижний ряд: святой Христофор, миниатюрные аллегории дел милосердия, святые Иоанн и Октавиан.
Часть фресок в неважном состоянии. Но в целом сохранность и вид всех произведений очень хорошие. Путеводитель пишет, что недавно была проведена их реставрация. Особенно беспокоились за фрески купола, которые стали осыпаться. И на самом деле тут не совсем фрески, а какая-то более ранняя и менее надежная технология.
Справа внизу св. Варфоломей без кожи, точнее он накинул ее на плечо, как пальто. На коне св. Мартин, делится своим плащом с бродягой.
Крещение св. Константина. В купель с императором пихают и какого-то неизвестного мне младенца, причем вниз головой.
С Обрезанием все понятно. А что за парад Дев с флагом Ломбардской Лиги (на самом деле нет)? Это св. Урсула - дочь короля бриттов и ее тысячи Дев.
Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником, и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на её руку, св. Урсула дала согласие на брак при условии, что оба короля должны послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны трёхвёсельные корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условия свадьбы были приняты. Увы, до жениха Урсула не добралась, по пути на нее напали гунны, которые всех девиц истребили из луков.
Здесь, полагаю, все понятно - Крещение. "И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!"
Интересный сюжет. Богородица защищает своих земных чад. Лик Девы Марии не по-готически изящен. Кто там справа стоит со скрипкой и играет всей компании - не скажу. Кто-то знает?
Я показал вам лишь малое количество фресок и скульптуры Баптистерия. Но надеюсь, общая идея понятна. Настоятельно рекомендую посетить всем любителям средневекового искусства. Тут его уникальный по цельности и сохранности образец.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com