Три года назад я уже подробно рассказывал о Баптистерии (
раз,
два,
три,
четыре,
пять) - самом лучшем, на мой взгляд, здании Пармы. Как выяснилось, можно рассказать еще подробнее, так что будет еще одна часть.
Процитирую сам себя: "
Поначалу сложный многоуровневый фресочный "ковер" пугает множеством ликов и сюжетов, наползающих друг на друга, но вскоре обнаруживается вполне понятная закономерность. Входящие в баптистерий западными вратами катехумены прежде всего видели Христа Пантократора и предстоящих Ему Богородицу и Иоанна Крестителя. Вправо и влево от этой группы по куполу идут два круга святых: в верхнем - апостолы, в нижнем - пророки. Ниже кругов святых идет цикл фресок, рассказывающих о жизни Иоанна Крестителя; еще ниже - еще один цикл, повествующий о событиях книги Бытия" Вся беда в том, что фрески высоко, и снять их качественно и крупно - задача невозможная. По счастью, в Вики нашелся герой, отснявший третий (предпоследний) круг фресок купола, рассказывающий о жизни и смерти Иоанна Крестителя.
И вот автор этого блога, совсем не герой, кстати, и вооруженный обычной мыльницей, поглядел фрески баптистерия на месте, а потом пошел в соборный музей (билет единый). Удивительно, но в маленьком компактном Соборном музее я в прошлый раз не увидел много интересного! На втором этаже есть, помимо волшебного компьютера, на экране которого фрески можно разглядывать поштучно и читать описания, есть еще и стена, на которой фрески купола нарисованы посегментно. Понятно, что копии, понятно, что современные! Но задача-то стоит хотя бы нормально разглядеть и попытаться понять увиденное, а для этого копии вполне сгодятся! По счастью, в этой части музея посетителей не было, и автор, включив вспышку, сфотографировал копии второго (условно "пророческого") и четвертого (книга Бытия) кругов фресок купола. Итак, фрески XIII века, копии XX века, фотографии XXI века.
Второй круг. Стартуем с Христа Вседержителя (он помещен прямо напротив главного, те. западного, входа)
Иоанн Креститель; на свитке текст: "Глас вопиющего в пустыне"
Исайя; "се, Дева во чреве приимет"
Иеремия
Валаам; "восходит звезда от Иакова"
Я тут почитал наконец-то книгу Фридмана "Как создавалась Библия", в том числе ознакомился напрямую (а не в пересказе русских библеистов) с теорией о четырех источниках Пятикнижия. Ну что тут можно сказать? Нас снова надули))) В частности, вся история Валаама (Числ 22-24) - это же очевидная фольклорная вставка, она ну никак не связана с соседними главами. Даже если задать элементарным вопросом: откуда Моисей мог знать о происходивших в моавитянском лагере событиях, если израильтяне в итоге Валаама и убили?
Амос
Иоанн Евангелист, попавший в "пророческий" цикл, видимо, из-за Апокалипсиса.
Давид
Соломон
Догадайся сам...Имя стерлось, а по цитате мне не опознать
Осия
Аввакум
Красавчик Моисей!
Ну и завершается круг Богородицей
Нижний (четвертый) цикл фресок в литературе называются циклом Бытия, на мой взгляд, это неточно, т.к. библейские сцены здесь перемежаются с изображениями святых.
Несомненные библейские сцены:
Авраам и трое ангелов под дубом Мамре
Гостеприимство Авраама
Разрушение Содома
Лот с семейством бежит из Содома; жена Лотова обернулась назад
Жертвоприношение Авраама
Есть две непонятных военных сцены. М.б., это война Авраама с Кедарлаомером
Это я вообще не понял, а вот молодец
j-j-j взял и подсказал (спасибо!): встреча Авраама и Мелхиседека
Ну и просто святые:
Я бы и самый первый цикл сфотографировал, но тут в музей массово стали врываться туристы, и щелкать со вспышкой стало неловко. Кое-что из Соборного музея, уже не связанное с Баптистерием, я вам покажу в следующий раз.