Парма - удивительный город. Пожалуй, я еще не видал города, где в роли главной достопримечательности подвизается ни собор или какая-нибудь почитаемая базилика, ни колокольня (вспомним, "Падающую башню" в Пизе), ни замок или дворец, а баптистерий. Конечно, красивых баптистериев мы с вами уже повидали немало (вспомним,
Бергамо,
Кремону ,
Неаполь ,
Пистойю ,
Равенну, а также не показанные мной про причине их общеизвестности баптистерии Пизы и Флоренции). Но во всех перечисленных городах крещальни - это прекрасное приложение к прекраснейшим соборам. А вот в Парме собор, который в любом другом городе оказался бы в центре внимания, теряется на фоне рядом стоящей крестильни. Я так тороплюсь вам показать памский баптистерий, что даже откладываю написание традиционного введения о городе. Вы уже видели, сколько может понаписать восторженный автор этого блога о понравившемся ему здании на примере Моденского собора. Мужайтесь: о Пармском бапстистерии будет написано не меньше)))
Итак, на пармской Пьяцца Дуомо справа от собора высится баптистерий.
Автором проекта был уже известный нам по собору Фиденцы (
http://sibeaster.livejournal.com/190021.html) Бенедетто Антелами. Собственно из Фиденцы жители Пармы мастера и переманили. Строительство началось в 1196 году, в 1216 году было надолго прервано на уровне второго яруса (пришлось даже соорудить временную кровлю). Причиной остановки была война: розовый мрамор для баптистерия покупали в Вероне, а она оказалась на другой "стороне фронта" в бесконечной войне гвельфов и гибеллинов. Только в 1249 году война затихла, и поставки мрамора возобновились. В 1270 году баптистерий был завершен и освящен. Разумеется (мы это увидим, когда будем изучать фрески внутри), работы продолжались и далее, но, по всей видимости, фасад здания был построен без отступлений от первоначального проекта Антелами.
Здание в плен представляет собой традиционный правильный восьмиугольник. Три стороны заняты роскошными порталами, и каждый из них мы внимательно посмотрим. Пока же (автору завтра рано вставать) просто покажу вам череду барельефов с удивительными животными и охотничьими сценками; эти барельефы идут сплошным потоком по периметру здания (на фотографии выше эта лента барельефов хорошо видна), чуть выше человеческого роста, так что их удалось хорошо разглядеть и сфотографировать. Итак, восхищенный автор замолкает и лишь выкладывает фотографии. Начал я фотографировать слева от северного портала (именно этот портал виден на верхнем фото) и далее шел по часовой стрелке.
Вы заметили, что при движении вокруг здания наблюдается неожиданная игра цветов: один и тот же розовый веронский мрамор выглядит совершенно по-разному при разном освещении?
В принципе понятно, откуда на баптистерии столько охотничьих сцен: для средневекового человека охота была привычным занятием. Думаю, можно объяснить наличие множество крылатых чудовищ: все-таки они в фольклоре обитают частенько. Но вот откуда в сухопутной Парме столько водоплавающих монстров, я понять не могу)))
Сегодня у нас была легенькая разминка: так, поглядели на животных, настоящих и выдуманных. А со следующего раза мы будем с вами изучать баптсистерий портал за порталом. А уж когда мы внутрь с вами зайдем...
Невольно вспомнил кусочек фильма (кажется, "Интердевочка"). Там девушка известного поведения сидит в "обезьяннике" и томно реагирует на вопросы милиционера: "Лейтенант, ты меня утомил". Так вот я, вместе с тем лейтенантом, отвечаю: "Я тебя еще и не так утомлю")))