Самый красивый буддийский храмовый и монастырский комплекс на острове Фукуок принадлежит чаньской секте с экзотичным названием "Бамбуковый лес". Весь комплекс называется Хо Куок. Довольно интересное место, как по своему живописному расположению, так и по архитектуре. Идем смотреть храм и погружаться в специфику вьетнамского буддизма.
В прошлом рассказе о
Фукуоке про пляж Бай Сао я забил на собственно сам рассказ, ограничившись картинками, т.к. нашел в сети обстоятельный обзор этого пляжа. Я хотел провернуть такой же трюк и с храмом Хо Куок. Но оказалось, что в наших интернетах про него ничего толкового нет. Все отзывы о Хо Куок уровня: здесь клевые виды и умиротворяющая атмосфера, непременно побывайте.
Придется взять на себя роль первопроходца и накатать немного текста, чтобы следующим тревел-блогерам было откуда списывать. Я вот не могу нормально гулять по храмам, если мне непонятно "кто все эти люди и чудища". Давайте просвещаться.
Я уже касался темы буддизма в его вьетнамском варианте в
рассказе о горе Та Ку недалеко от Муйне. Дальше непременный дисклеймер. Я практически полный профан в буддизме, а тем более в его вьетнамском подвиде. Так что, если кто-то из читателей больше моего в теме, то непременно поправляйте меня в комментариях, где я накосячил.
Если совсем упрощенно, то буддизм во Вьетнаме - это китайская (по происхождению) секта Чань, плюс китайская же школа Чистой Земли, плюс местные верования. Про школу Чистой Земли я писал в
рассказе о храме на горе Та Ку. А храм Хо Куок - повод рассказать о секте Чань, т.к. комплекс принадлежит монастырю одного течения этой школы.
Итак, входим в тройные ворота комплекса. Наверху надписи: "Буддийская община Вьетнама", ниже "чаньский монастырь Чук Лам Иен Ты", еще ниже "пагода Хо Куок". Давайте разбираться, что это за такой Чук Лам. Но начнем с чань-буддизма.
Как и школа Чистой Земли, Чань - это китайское изобретение. До падения Западной Римской империи оставался один год, а в это время в 475 г. в Китай из Индии пришел проповедник Бодхидхарма.
Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Тот ответил: „Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я“. Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда вконец запутавшийся император спросил: „А в чём же тогда суть буддизма?“, Бодхидхарма ответил: „Пустота и никакой сути“.
Существует легенда, в которой говорится, что в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление. Красивым дополнением к легенде является история появления чая. В один из моментов борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение - известный всему миру чай.
Итак, что же проповедовал Бодхидхарма? На самом деле последователи Чань не согласятся, что их учение возникло в 5-м веке. Сами они считают, что первым чань-буддистом была сам Будда Шакьямуни. Об этом рассказывает легенда о "Цветочной проповеди".
Будда один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся. Никто, однако, кроме ученика Махакашьяпы, не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме. Так, согласно Чань, началась традиция прямой (от сердца к сердцу) передачи просветления от учителя к ученику.
Цель чань-буддизма - прозреть сердце Будды, то есть реализовать Будду внутри себя. Таким образом, каждый является Буддой, нужно лишь разбудить его. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте непосредственного восприятия истины, свободно и полно входящей в незамутнённый разум буддиста. Истина передаётся вне слов в письменных наставлениях, а как светильник, переходящий от учителя к ученику.
Всякие сложные трактаты, авторитеты и прочая мишура только мешают просветлению. Отсюда известная провокационная чаньская мудрость: "Встретишь Будду - убей Будду, встретишь патриарха - убей патриарха, встретишь на своем пути отца и мать - убей и их". Для просветления использовались разные практики. Например, всякие нелогичные диалоги (коаны), после которых ум ученика выходил за пределы повседневного восприятия. Приведу самый известный: "Удар двумя руками - хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?"
Все это, конечно звучало крайне еретически в то время. Например, когда китайский буддизм проник в Тибет, то тибетцы-неофиты были явно озадачены его радикальным расхождением с индийским тантрическим буддизмом. Они даже устроили диспут между китайцами и индийцами, на тему, кто больше соответствует учению Будды. Китайские учителя были разбиты в пух и прах, и Тибет дальше пошел по пути Индии, т.е. Ваджраяны (тантры).
Тем не менее самих китайцев это не смущало. Они что угодно на свой лад переделают, даже чужую религию. Чань в итоге стал дико популярен. Всем известный Шаолинь - это именно школа Чань. Дальше из Китая учение переползло в Японию (дзен-буддизм), Корею и Вьетнам (тхиен), став в этих странах ведущим направлением буддизма.
Только не говорите вьетнамцам, что они чань-буддисты. "У нас свой исконно-посконный Тхиен-буддизм. Китайцы тут вообще не при делах!" - возмутятся вьетнамцы. Вообще, Вьетнам можно только с оговорками отнести к буддийским странам. Тут был период популярности этой религии (10-14 вв), но потом он пришел в упадок.
Новый расцвет буддизма во Вьетнаме пришелся на 20-й век. И чисто на мой взгляд туриста продолжается до сих пор. Все новые, большие и красивые храмы, которые мне попадались, были именно буддийскими. Сейчас по статистике около 15% вьетнамцев - буддисты, это довольно много.
Что же это за школа такая Чук-Лам "Бамбуковый лес", которой принадлежит храм на Фукуоке? Это одно из направлений Тхиен (т.е. чань или, если вам так понятнее, дзен-буддизма). Основал ее сам император Вьетнама Чан Нян-Тонг. Он был крутой полководец, благодаря его талантам вьетнамцы остановили монгольское нашествие в 1288 году. Его именем названа главная улица во многих городах Вьетнама.
Но после славной победы император решил стать буддийским патриархом. Он разработал на основе Чань новое направление буддизма, включив в него элементы конфуцианства, даосизма, а самое главное чисто вьетнамские фишки: культ героев и местные верования. Это единственная школа буддизма Вьетнама, которая не имеет китайского аналога-прародителя, чисто вьетнамский буддизм!
Дело продолжил старший сын бывшего императора Чан Куок-Тонг, тоже очень известная личность во Вьетнаме. Принц не стал правителем, а тоже ударился в религию. Про него ходят множество легенд. Для примера одна из них. Когда принца спросили о сущности буддизма, он промолчал, затем снял обувь и стал голыми ногами ходить по конскому навозу. Вот это чистый дзен/чань/тхиен!
Одной из особенностей его учения стала "благая уловка" по акценту на мирской деятельности для просветления. Очень полезно с точки зрения государства, не всем же в монахи идти. Благая уловка у буддистов - это такая "ложь во спасение".
Например, горит дом, внутри остались дети. Отец кричит им: "Выходите, пожар!". Но дети не понимают, что такое пожар и его опасность. Тогда отец кричит им: "Я привез вам новые игрушки, выходите скорее играть!". И дети бегут из горящего дома. Вранье по сути, но главное работает!
Первый монастырь Truc Lam Yen Tu новой школы был основан на горе Иен Ты в конце 13-го века. Truc Lam по-русски читается, как Чук Лам. Вьетнамская транскрипция порой обескураживает, ага. Вскоре школа стала очень популярна. Все-таки основатель из императорского рода. Но, увы, со временем аристократия стала все больше увлекаться конфуцианством и Чук-Лам (да, и весь Тхиен) пришла в упадок.
Вспомнили о "Бамбуковом лесе" уже в первой половине 20-го века. Во-первых, история школы связана с патриотизмом. Вьетнамцы только что наваляли самим монголам, которым до этого покорилось полмира, и создали Чук-Лам. Во-вторых, снова с патриотизмом и национализмом. Это самая исконно-посконная вьетнамская школа буддизма, а не какой-то импорт идей из Китая.
Не скажу, что сейчас Чук-Лам - самое популярная школа буддизма во Вьетнаме, но с десяток храмов ей принадлежит. Причем, многие из них построены совсем недавно. К таким новоделам относится и храм Хо Куок на Фукуоке. Он был построен в 2011 году.
На входе нас встречает трехметровая статуя Будды Шакьямуни. Она выполнена из цельного куска нефрита. Зеленый цвет минерала отсылает к неофициальному названию острова Фукуок - изумрудный остров.
Чтобы попасть в Хо Куок, надо подняться по высокой лестнице в 77 ступеней. Лестницу охраняют 4 дракона, они же служат перилами. В центре изображение Дракона и Феникса. Дракон олицетворяет мужское начало, а птица феникс - женское, в общем, инь-ян. Поэтому в китайской традиционной культуре дракон и феникс составляют неразрывный образ.
Расположение и ориентация относительно воды, гор и сторон света - все строго по Феншую.
Сверху неплохой вид на море. На обзорной площадке в Хо Куок настоятельно рекомендуют встречать рассвет. В 5:30 солнце начинает вставать ровно напротив храма, постепенно озаряя своими лучами весь комплекс. По отзывам - очень круто. Мы-ленивцы, как водится, прикатили в Хо Куок почти в полдень и были "награждены" очень поганым светом.
Строения комплекса не внушают своими размерами. Разгадка в том, что при строительстве использовалось только натуральное железное дерево. Поэтому высота всех построек ограничена максимальной длиной ствола этого дерева.
Главная пагода Хо Куок. Вроде, как наверх можно забраться - там обзорная площадка, но мы поленились.
На первом этаже пагоды гигантский колокол.
Пора зайти в главный храм комплекса.
Внутри очень дорого-богато. Есть определенная ирония истории в этом всем. Чань начинался, как вызов всей этой цветущей сложности. А пришел в итоге к огромным богатым монастырям, иерархии, куче правил. Чем-то напоминает историю францисканского ордена в католицизме, правда же?
Погуглил ради интереса, что думают вьетнамцы об этом всем. И таки да. "Слишком много золота", "Будды в этом комплексе нет", "Все статуи какие-то бездушные".
Будда Шакьямуни и дерево Бодхи, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Специально везде уточняю, что это за Будда, т.к. в Махаяне (к которой относится и Чань) Будд очень много.
Это уже знакомая нам по горе Та Ку троица школы буддистов Чистой Земли: будда Амитабха (в центре) и бодхисаттвы Авалокитешвара (слева с кувшином) и Махастхамапрапта (с лотосом). Про отличие будд и бодхисаттв писал ранее, так что пропущу.
Бодхисаттва Манджушри почитается как один из трёх главных бодхисаттв, которые олицетворяют три главных совершенства Будды: мудрость, сострадание и могущество. Манджушри символизирует мудрость. Изображается бодхисаттва индийским принцем, который сидит верхом на льве. В одной из рук бодхисаттва держит меч, рассеивающий мрак неведения и разрушающий иллюзии, а в другой руке - лотос, в котором скрыт свиток «Праджнапарамита-сутры». Манджушри есть само воплощение мудрости.
Согласно писаниям Махаяны, 7200 миллиардов миров тому назад Манджушри был королём в одной из миров, который находился в восточном направлении вселенной. Король проникся великим состраданием к блуждающим в страданиях существам Сансары. Обретя Просветление, он дал решимость следовать по Пути бодхисаттвы до тех пор, пока в Сансаре не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.
Бодхисаттва Самантабхадра изображается верхом на слоне с 6 бивнями (см. фото ниже), как указано в сутре Лотоса. Каждый бивень олицетворяет собой одно из 6 человеческих чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание). Слон же в связи с Самантабхадрой символизирует собственно буддизм как силу, способную совладать с любыми препятствиями на пути к просветлению.
Самантабхадра является покровителем изучающих дхарму (буддийское учение), воплощает силу трансцендентной мудрости, учит, что практика так же важна, как размышления и медитация. Включается в состав триады Шакьямуни вместе с бодхисаттвой Манджушри и Буддой Шакьямуни.
А здесь совсем любопытная статуя. Это чисто вьетнамский элемент. Duc Ong буквально переводится, как господин-отец. Статуя божества стоит справа от входа в храм. Сначала полагается обратиться к ней перед службой, этакий небесный привратник.
Когда-то он был реальным человек. Звали его Ты Дат. Он был состоятельным торговцем, но тратил большую часть прибыли на помощь беднякам и сиротам. Однажды Ты Дат гостил у своего сводного брата. В один из дней брат стал готовить большую вечеринку. Оказалось, что он ждал в гости некого Будду и его учеников.
Услышав имя Будды, что-то отозвалось в сердце Ты Дат. Он стал расспрашивать брата об этом человеке. Услышав о его учении, дальше Ты Дат уже не мог спокойно спать. Чтобы пораньше увидеть Будду, он встал с рассветом и пошел в бамбуковый лес. Там он и встретил медитирующего Будду, который назвал Ты Дат по имени, хотя видел его впервые.
В итоге Ты Дат стал видным последователем Будды, превратившись у потомков в объект поклонения. Кроме своей функции привратника в храме, он еще и благословляет детей. Именно к Дык Онгу идут просить здоровья для детей, а также чтобы они были более послушными и хорошо учились.
Все сделано из железного дерева и обильно украшено резьбой.
Слева и справа солидные ящики для приношений Трем Драгоценностям: Будде, Дхарме (учению) и Сангхе (общине). Недеяние и созерцание - это хорошо, но без денег в нашем мире Сансары никуда.
Территорию храма охраняют 4 дхармапала. Это гневные божества в буддийской мифологии, защищающие Учение и каждого отдельного буддиста. Вот сейчас могу наврать, но по-моему их роль в Хо Куок выполняют Четыре Небесных Царя. Они - стражи севера, юга, запада и востока, проживающие на нижних склонах горы Меру. Каждый из царей охраняет и обучает Дхарме в своей стороне света, защищают всех последователей учения Будды. Четыре Небесных Царя часто изображаются на входе в монастырь или храм.
Следующие статуи тоже традиционны для буддийских храмов Вьетнама. Это 18 архатов. Не путайте с буддами или бодхисаттвами. Архаты в Махаяне являются прямыми учениками Будды, покровителями и защитниками буддизма. Шестнадцать из них индийского происхождения, а двое других были "добавлены" к ним в сравнительно недавние времена китайцами.
Архаты изображаются, каждый в одной фиксированной позе, со свойственным ему символом или значком, так же как и апостолы христианства - Марк со львом, Лука с ягненком, Петр с ключом и т.д
Канака Ватса (на переднем плане) изображается активно жестикулирующим во время своей проповеди. Его экспрессивная манера говорить вошла в историю, он призывал мирян уйти в монахи, чтобы обрести высшую мудрость, истинное счастье и благословение. Проповедуя, он всегда демонстрировал доктрину причинно-следственных связей, призывая к добру, миру и радости, что ведёт к счастью.
Следующий на фото Нандимитра, архат, держащий в руках семиярусную пагоду, был последним учеником Будды Гаутамы. В память о своём Учителе, Нандимитра всегда носил на ладони макет пагоды, символизирующий то, что Учитель всегда вместе с ним.
Не буду писать обо всех 18, подробнее, как опознать каждого архата, можно почитать по ссылке:
https://pikabu.ru/story/18_arkhatov_skulpturnyie_izobrazheniya_na_territorii_khramov_v_gorode_fantkhiet_vetnam_7663949 Переходим к следующему храму.
Это у нас первый патриарх школы "Бамбуковый лес". Когда-то он был императором Чан Нян-Тонг, но ушел в буддизм после своей исторической победы над монголами в 1288 году. В 1299 году он основал монастырь Truc Lam Yen Tu (Бамбуковый лес на горе Иен Ты). К этому направлению буддизма и принадлежит храм Хо Куок.
За спиной бывшего императора, именем которого названо множество улиц во Вьетнаме (он очень популярен) стоит скорее всего сам Бодхидхарма. Легендарный основатель школы Чань-буддизма. Его традиционно изображают с бородой и даже прозвали "бородатый варвар". Первоначально такое прозвище употреблялось по отношению к Бодхидхарме в прямом значении за то, что он в отличие от китайских монахов имел бороду. Позднее Бодхидхарму так начали шутливо называть его любящие ученики.
А это уже второй патриарх школы Чук-Лам Фап Лоа, жил в начале 14-го века. И снова крайне значимая для вьетнамской истории личность. Статья в Вики о нем на несколько экранов! Но буду максимально краток. Итак, во времена Фап Лоа буддизм во Вьетнаме достиг высшей точки своего развития. При жизни Фап Лоа появилось много буддийских монастырей, для которых было характерно единодушие в вопросах учения. Появилось много буддийских произведений, в частности, написанных на родном языке. Фап Лоа был первым, кто взялся за создание единой общины, объединившей всю страну. В общем, крутой дядька и видно, что был хороший организатор.
Самая большая статуя посвящена богине Куам Ан. Куам Ан (она же Гуаньинь у китайцев) - это богиня милосердия в буддизме. Точнее, не совсем богиня, она бодхисаттва - просветленная, удостоенная права стать Буддой, но отказавшаяся от блаженства Нирванны ради миссии освобождения всех людей от страданий.
Традиционно она изображается в Китае и Вьетнаме в женском облике, хотя, строго говоря, у бодхисаттв нет пола. Вообще-то это Авалокитешвара - один из самых великих бодхисаттв Махаяны, но вот такая трансформация произошла у китайцев, а затем перешла и во Вьетнам. Куам Ан спасает людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома.
На бронзовом рельефе изображены легендарные Лак Лонг Куан и Ау Ко - прародители всех вьетнамцев. Лак - полудракон по матери, его дед - дракон озера. Он был женат на своей двоюродной сестре, горной фее Ау Ко, дочери короля птиц. Ау Ко в браке с Лак Лонг Куаном породила мешок, он лопнул, и в нём оказалось сто яиц, из каждого яйца вышло по сыну - прародителю ста легендарных вьетских родов.
Лак Лонг Куан обучил народы ста родов возделывать рис и разводить шелковичных червей, а также явился основоположником государственных установлений. Лак Лонг Куан борется с врагами, превратившись во множество чудовищ, духов, драконов, змей, тигров и слонов.
Спустя некоторое время, Лак Лонг Куан и Ау Ко разошлись, дракон взял 50 сыновей и увёл к морю, а фея с остальными 50 ушла в горы. Все это отражено в поговорке о вьетнамцах "Дети дракона, внуки богов".
Еще немного интерьеров и видов храмов.
Занятный плакат на тему буддийских грехов и добродетелей, иллюстрация действия кармических законов.
Чуть крупнее. Оставил туалет чистым - почистил карму, значит переродишься в мирном и богатом мире. И наоборот, пользуешься услугами плохих людей - потом эти плохие люди попользуются тобой.
И из той же серии, слева поступок, справа кармическое наказание или наоборот награда.
Куан Ам машет нам ручкой, пора возвращаться на пляж.
Я тоже прощаюсь с вами на время. Подведем итоги. Конечно, храм Хо Куок - новодел, но довольно интересный. Несмотря на его молодость, он все равно позволяет окунуться в историю Вьетнама и узнать чуть больше о местном буддизме. Так что рекомендую заехать, когда окажитесь на острове Фукуок.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com