Хватит просто гулять по Парме, пора начинать осматривать главные достопримечательности города более детально. Начну с собора Пармы. Я падок на всякой средневековье. И тут Парма преподнесла приятный сюрприз. Соборная площадь города - одна из лучших средневековых площадей в Италии. Здесь сразу три великолепных романских здания: совсем брутальный Дворец епископа, импозантный романский Собор и элегантный Баптистерий (скорее уже прелюдия к готике). Идем смотреть Дуомо и знакомиться с творчеством самого известного художника Пармы.
Первый кафедральный собор появился в Парме еще в 4-м или 5-м веке недалеко от современной площади Дуомо. Он располагался за пределами стен римского периода, т.е. по тем временам это была окраина города. Затем собор был перестроен в 9-м веке, но был уничтожен пожаром. Строительство собора на нынешнем месте началось в 11-м веке. Но и ему не повезло. Дуомо был разрушен землетрясением всего лишь через 40 лет после постройки.
Строительство грандиозного по тем временам собора увязывают с борьбой за инвеституру, в которой отметились и епископы Пармы. Если коротко, то это разборки в 11-12 вв между Папами и императорами на тему, кто может назначать епископов. Победила тогда (правда, с небольшим счетом) Католическая церковь, и де собор Пармы стал одним из символов этого нового порядка. Но не буду сильно вдаваться в эту тему.
Современную нам версию возвели к концу 12-го века. Увы, история не сохранила имени его архитектора. В следующем веке в фасад внесли только небольшие изменения. И самое главное, что внешне Дуомо сохранил свой облик через столетия, избежав "обарочивания" и прочих новшеств. В общем, это дичайшая древность, практически тру 12-й век за исключением ряда деталей.
Колокольня чуть новее, это "всего лишь" конец 13-го века.
В 17-м веке попытались "улучшить" Дуомо, начав возводить новую колокольню. Но работы свернули почти сразу, от нее остался только небольшой огрызок, он виден слева на фото.
Какой же романский собор без львов? И в Парме они великолепны: красный и белый. Один поймал в лапы теленка, второй целого дракона, на спинах львы держат колонны портала. Львы символизируют победу Христа над смертью и злом (дракон) и его жертвенность (теленок).
Лев - бесспорный символ силы, и по этой причине его очень часто помещают у входа в церкви, чтобы символизировать силу, охраняющую священное место. Согласно средневековым бестиариям, лев также является символом Христа: Христа называют «львом колена Иудина», лев находится рядом с престолом, намекая на присутствие Христа в книге Откровение, в средневековой иконографии это также символ Божьей справедливости.
И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. (Откровение Иоанна 5:5)
Кроме того, лев величественен спереди, но с гладкой шерстью на спине: в средневековой иконографии голова и перед льва соответствуют божественной природе Христа, тогда как спина, безусловно, более уязвимая и слабая, его человеческую природу.
Сохранилась надпись с именем мастера: "В 1281 году львы были сделаны мастером Джамбоно ди Биссоне". С такими львами грех не сфоткаться.
Рекомендую поднять голову и полюбоваться изображением 12 месяцев на портале. Люблю такое. По часовой стрелке:
Март - полуголый юноша греется на первом солнышке
Апрель - мужик с цветущими ветками
Май - спешившийся всадник
Июнь - точит серп
Июль - собирает урожай
Август - готовит бочки
Сентябрь - собирает виноград
Октябрь - бухает
Ноябрь - режет свинку
Декабрь - копает землю
Январь - двуликий Янус греется у огня
Февраль - идет рыбачить с сетью и корзиной
Пока не заходим в собор, а обойдем его. Вид на купол Дуомо с окрестной улочки.
Со стороны апсиды Дуомо еще более брутален. Декор апсид я поленился снимать, но его стоит поразглядывать, очень богатый и занимательный. За подробностями отправляю по ссылке, там даже есть вавилонская блудница на звере багряном!
https://uchitelj.livejournal.com/820802.html В соседнюю с собором Сан-Джованни тоже скоро заглянем.
Итак, заходим внутрь Дуомо. С сразу вах! Мой любимый типаж церквей, когда все расписано сверху донизу. Я уже писал, что Парма - темная лошадка. По сравнение с топовыми итальянскими городами, это место не так популярно у туристов. Соответственно, про местные достопримечательности информации в блогах не так много. Более того даже статья в итальянской Вики о соборе крайне куцая.
Так что, чтобы не профакапить Дуомо Пармы мне пришлось купить за 9 евро в местной лавке отдельный путеводитель по собору. По факту книга оказалась не слишком подробной, на зато с отличными иллюстрациями. Это на моем фотошопленном фото интерьер кажется довольно светлым, на самом деле тут изрядная темнотища. Так что порой на картинках книги фрески и картины было лучше разглядывать, чем в вживую.
Также могу порекомендовать для подготовки очень дельный сайт Дуомо, но там все на итальянском:
https://www.piazzaduomoparma.com/cattedrale/ Если вы не фанат всей этой религиозной темы, то сразу двигайте под купол. Там находится главный шедевр Дуомо. Более того, это не просто местная достопримечательность, а работа мирового значения. Ну, может не Сикстинская капелла, но что-то близко к этому.
Вознесение Богоматери - самая известная работа художника Корреджо. Этот современник Тициана, Рафаэля, Леонардо, конечно, не так известен, но по мнению многих искусствоведов конгениален им. Увы, судьба у него сложилась печально. Я был практически единственным туристом в топовый сезон, любовавшимся знаменитым куполом. А повернись чуть иначе, туристы могли бы стоять в очереди к нему в какой-нибудь Уффици.
Работой всей жизни для Корреджо стал кафедральный собор Пармы, где его гений буквально воспарил. Он сумел вырваться из рамок пространства, создав невероятную по своему масштабу и смелости центральную фреску «Вознесение Богоматери». Экспрессия, динамизм, объем изображения поражают даже нынешнего зрителя. Корреджо рисковал, реализуя свой замысел. Сложная перспектива и обилие фигур сделало и без того нелегкую задачу почти невыполнимой. Однако художник сумел получить эффект, превзошедший все ожидания.
Современники мастера не оценили должным образом роспись Кафедрального собора в Парме. Настоятель собора сравнил эту фреску с рагу из лягушачьих лапок. Фреску уже приготовили к уничтожению, но в этом время в Парме проездом оказался Тициан. Настоятель собора поинтересовался у уже знаменитого живописца, стоит ли фреска той суммы, которую они заплатили за работу Корреджо. Тициан ответил : "Возьмите этот купол, переверните его, наполните золотыми монетами, и даже тогда вы не заплатите того, что действительно стоит эта живопись".
Впрочем, и позже эта работа вызывала диаметрально противоположные реакции у зрителей, кто-то был восторге, кто-то в ужасе. Например, писатель Диккенс оставил гневный отзыв на трипадвизоре: "Такого лабиринта рук и ног, таких груд изуродованных человеческих тел, перемешанных и перепутанных друг с другом, ни один хирург, сойдя с ума, не мог бы представить себе в самом диком бреду".
Можно не любить Корреджо, как художника (знаю людей, которые его терпеть не могут), но уж точно невозможно не восхититься этой работой в части крутейшей композиции. В наши дни фреска «Вознесение Богоматери» в росписи купола собора считается одним из самых знаменитых творений Корреджо. Именно он стал основателем плафонных росписей, которые создавались с учётом перспективы, т.е. требовали определённого искажения изображения, чтобы зрители с земли могли видеть не искажённую фреску.
От себя отмечу, что в полной мере насладиться знаменитой фреской не так просто. Да, революционная композиция-воронка завораживает и увлекает зрителя ввысь. Но вот разглядеть детали было крайне сложно даже с моим хорошим зрением. Все-таки расположена она довольно высоко. Не помешало бы устроить какую-нибудь обзорную площадку для полноценного осмотра. С земли даже Деву Марию найти на фреске не так-то просто.
Автор, увеличь, пожалуйста, нашу Прародительницу. Пожалуйста. Она с яблочком и топлес, все, как полагается. Вообще, Корреджо обильно и охотно изображал сиськи обнаженку. Я не стану в рассказе о соборе приводить примеры его картин из мифологического цикла, погуглите сами. Но тут и в Дуомо такого хватает. При всем при этом сам Антонио был человек строгих нравов и примерный семьянин. Жена, четверо детей, все, как надо, а не то, что эти ваши распутные Караваджо.
Из-за того, что фреска непросто читается с земли, у многих возникает путаница. Читал в паре обзоров, что де это ноги возносящейся в Небо Богородицы. Отнюдь. Это сверху встречает ее Сын. Так что голые ноги - Христа, тем самым художник подчеркнул его богочеловеческую природу.
В парусах Корреджо изобразил не традиционных апостолов, а святых покровителей Пармы. Я лично некоторое время тупил, пытаясь соотнести антураж персонажей с атрибутами апостолов, пока не заглянул в свою книгу о Дуомо. Тут у нас святые Фома, Иларий, Иоанн Креститель и Бернард. На фото с ягненком св. Иоанн, справа в желтой накидке св. Иларий.
Св. Бернард Пармский - он был епископом Пармы в начале 12 в, отсюда его посох. На этом фото под другим углом зрения благодаря увеличению объектива, видно, что фигуры сильно искажены. Тогда, как обычным человеческим зрением с уровня пола собора она воспринимается, как геометрически правильная. Корреджо все это скрупулезно и точно рассчитал, не имея под рукой никакого 3Д Макса или Автокада.
На этой фреске св. Иоанна Крестителя хорошо видна "мультяшная" манера зрелого Корреджо. Некоторые его работы, на мой вкус, отдают некоторой приторностью.
Второстепенные детали купола тоже очень хороши. Но не берусь сказать, что это тоже Корреджо. Полностью закончить все росписи ему не дали (см. выше про "рагу из лягушек"). И в целом эта эпохальная работа принесла ему скорее беды, чем славу. По сохранившимся документам он получил только половину, положенной по договору оплаты.
Дальше судьба продолжает испытывать мастера: несчастья сыплются на него одно за другим. В 1530 году умирает любимая жена художника, а через 2 месяца после её смерти, в огне пожара, охватившем семейный дом Корреджо, сгорают заживо 3 их маленькие дочери. Только что открытый купол кафедрального собора в Парме вызывает у заказчиков негативные отзывы. В состоянии жестокой депрессии Корреджо вместе с сыном уезжает из Пармы в родной город.
Смерть Корреджо тоже стала трагичной. В своем «Жизнеописании» Вазари рассказывает о бережливости живописца, сгубившей его. Давайте послушаем самого известного биографа художников Возрождения, хотя это скорее всего лишь легенда.
Корреджо довольствовался малым и жил как хороший христианин. Обремененный семейством, Антонио постоянно старался беречь деньги и вследствие этого стал таким скупым, что скупее людей не бывает. Потому-то и рассказывают, что когда он получил в Парме шестьдесят скудо мелочью и ему понадобилось отнести их для своих надобностей в Корреджо, он сам нагрузился этими деньгами и отправился в путь пешком; а так как в то время стояла страшная жара и его напекло солнце, то выпил он воды, чтобы охладиться, и тогда в жесточайшей лихорадке слег он в постель, с которой уже не вставал до самой смерти, настигшей его в возрасте около 40 лет.
С Корреджо мы еще не раз встретимся в моих прогулках по Парме. Но пора осмотреть и другие интересные произведения в пармском Дуомо. Например, хороши росписи потолков трансептов. Это Микеланджело! Ладно-ладно, не тот самый, а Ансельми, который работал в основном в Парме.
Интересная фреска на контрфасаде с Вознесением Христа. Здесь много исторических персонажей и символизма.
Мне больше всего понравилось разглядывать всех этих пораженных Вознесением людей на нижних этажах.
Авторы фрески не забыли изобразить и себя на этой работе в виде двух воинов в самом низу у главного входа в Дуомо.
Буквально пару дней назад я восторгался подобной расписанной сверху донизу
Сан-Маурицио в Милане, но здесь в этом плане еще круче из-за большей площади собора.
Весь потолок расписан в мифологическом ключе с кучей обнаженки. Площадь росписи колоссальная - 1200 метров. Представьте, 20 среднестатистических квартир по 60 м, и у каждой надо полностью расписать потолок.
Уж, не знаю, что тут может быть христианского, но вот так.
Теперь опустим взгляд с потолка чуть ниже. В конце 16-го века (т.е. уже после Корреджо) стены главного нефа были расписаны фресками на тему жизни Христа, а нижний уровень под женской галереей - сюжетами Ветхого Завета. Имена художников мне ничего не говорят, так что опущу подробности. В целом такие не выдающиеся, но крепкие работы, можно поразглядывать, благо сюжеты хорошо читаются и всем известны.
Очень торжественное Обрезание, ну и все в таком духе.
Если посмотреть чуть ниже фресок, то найдем элементы, которые уцелели от романского декора Дуомо. В первую очередь - это замечательные капители колонн женской галереи и боковых нефов.
Я не разобрался, как можно попасть на второй этаж, возможно, что никак. Так что оставалось только пытаться разглядеть капители с земли. А там есть очень занятные сюжеты со зверьми, рыцарями и всякими чудищами.
Вид на главный алтарь Дуомо.
Пресвитерий не могу сказать, чтобы выдающийся.
Скажем, фреска в главной апсиде Христос-Судья, слишком нарочитая, из серии "чтобы всего побольше".
Из интересного разве что алтарь 12-го века из белого и розового веронского мрамора. На левой стороне, которую я заснял, необычное (без бороды) изображение благословляющего Христа в окружении символов 4-х апостолов: лев, орел, телец и ангел.
В моей книге-путеводителе по собору особо выделили этот средневековый рельеф 12-го века. Сохранилось имя автора Бенедетто Антелами. Для романской эпохи это редкость. Сюжет в целом понятен - Снятие с Креста. Христа снимает с креста св. Иосиф Аримафейский, на лестнице св. Никодим лезет выдирать гвоздь из руки Спасителя. В правом углу римские солдаты делят хитон Иисуса.
Но кроме этого рельеф имеет неожиданный (и нечитаемый современным зрителем, но тут спасибо книге) антисемитский контекст. Женская фигура слева с флагом - это Церковь, которая торжествует над Синагогой. Справа от креста еще одна женщина, которой архангел Рафаил склоняет голову. Это символизирует историческое поражение иудаизма.
Также из памятников романского периода в Дуомо очень крутой трон епископа. Про символику львов я чуть выше подробно писал.
Резная кафедра более поздняя, такая типично барочная.
В крипту я почему-то не спустился. Есть подозрение, что было закрыто или стояла кромешная тьма. Важных произведений там нет, но место древнее, по некоторым версиям она старее собора. Вместо крипты еще один игривый потолок одного из трансептов.
Переходим к капеллам. Их в соборе 16 штук, и как водится, толком рассмотреть их непросто. Где-то они закрыты, где-то стоит полная темнота. Так что я снимал из соображений освещенности и доступности.
Сюжет со змеями, которые яростно кусали евреев, пока Моисей не поставил большого медного змея. Этот самый змий теперь хранится в
Сант-Амброджо в Милане.
Есть еще одна фреска с Моисеем в капелле Сан-Паоло. Ее автор сын Корреджо Помпонио. Он продолжил дело отца, но прямо скажем, его высот не достиг. Я не заснял фреску, более того и в интернете нет ее в нормальном качестве.
Пожалуй, самые интересные капеллы - готические. Но вот нормально их заснять почти невозможно. Первая - капелла Валери. Здесь у нас конец 15-го века. Изображены разные ужасы и мучения свв. Андрея, Екатерины и Христофора из "Золотой легенды". Святые выбраны не случайно. Христофор - имя самого Валери, Екатерина - его жена, Андрей - первенец.
Каюсь, у меня только в таком качестве. "Спасибо" закрытой решетке на входе. И выскажу крамольную мысль, что в Парме для любителей средневековья есть гораздо более интересное место, чем Дуомо. Обещаю вам его тоже показать.
Еще одна интересная капелла с изображением искушений св. Антония. Какие-то бородатые мужики лобзаются, тьфу.
Любимая чертовщина.
Еще одна готическая капелла - Коммуны (т.е. городская). Сюда можно было зайти, так что чуть более вменяемые снимки. Тут все просто, смотрим на левую верхнюю картинку. Перед нами житие св. Себастьяна в картинках.
Рельеф посвящен святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в 16-м веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».
Капелла Монтини с арабесками. Скоро я насмотрюсь этих самых арабесок до тошноты в замке Торрекьяра. Так что тоже готовьтесь.
По большому счету все вам стоящее в Дуомо показал. Выпали только женские галереи и крипта, в которые я не нашел способ пробраться. Признаю, что сам рассматривал пармский Дуомо больше, как повод и способ познакомиться с творчеством Корреджо. Все-таки величайший художник Пармы. У нас есть только одна его картина в Эрмитаже. Но и в целом собор произвел впечатление, хотя остальные произведения в нем более проходные.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com