Я уже несколько раз поднимала данную тему
Геометрия и развитие речи в 7 классе Геометрия и развитие речи в 4 классе И снова хочу к ней вернуться.
На прошлой неделе мне написала читательница моего ЖЖ, она посетовала на то,
что не нашла упражнений по развитию математической речи в 3 классе.
На этой неделе преподаватели информатики рассказали о слезах девочек и молчании мальчиков на собеседовании в 10-й IT-класс.
Дети не могли ответить на простейшие вопросы и сформулировать свои мысли.
(Это значит, что устная речь не формируется у детей даже по окончании 9 класса.
Хотя последние три года дети сдают
устное собеседование по русскому языку без которого не допускают до ОГЭ.)
Но проблема развития речи возникла не вчера и не сегодня.
Она была ВСЕГДА.
Особенно обострялась в переломные моменты истории (вот вам еще одна связь - математика и состояние общества)
Если вы внимательно читаете мой ЖЖ, то видели пост про математика и писателя Вентцель-Грекову
https://klarissa45.livejournal.com/333180.html В своих воспоминаниях Вентцель пишет
Начало курса «Введение в высшую математику», а потом «Анализ 1», «Анализ 2», «Теорию множеств», «Теорию функций действительного переменного» и несколько других курсов, названия которых я уже подзабыла, читал у нас Григорий Михайлович Фихтенгольц .
Григорий Михайлович, шутя, устраивал с нами «практические занятия» по речи. Предлагал нам, например: «Изложите содержание такого-то раздела курса за 20 минут». Вынимались часы, и он, придирчиво следя за стрелками, отсчитывал 20 минут. Кое-как мы с этим справлялись. «Ладно. Теперь - то же самое за 10 минут!»...
Это Елена Сергеевна пишет про высшее учебное заведение.
Но времен НЭПа.
Какие юноши и девушки пришли учиться на математический факультет?
Порой полуграмотные, часто без вступительных экзаменов, закончившие разные школы, училища и тд.
И Фихтенгольц учил их не только математике. Он учил их мыслить вслух.
Вентцель пишет, что в устных пересказах материала она всегда оказывалась лучше других.
Понятно, что способность связно излагать мысли была у будущей писательницы врожденной.
Но родители Елены Сергеевны постарались привить ей любовь к книгам и чтению.
Вернее даже просто создали соответствующую атмосферу в семье.
Какой бы супер-пупер учитель не был у вашего ребенка в начальной школе, если у вас дома никто ни с кем не разговаривает, не обсуждает книги, фильмы, не посещает музеи и выставки, бесполезно ждать от ребенка умения рассуждать, доказывать, спорить.
А если ребенок находится на заочном или на семейном обучении, то вам придется самостоятельно заняться развитием математической речи.
Начать никогда не поздно,
Я сейчас занимаюсь с учеником, закончившим 8 класс.
Мама мальчика купила сборник заданий ОГЭ по математике.
Мы открываем книжку в любом месте и ОБСУЖДАЕМ.
Например мы видим три графика и три функции.
Даже если ученик сильный, а задание с кратким ответом, надо выслушать УСТНОЕ объяснение.
А уж если ученик плавает в параболах и квадратичных функциях, то будем ОБСУЖДАТЬ, как в начальной школе.
Неспешно и дотошно.
Чем похожи два первых графика? Что это значит? Что показывает точка пересесечения графика с осью ОУ.
И тд и тп
У учителя в школе нет возможности спросить КАЖДОГО на уроке.
Проверяешь задания, у всех правильные таблицы, а копнешь поглубже - списал.
Поэтому в 9 классе разбираешь с ребятами признаки делимости, разложение на множители и тд
Разбираешь на уроке теории вероятностей, когда надо заниматься совсем другими вещами.
Возвращаясь к развитию математической речи в 3 классе.
Это можно делать по любому математическому пособию.
Только надо сесть рядом с ребенком и обсудить с ним задание.
Про это я писала год назад
https://klarissa45.livejournal.com/251781.html Муми-тролль и Снусмумрик, гуляя по парку набрели на круглую поляну, обсаженную дубами.
Муми-тролль пошел вокруг поляны, считая деревья.
Снусмумрик сделал то же, но начал с другого дерева.
Дерево, которое было у Муми-тролля под номером 31, у Снусмумрика было под номером 13.
А то, что было под номером 13 у Муми-тролля, у Снесмумрика было 35.
Сколько дубов росло вокруг поляны?
Спросим у ребенка, кто такие Муми-троль и Снусмумрик?
Как можно бегать по кругу? ( По часовой стрелке и против часовой.)
Попросите ребенка нарисовать картинку. И написать номера дубов.
Можно для начала нарисовать упрощенную картинку, пусть дубов будет меньше.
Тут надо понять закономерность.
Решайте задачу вместе и обсуждайте.
Хорошо тренирует математическую речь такая задача
https://klarissa45.livejournal.com/140708.html Спросите у ребенка. Что значит умножить 404 на 125?
А зная результат этого умножения , как умножить 406 на 125, 404 на 124 и тд?
То есть ДИАЛОГ помогает ребенку решить задачу.
Вы все время задаете наводящие вопросы.
Я об этом тоже писала
https://klarissa45.livejournal.com/127957.html Сейчас большое значение на школьных уроках будет иметь ПОЛИЛОГ.
И за него даже будут ставить оценки в электронный журнал (одна из оцениваемых форм работ в МЭШ).
То есть задача обсуждается всем классом или всей группой.
И КАЖДЫЙ ребенок должен хоть что-то сказать по данной задаче.
Учитель становится МОДЕРАТОРОМ.
PS Недавно смотрела видео-презентацию кафедры математики Л2Ш для поступающих
https://youtu.be/mhnVSRtrR9Q В школе, как и в других физ-мат школах, существует предмет спецматематика. Дети получают листочки с задачами и рассказывают их УСТНО преподавателям.
По тому же принципу работают кружки Малого Мехмата МГУ,МЦНМО и 179 школы для поступающихся
https://klarissa45.livejournal.com/277437.html https://klarissa45.livejournal.com/277521.html