В появившихся списках номинантов на всевозможные американские кинопремии, в том числе и предоскаровский «Золотой Глобус», фильм «Человек, который изменил все» значится сразу в нескольких позициях. Вот, на «Золотой Глобус» он номинируется аж как «фильм года», (один из шести!). А еще - на лучший сценарий и лучших актеров первого и второго планов.
А если учесть, что этот потенциальный «актер года» - исполнитель главной роли в фильме «Человек, который изменил все» - Брэд Питт - поговаривает о том, что вот-вот оставит кинематограф… Получается, надо смотреть по-любому.
Почему нужны такие специальные заманухи, почему бы не посмотреть этот фильм сразу, как только он вышел на экраны? Ну, во-первых, название: наши придумали для фильма вот это «Человек, который изменил все», потому что главный герой там действительно кое-что изменил.
Но у нас только что был на слуху фильм «
Человек, который знал все» - это все время сбивало с толку. Тем более, оригинальное название «Moneyboll» - и звучит лучше, и понятно без перевода, и интригует больше. Хоть оставь его «Манибол», хоть переведи дословно «Деньгобол», хоть усовершенствуй «Долларбол» - все было бы лучше.
Но невнятное название все-таки не так страшно, как невнятное содержание. А что содержание будет невнятным - гарантировала тема фильма: он о бейсболе, о бейсбольных проблемах и достижениях. А когда американцы начинают говорить, писать и показывать про бейсбол - дело плохо!
Разобраться во всем в этом никакой возможности нет, понять причину их наркотического воодушевления - тоже. Остается одно: отнестись к бейсбольной теме, как к национальной особенности - и потому смотреть американский фильм про бейсбол как такую страноведческую этнографию. Но для этнографического фильм «Человек, который изменил все» - слишком прямолинейная и каноническая история человека, который добился успеха, отстаивая свою революционную точку зрения. Новаторскую и рационализаторскую, ага.
Модернизационную. На место бейсбола в такой истории можно поставить все, что угодно: куроводство; переработку нефти-сырца; протезирование суставов и изготовление хот-догов.
Если уж говорить об этнографии, то специфичен для Америки сам метод новаторски-рационализаторский, «который изменил все», а не бейсбол. Экономико-статистический метод оптимизации пары «цена-качество» и достижение выигрыша, занятие лидирующих позиций в своем секторе рынка не тупым архаичным путем наращивания качества продукта, а путем сокращения накладных расходов и скрупулезного анализа показателей конкурентов.
Главная картинка, которая остается в памяти после просмотра этого чудовищно нудного фильма, вовсе не маловразумительное, но зато - весьма оживленно зелененькое поле, по которому с базы на базу бегают эти питчеры, кэтчеры и страйкеры. Нет, главная картинка: Брэд Питт, в роли генерального менеджера команды-аутсайдера, сидит за столом перед монитором, усеянным цифрами, схватившись руками за голову и усиленно массируя мозг.
Как бы подешевле купить абы где бросовых игроков, но поставить их в игру именно на тот краткий миг и в то самое место, на котором, по многолетней статистике их собственных игр, они достигали наилучших результатов. Ну, и сплести из этих кратковременных выплесков единое игровое полотно.
Помогает креативному, но не слишком образованному патрону-Питту молодое дарование, выпусник Йеля с дипломом экономиста, чудом затесавшийся в ряды этих обветренных, как скалы, скаутов - так называются бейсбольные эксперты, которые рыскают по школам и выискивают подающих надежды будущих бейсбольных звезд. Их вековой мудрости и игровому реальному опыту, а большинство из них - бывшие игроки! - супер-менеджер и его башковитый помощник,
(его очень мило играет Джона Хилл, номинированный за эту роль на Глобус как актер второго плана!), противопоставляют мат. статистику - и выигрывают!
В результате получается очень странная вещь: вся ирония ситуации, при которой живых игроков с поля все больше вытесняют цифры - выраженные в цифрах их игровые показатели и цена в долларах - вся эта ирония, когда людей заменяет цифра, остается в названии. И то, в названии, которого мы, русские зрители, лишены. Нет ее там! В фильме все очень серьезно и правильно.
И, как в романе Пелевина, где картинную галерею заменяют выставкой сертификатов, на которых обозначены суммы прописью, а сами произведения искусства пусть остаются в сейфах, что на них смотреть-то! - так и здесь, игру реальных спортсменов скоро заменят виртуальные сражения супер-менеджеров команд. Протоколы их обменов-продаж-рокировок, с суммой прописью цены и результативности игроков.
Это, кстати, вовсе не к одному только неведому бейсболу относится, а касается всех и всего. Но авторов фильма «Человек, который изменил все» подобное положение дел, похоже, не смущает нисколько. Поэтому главной новости, которая привносит хоть какую-то интригу в происходящее, они, создатели фильма, отводят самые задворки, конечные титры, в двух строках на черном экране:
реальный прототип главного героя, супер-менеджер Оклендской бейсбольной команды, создавший эту нечеловеческую стратегию, продавивший ее в своей команде и добившейся, чтобы команда, действующая в соответствии с этой стратегией, что-то там выиграла и доказала ее, стратегии, большое будущее…
Что сам этот человек, который изменил все, не очень-то изменился, и когда ему предложили самую высокую в истории бейсбола сумму и место генерального менеджера в команде первой лиги - Ред Сокс - он отказался. И остался у себя в Окленде. Абсолютно нарушая собственные же построения. Но об этом, повторяю, нам рассказали напоследок, когда уже зажегся свет в зале.
Что в этом фильме хоть как-то трогает, так это песня, которую исполняет 12-летняя дочь главного героя, подыгрывая себе на гитаре. Моя тринадцатилетняя дочь тут же нашла эту песенку в Сети, сняла слова, подобрала аккорды и теперь сама играет и поет. Так что навар от фильма все-таки есть.
Человек, который изменил все | Moneyball: США - 2011
Моя система оценок Poll Человек, который изменил все | Moneyball Вместе с этим смотреть:
Игра,
Заражение | Contagion,
Предел риска | Margin CallВместо этого смотреть: Английский тренер,
Древо жизни | The Tree of LifeВ этот день в 2009 году:
Пикап: Съём без правил киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн