Фильм "Древо жизни" очень похож на свои описания. Но лучше его все-таки посмотреть. Потому что сколь угодно близкий к тексту пересказ симфонии своими словами, даже со всеми эмоциональными всплесками и неповторимым вступлением струнных в третьей части - позволяет вам лишь ясно представить, увидеть отражение чужих переживаний. А пережить их лучше самому, благо, есть такая возможность - в кои-то веки раз только что увенчанного каннского лауреата привезли к нам и показывают.
Народу в кинозале не битком, но никто не выходит в процессе. Мощный, красивый, настоящий фильм большого художника, обращающегося безо всяких фиглей-миглей, с серьезным высказыванием, можно сказать, посланием, к серьезным и взрослым зрителям, достойным собеседникам и со-товарищам по творчеству, ибо этот фильм нуждается в зрителе, был сделан для зрителя. Не на потребу зрителю, а тому зрителю, которому такой разговор необходим.
О Боге. О любви. О боли и прощении. О долге, обязанностях и дисциплине, она же - насилие над личностью. Об Отце, который это насилие призван исполнить, о Сыне, который благодаря этому насилью должен стать человеком. И о Древе жизни, которое зеленеет, несмотря ни на что. Но в сухой теории обвинить создателя фильма Терренса Малика невозможно - так же, как и он показывает нам, насколько не сух, а благодатен Творец, создавший мир, в котором, да, существуют и смерть, и гибель, и боль, и наказания. Но и все остальное, о чем нельзя забывать ни на секунду, если тебя интересуют все эти вопросы: кто мы? Куда мы идем? Почему люди умирают? Почему родители бывают жестоки к детям? К нам?
Бог говорит с нами на языке, который Терренс Малик попытался немного - немножечко! - адаптировать и сделать более понятным, вычленяя из повседневной и непрерывной речи Бога отдельные фразы и слова - визуализируя их в том, на чем он останавливает наше внимание в фильме.
И люди, актеры (в фильме - прекрасные актерские работы, о них - чуть позже!), и явления природы, микро- и макро-, и мега-события, типа Большого Взрыва или падения на Землю астероида, убившего все живое, и все птички и рыбки, и легкая трель ручейка - все это высказывания Бога, и нужно научиться - если не расшифровывать их, понимая смысл, то хотя бы - не пропускать мимо ушей-глаз.
Смотреть. Видеть. И наслаждаться красотой. Потому что ее Бог создал достаточно.
А Терренс Малик достаточно ее показал нам. Не красивостей рекламной открытки "Посетите наш райский уголок! Получите райское наслаждение!" - его картины не умилительно приятны, они ошеломляюще прекрасны, величественны, масштабны и мощны. Ниагарский водопад - мощен, никто в этом не сомневался, но такая же мощь может быть явлена картиной осеннего сада в сиянии вечернего солнца.
Ну да, в этом нет - на слух, когда говоришь об этом, вспоминая фильм - нет ничего нового. Но в фильме, в том, что в нем происходит и как это все показано - новое есть. Семейную историю, простую, не карамазовщину какую-нибудь, обыкновенную историю взаимоотношений отца и матери, старших с младшими, отца и сыновей, матери и детей
- режиссер Терренс Малик рассказывает так, как будто никто до него об этом не рассказывал.
Хотя рассказывали, и ты вспоминаешь, если хочешь - хоть "Блудного сына" Рембрандта, хоть "Амаркорд" Феллини, хоть "Зеркало" Тарковского, хоть "
Магнолию l Magnolia" Пола Томаса Андерсона, хоть "Отец и сын" Сокурова. Все они рассказывали об этом. Потому что в этих взаимоотношениях сермяжных, самых исконных, врожденных и свойственных всем людям, от Адама и до последнего человека - в них заключены и главные тайны.
В этих, в самых простых, повседневных, происходящих с каждым каждый день, встречах, размолвках, согласиях и противоречиях с самыми близкими, с родными, с теми, которые суть - часть тебя. У тебя, внутри тебя, с самим собой все и происходит. Внутри - как и снаружи, с отцом и братьями. В своем маленьком семейном мире - как и в космическом мега-мире, где отношения выясняют планеты и галактики. И так весь мир вертится.
В фильме Терренса Малика - если кто удосужился ознакомиться с его предшествующим творчеством, например, тоже каннским лауреатом - 1979 года фильмом "
Дни жатвы | Days of Heaven" - обилие и мощь натурных съемок как раз предсказуемы. В этом ключе - даже обилие компьютерной графики, воплощающей мега-природные процессы - можно предвидеть или, по крайней мере, не удивляться им - так уж! (В тех же "Днях жатвы" так же поражали сцены прорастания зерна и рождения саранчи).
А вот люди, актеры "Древа жизни" как раз оказались на неожиданной высоте. Бред Питт в роли Отца - который раз видишь этого актера в серьезной роли в судьбоносном фильме -
и все равно удивляешься: "Ишь ты, ведь может и не просто красавчиком быть!" - хоть это и обидно, граждане, да где он и был красавчиком? Не говоря уже о том, что Бред Питт является, на минуточку, одним из продюсеров маликовского шедевра, но и вообще он снимается, кажется, только в высококлассных фильмах с далекими прокатными перспективами, в том смысле, что с долгой судьбой: "
12 обезьян | Twelve Monkeys", "
Бесславные ублюдки | Inglourious Basterds", "Легенды осени", "
Загадочная история Бэнджамина Баттона | The Curious Case of Benjamin Button", "Бойцовский клуб", даже "
Вавилон | Babel" (при всей его неоднозначности!).
Теперь вот "Древо жизни" - это все фильмы первого эшелона, которые показываются и смотрятся и десять и двадцать лет спустя после премьеры. Фильмы, входящие в историю. И Питт снимается в них осознанно и регулярно. А красавчиком за последние годы он и был-то только в фильме "Мистер и миссис Смит". Сколько можно припоминать! Наверное, в минус Питту идут не фильмы, где, по молодости лет, он играл мордашкой, а совсем недавние фотосессии с элитными часами и бритвами. И теперь каждый раз приходится стряхивать с себя этот навязчивый стереотип: о! Мальчик из рекламы, а - надо же! - снялся в настоящем фильме!
Так вот, кто не верит - проверьте: Бред Питт играет Отца - строгого, серьезного, может быть, даже излишне жесткого порой. Отца, как он есть. В роли матери - актриса Джессика Честейн, молодая, до сих пор большей частью снималась в сериалах.
Яркая, рыжая, веснусчатая, она до того похожа на Кейт Бланшет, что выглядит в паре с Питтом совершенно привычно - ведь вместе с Бланшет Питт играл пару аж дважды - в "Бенджамине Баттоне" и в "Вавилоне".
И мальчишки! Их трое, трое братьев 8 - 13 лет, и эти мальчишки задействованы в фильме по полной. Напоминают они собирательный образ мальчишек
- друзей и братьев - из фильмов и книг Стивена Кинга: послевоенная Америка, семейные ценности, детская дружба навек. Вообще, любовь в фильме Малика присутствует и в этой ипостаси: любовь к своей стране, к своей родной Америке.
Не восхваление и прославление ее потребительских свойств, которыми пытались нас увлечь (и удалось!): какие в Америке джинсы, машины и холодильники. А настоящая любовь: какие в Америке люди, мужчины, женщины и дети. Как они умеют любить.
Перенося главную часть истории в прошлое, Малик, тем не менее, не говорит с ностальгией: "Какими они были! Как они умели любить! Теперь уж не то!" Нет! Он дает надежду, и подсказку, и выход - нам, сегодняшним, сегодняшним своим соотечественникам - и нам, современникам: и среди небоскребов, и в заасфальтированном до основания мегаполисе
- ищите и обрящете.
Он не учит, не наставляет назидательно, Терренс Малик.
Он показывает вам то, что вы и раньше видели сто раз, но проходили мимо, не останавливая внимания на том, что на самом деле важно. Может быть, самое важное. И вот не менее важно, чем появление фильма Терренса Малика "Древо жизни" - не менее, а может быть, и более важна - оценка, которую дало ему международное киносообщество. Великие фильмы выходят. Они появляются. Но как часто они остаются вне поля зрения киноистеблишмента - а вслед за ним и зритель остается ни с чем.
Так и сейчас: мы имеем счастье смотреть этот фильм - во многом благодаря жюри Каннского фестиваля, который сделал фильм прокатнопригодным как победитель фестиваля. А ведь могли бы дать Ветвь какой-нибудь очередной чернухе беспросветной. НО - не дали! И благую весть, которую несет фильм Малика, снабдили дополнительным ускорением. То есть не помойным ведром каким-нибудь запустили в мирового зрителя, а вот такой радугой.
Ура.
Древо жизни | The Tree of Life: США - 2011
Моя система оценок Poll Древо жизни | The Tree of Life Вместе с этим смотреть:
Магнолия l Magnolia,
Анна Каренина,
Запределье | TheFallВместо этого смотреть:
Дни жатвы | Days of Heaven,
Трансформеры: Месть падших | Transformers: Revenge of the FallenВ этот день в 2009 году:
Шпионско-космическая история. 30 киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн