Странное дело: фильм про складывающихся-раскладывающихся трансформеров не укладывается в голове. Словно там для него не предусмотрено места. Глаза не хотят видеть, а мозг - воспринимать все происходящее как какое-то целостное действие, историю, которую потом можно было бы внятно пересказать словами. Просто нет слов.
Тридцатисекундный рекламный ролик (не трейлер к фильму, а ролик, рекламирующий какую-то машину), где веселенький желтенький трансформер (или это он в виде машины еще был желтеньким) быстренько раскладывается, встает во весь свой огромный рост и танцующей походкой идет по городу - помню очень хорошо. Здорово он раскладывается!
Но для для того, чтобы испытать детскую радость от этого компьютерного чуда, сорока секунд - тех самых - вроде бы как и достаточно. А вот про эти компьютерные игрушки смотреть долгую историю межпланетной борьбы цивилизаций - организм отказывается. Не понятно, почему.
При том, что человеческий мир представлен в фильме очень даже достойно: Шиа Лабеф - милый и комичный, родители - забавные и прикольные, Мэган Фокс - стильная секси… Правда, все они меркнут, когда рядом вдруг появляется настоящий взрослый актер Джон Туртурро - вся эта игрушечная ткань рвется и не выдерживает: Туртурро как-то вдруг оказывается живее всех живых и тем более, неживых и железных. Что, наверняка, сценарием не было предусмотрено.
Но когда из лего-кусочков (пусть и железных и блестящих) в очередной раз собирается игрушечный человекообразный робот, пусть и очень большой, и замогильным голосом начинает как бы на равных с людьми, принимающими решения, эти решения обсуждать - все, мой приемник выключается, лампочки гаснут, экран потух. Возникает странное, не очень знакомое чувство (нельзя сказать, что совсем не знакомое: впервые я его испытала при просмотре в прошлом году «Человека-утюга». Может, я ксенофоб и не люблю железа? Чтобы подумал обо мне любимый с детства Железный Дровосек, не говоря уж о Самоделкине?!): полного неприятия происходящего на экране. Не хочу слышать!
Это чувство сильно отличается от всяких прочих разнообразных негативных эмоций, который извлекают из нас разнообразные образцы кинопродукции: от банального станиславского «не верю!», когда тебе под видом довоенной девушки-работницы тормозного завода втюхивают фотомодель с маникюром и соответствующим выражением лица, до «не будут дергаться, как бы ты не давил на меня, злобный Ларс фон Триер!» Можно огорчаться от банальности - «как это все старо, сколько же можно об одном и том же!» Можно отвергать установки и диагнозы, исходящие от авторов фильма: «Нет, не все козлы, и не надо нам впаривать!» Можно испытывать отвращение к героям-отморозкам и ненависть к их создателям, которые заставляют нас, зрителей, видеть в отморозках героев. И наоборот. Но в любом из вышеперечисленных случаев я адекватно получаю мессидж фильма, завернутый в фабулу, сюжет и прочие спецэффекты - как бы тщательно завернут он не был. Этот мессидж может быть мне созвучен, не созвучен, неприятен или скучен - но я его получу.
Вот в случае «Трансформеров» абонент, то есть я, находится вне зоны досягаемости.
Историй о том, как не очень-то героический, но симпатичный мальчишка спасает человечество (ну, или хотя бы город, район) от неминуемой гибели - сколько хочешь. Мальчик с девочкой - тоже. («Дети шпионов»). Историю нежной и трогательной дружбы между земным парнишкой и внеземным железным пришельцем - тоже вспомнить легко («Инопланетянин»). Чудовищное превращение прекрасной девушки в инопланетную тварь - ну, их вообще пруд пруди, первой вспоминается Лара Флин Бойл из «Люди в черном - 2».
Что же вызывает сбой в программе? Ну, в моей программе восприятия этого фильма? То, какие невыносимо пафосные и ни фига не прикольные телеги гонят друг другу эти железки? То, с каким невыносимым вниманием внимают им невыносимо скучные здешние люди в черном? Вот когда речь идет о людях - то юмор откуда-то появляется: мама с папой жару дают, приятель по кампусу парень веселый, сам Лабеф частенько выглядит до того умильно и нелепо, что, кажется, ничего, посмотрим еще, сейчас въедем, все у нас получится.
Но - нет: появляется опять этот разговорчивый металлолом - и уфффффффф... - все выключается.
Вот про Утюга - было то же самое: такой симпатичный вроде бы любимый мною Роберт Дауни-младший, но как начал прикручивать к себе все новые шестеренки, при этом без тени улыбки совершенно канцелярским языком вечерних теленовостей вещать о проблемах торговли оружием, и какие сенаторы к этому причастны… Смотришь на него, и мысль остается всего одна: что же ты, Роберт, такой хороший актер, Чаплина играл, позоришь фамилию Роберта Дауни-старшего? Зачем ввязался ты в это безнадежное дело?
И ответ, конечно же, приходит сам собой: в смысле выкачивания денег дело-то совсем не безнадежное. Потому что - деньги к деньгам: деньги должны работать, и когда их до хрена вложено, то отыгрывается тоже много, не смотря ни на что. То есть, типа, люди идут просто по-любому посмотреть, куда же вбухали такую хренову тучу бабок. И смотрят.
Вот при просмотре «Падших Трансформеров» мысли аналогичные: как будто счетчик крутится в голове, прикидывает, сколько ресурсов - не только денег, но и мозгов, и других человеко-часов были и будут вкачены в производство и потребление этого… этой …. этих… их? Сотни не самых глупых на свете людей собрались и работали, наверное, года полтора, чтобы выдать на-гора …. Продукт. Думали, просчитывали. Не самые последние в профессии разработчики компьютерной графики тратили свои быстрые нейроны и синапсы на создание складных боевых кофемолок и ростеров. Сценаристы придумывали слова. Актеры их разучивали. Режиссер несколько тысяч раз командовал: - Мотор! А девушка столько же раз хлопала хлопушкой.
А потом миллионы людей по всему миру - молодых, между прочим, в самом соку! - принесли (и приносят до сих пор) свои потом и кровью заработанные денежные знаки, потратив тоже силы, здоровье и время, чтобы их заработать. А потом еще и в эту копилку - два часа на просмотр, помноженные на те же миллионы. Да этой энергией можно было бы отапливать Сибирь в течение осенне-зимнего сезона! Да мало ли что можно сделать, оперируя такими суммами СКВ и человеко-часов! Оборудовать жилой комплекс на Луне! Разобраться с экологией и с пробками в мегаполисах. Накормить всех голодных. Научить всех неграмотных. Как будто этих ресурсов у нас до фига и они бесконечны!
В общем-то, может быть, они и бесконечны, но когда смотрю «Трансформеров», прямо всем своим существом ощущаю, как они, ресурсы, утекают сквозь пальцы. Ничего не могу с собой поделать!
Трансформеры: Месть падших | Transformers: Revenge of the Fallen: США - 2009
Моя система оценок КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн транспортная компания