Страх и ненависть в Лас-Вегасе |Fear and Loathing in Las Vegas

Mar 29, 2011 14:51



Надо было столько ждать, чтобы посмотреть его вовремя! Конечно, на этот раз меня подтолкнул  к просмотру " Ранго | Rango", снятый как ответвление сюжета, фантазия на тему, глюк главного героя - фильма "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". "Ранго" неожиданно понравился чрезвычайно, и желание прикоснуться к истокам пришло само собой. Не без оговорок.

Это был уже не первый подход к снаряду. Первый пробный просмотр состоялся вскоре после появления фильма "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"  в зоне досягаемости, лет десять назад, оттолкнул и отвратил своими чудовищными и бессмысленными, (как мне показалось на тот момент), персонажами. В общем, дальше первых двадцати минут дело не пошло. Несмотря на Джонни Деппа, которого я даже не запомнила, настолько он в этой роли не попадал в припасенную для него ячейку памяти под названием "Джонни Депп". Несмотря на Терри Гиллиама, режиссера и художника, которого я на тот момент еще не знала вообще.

Потом я узнала Деппа как актера широкого диапазона, а не только мечтательного "Мертвеца" или романтика из "Аризона Дрим". Потом я полюбила Терри Гиллиама как автора фильмов "Бразилия" и " 12 обезьян | Twelve Monkeys", восхищаясь его мастерством художественно, живописно, визуально выражать то, что он хочет донести до зрителя. Ну да, "Монти Пайтон", Кровавые страховщики |The Crimson Permanent Assurance и  все такое, авангардные художники - как здорово, когда они приходят в большое кино, а не ограничиваются видеоклипами! Но страх и отвращение перед фильмом были сильнее вновь проснувшегося интереса к Деппу и Гиллиаму.


Потом я, наконец, познакомилась с культовой фигурой Хантера С. Томпсона, автором литературного первоисточника и прототипом героя Джонни Деппа -



благодаря вышедшему у нас документальному фильму  " Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона | Gonzo: The Life and Work of Dr. Hunter S. Thompson". Прониклась его необычностью, яркостью, одиозностью и фантастической способностью влиять на свое время. Заинтересовалась, сделала очередной подход - не подняла.

Тогда я уже заметила и оценила фантасмагорические компьютерные мульки Гиллиама,



насыщенный кислотный цвет и даже так, без ажиотажа, отдала должное искусству перевоплощения Джонни Деппа. Но итоговое впечатление было таковым: это не мое. Я с наркоманской культурой знакома только понаслышке, никаких ответных приходов от узнавания каких-то своих чувств и переживаний, химических и физиологических, фильм у меня не вызвал. Ну, такая, типа, психоделическая суб-культура семидесятых, пусть цветут все цветы, но - без меня. Дураки какие! И вот сейчас, наконец, торкнуло.

Не потому вовсе, что по фильму рассыпаны приветы "Ранго" - рубашки, очки, летучие мыши, коровий череп и красный  кабриолет. И ящерицы, и … да ладно перечислять-то!


 

Не об этом речь. Как-то добрый, трогательный и отчаянный мультфильм помог понять мне гораздо более сложный, совсем для взрослых, фильм. Для взрослых - не потому, о чем вы подумали, а по-другому. Раньше - теперь их почти нет, а раньше - были взрослые фильмы. В кино и по телевизору. Не потому, что там секс показывали, а потому, что проблемы решали не детские. Которые ребенку не только не понятны - не интересны. Они вообще не входят в зону его внимания.

Вот я поняла, что фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" просто долгое время оставался вне круга моего "детского" внимания. Я просто не могла понять, о чем этот фильм, и что это за герои. Ну, тут не только годы взяли свое, тут и время подмогло, подкинув материальчик для наблюдения. И получается, что этот стебный, кислотный, безбашенный трип - это только форма, очень актуальная для времени и для автора (Томпсона), и очень благодарная для художника-Гиллиама - форма, в которой они переживают, как праздник,



лну, что ли,  крушение мира. Или так: празднуют разрушение надежд и идеалов - и личных, внутренних, и общественных, внешних.

Жизнь тоже набросала им экспериментального материала, который на тот момент, когда писался роман - в начале семидесятых, и на тот момент, когда снимался фильм - в конце девяностых, и сегодня - позволяет или даже требует усомниться во всем, что было дорого и мило, на чем держалось их американское, да что там - наше, человеческое, представление о том, как хорошо и правильно все устроено. Или - может быть устроено.

У нас тоже много таких фильмов, ох, уж у нас-то их ой как много, это ж наш буквально национальный вид спорта - посетовать на тщету всего сущего. Но у американцев-то нет! Не любят они, вообще-то говоря, сетовать и грустить, задумываться и признавать, что, да, батенька, может, в Консерватории нужно что-то подправить? Под Консерваторией здесь можно понимать и хваленую американскую демократию, на тот момент полностью дискредитировавшую себя войной во Вьетнаме - не зря весь фильм идет под сопровождение не выключающихся телевизоров,



показывающих солдат, бомбовые удары и сожженные вьетнамские деревни. И президента, да, и президента! Не впрямую, на заднем плане. Но - нон-стопом, весь фильм. Настойчиво.

Но и внутренняя Консерватория, в которой в 60-е годы уже было так хорошо разобрались, как настраивать все скрипки и рояли, что, казалось, теперь все будет хорошо, наливай - пей! Внутренняя эта Консерватория тоже дала течь. А ведь какая музыка была, какая музыка звучала: есть волшебная кислота, и она приведет тебя в царство свободы. Есть другие таблетки и порошки, они подарят тебе уверенность в себе, друзей, гармонию внутри и снаружи, сделают тебя успешным и счастливым, творчески одаренным, неземным, тем, кем ты всегда хотел стать, но не знал, как.

А теперь старик Тимоти Лири знает, как и всех научит, вещества хватит на всех, а, значит, на всех хватит счастья. Все! Золотой Ключик у нас в кармане! Это же не хулиганство было, не желание себя разрушать, а вместе с собой и окружающий мир - нет, это же была философия и культура, новая идея и технология, которая должна была сделать мир лучше. Счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженным!

У нас - свои методы. У них - свои. Мы пожали и пожинаем  плоды своих прекраснодушных заблуждений. Американцы - своих. Фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" живописует плоды их прекраснодушных, прекраснодушных! - заблуждений. Хантер С. Томпсон со своей гонзо-журналистикой - не бестолковый торчок, не знающий, куда приложить голову и руки, чем бы такое заняться и в какой унитаз спустить задарма свою бездарную жизнь.

Он - деятель, просветитель, активист. Если он бросался, очертя голову, в ад "Ангелов Ада", так это потому, что он на себе испытывал - какая у них там свобода. Какова на вкус их свобода, их практика, которую они предлагают миру, как экстрат свободы. То же - и с наркотиками. Хантер - пионер и космонавт, который заблудился в психоделическом космосе и со страхом и отвращением, (другой перевод - "Страх и отвращение в Лас-Вегасе"), наблюдает, во что превращают людей таблетки счастья. (Хи-хи: помните наши детские "Приключения желтого чемоданчика"?) И сегодня эти мысли актуальны - вон, только вышли " Области тьмы | Limitless" про супер-таблетку, которая возносит сразу на самый самый верх списка Форбс!

Но и снаружи не лучше -



выныривая из очередного пост-наркотического кошмара, непременно наткнешься на бомбы, бомбы, бомбы, которые с телеэкрана любимая самая свободная страна сыплет на весь мир. Любимая страна, что ж ты, блин, делаешь?! Завернуться в звездно-полосатый флаг, чтоб не видеть этого позора и не задумываться над тем, так какая это теперь страна?

В общем, вполне понятные нам переживания, да? Безо всяких приходов и отходняков. Когда наши принимаются снимать такие фильмы, в лучшем случае получается "Неоконченная пьеса для механического пианино". Живописная, по-русски заунывная, но - камерная: "Мне тридцать пять лет! Что я сделал со своей жизнью!" А если по большому счету, если не я, а мы, если о стране родимой, не дай Бог, задумается кто-то, то уже выходит " Груз-200". Вызывающий страх и отвращение к самому фильму, к его героям и к автору, который погружает во все вот в это ни в чем не повинного зрителя.

А Терри Гиллиам все вот это нарисовал так, что … Да, не въезжаешь сразу, об чем спич, но из этого столкновения - фантастической живописности и художественной выразительности картинки и чудовищных приключений и похождений, а то и поползновений, героев, происходит какое-то новое качество - открытие. В наших чернушных фильмах о судьбах родины, в каком-нибудь " Счастье моем", ничего открывать не приходится - все сразу лежит толстым черным слоем с первых же кадров на поверхности. И вместо боли за любимую Америку, которую они потеряли, как у Гиллиама, выходит сплошное отвращение к "этой" стране - как мы ее называем.

Уже не в первый раз обращаю внимание, что и в жанре вроде бы "чернухи"  голливудцы нас переплевывают, ага. (Недавно показывали и на Оскар номинировали вполне такую американскую духоподъемную чернуху " Зимняя кость l Winter's Bone". Чернуха, но - духоподъемная, блин!) Или у нас просто недостаточно опыта рисовать, описывать плохое? Поэтому получается совсем по-детски: плохого, злого Бармалея нарисую черной, черной краской, а потом и вообще закрашу этой черной краской сплошь, ладно, что ничего не видно, зато еще  страшнее стало!

Не знаю, уж какой у американцев опыт на этот счет, но "Страх и ненависть…" вызывает восхищение - именно способностью режиссера ТАК показать страх и отвращение, что это вызывает сразу целый веер противоречивых чувств и переживаний. Конечно, фигура Хантера С. Томпсона здесь тоже играет сюжетообразующее значение - не зная, кто он вообще такой, не проникнешься так глубоко сочувствием. А все вместе это сопереживание рождает - не герою, барахтающему в блевотине, а тому, кто изнутри него за этим с ужасом наблюдает.  Я плакаль.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе |Fear and Loathing in Las Vegas: США - 1998



Моя система оценок

Poll Страх и ненависть в Лас-Вегасе |Fear and Loathing in Las Vegas

Вместе с этим смотреть: " Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона | Gonzo: The Life and Work of Dr. Hunter S. Thompson"; " Ранго | Rango"
Вместо этого смотреть: "Бразилия", " 12 обезьян | Twelve Monkeys"
В этот день в 2007 году: Туристас | Turistas

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


      
     
     
     

Торо, США, *5*, Депп, 1998, обзоры фильмов, Хантер, Гиллиам, кино

Previous post Next post
Up