Зимняя кость l Winter's Bone

Feb 04, 2011 08:35



Среди оскаровских номинантов "Зимняя кость" выглядит темной лошадкой - ни режиссер, ни исполнительница главной роли, тоже номинированная, широкой публике не известны.
Широкой - нет, а профессиональное сообщество уже оценило "Кость" достаточно высоко - два приза Берлинского фестиваля и два - Сандэнса - заставляют поверить, что в этой Деборе Граник (режиссер фильма), в этой Дженнифер Лоуренс (исполнительница главной роли) и в этой их "Зимней кости" что-то есть.

Однако все-таки не вредно заранее иметь представление об успехе "Зимней кости" именно как независимого фильма, чтобы правильно настроиться на просмотр.

"Зимняя кость" - американская чернуха. По сравнению с американским гламурным мейнстримом. Однако в сравнении с нашей чернухой, представленным "нашим новым кино" с перестроечных времен, "Зимняя кость" выглядит героической сагой  "Как закалялась сталь". В чем же тут дело? Почему они (американцы) нас переигрывают и на этом, казалось бы, нашем поле?

Ну, во-первых, "Зимняя кость" - это экранизация. А экранизации на круг выигрывают в художественной ценности у оригинальных сценариев. Особенно это касается экранизаций не национальных хитов-бестселлеров, а скромных простых хороших романов обычных хороших писателей. Характеры и диалоги у писателей на круг прописаны гораздо более тщательно, чем у сценаристов, по крайней мере, в последнее время. "Зимняя кость" эту статистику подтверждает.


Но, конечно, важен и выбор темы - как автором литературного первоисточника, так и продюсером фильма. А они выбрали рассказ о том, как закаляется сталь. На фоне беспросветной жизни американских маргиналов. Стоп! Это у российских маргиналов на экране всегда беспросветная жизнь. Здесь - не так. В этом и разница.
Мы сейчас не о мастерстве воплощения говорим, а о том - что воплощать. При этом, кажется, то, что воплощать, влияет и на качество воплощения - заряжает определенным образом и актеров, и съемочную группу.

История о бедной американской девушке из низов общества



заряжена каким-то высоким напряжением благородства и отваги. Эти качества, вроде бы, совсем не рифмуются с означенным - и выбранным авторами - слоем общества: безработные торговцы наркотиками, живущие где-то на окраине Америки, отсидевшие и готовящиеся к отсидке, а так же - к стрельбе и к драке готовые из любого положения. Готовые оказаться на улице - и готовые бороться за жизнь.

Вот такое наблюдение: истории из жизни благополучных яппи (" Уолл Стрит: Деньги не спят | Wall Street: Money Never Sleeps") и новых русских (" Про любоff"), живописуют, по понятным причинам, не борьбу за жизнь, а - борьбу за успех и деньги.  Ну, в крайнем случае, за любовь. Но тоже - под знаком денег и успеха. И вот эта денежно-успешная борьба почему-то исключает благородство и бесстрашие. А на повестку дня выходят коварство и бесцеремонность. Почему-то, когда достоинство начинает измеряться деньгами, методы становятся недостойными.  (И борьба за любовь - тоже не исключение).

"Зимняя кость" - фильм о достоинстве, которое не измеряется деньгами. О силе слабых.
В этом фильм перекликается с двумя другими, совсем другими по форме, но со сходной сердцевиной, прошлогодними фильмами  - " Меня зовут Кхан | My Name Is Khan" и " Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor". Есть такая степень отверженности, которая сама по себе становится силой.
Непреклонной и непобедимой.

17-летняя девушка Ри из фильма "Зимняя кость" еще до начала фильма стала главой своей немаленькой семьи: отец - то сидит, то в бегах, мать - не в себе, брат и сестра - намного младше.



Хозяйство,  заботы о здоровье и безопасности, обучение младших и состояние матери - все эти взрослые проблемы лежат на плечах девочки такого возраста, который в большинстве американских фильмов представлен бестолковыми красотками, озабоченными, главным образом,  тем, кого из парней заманить себе в пару на выпускной.

До степени осознанности и ответственности, которые нам демонстрирует Ри уже в самом начале фильма, те дурочки из молодежных комедий не поднимутся и к тридцати. Скорей всего, не поднимутся никогда. Увы! Такова цена благополучия? Глядя на серьезное и спокойное лицо Ри, видишь, что она - и ее сверстницы-Барби - как будто представители разных видов. Несмотря на то, что она и в школе, похоже, не доучилась, и университет ей совсем не светит.

Но она к 17 годам умеет главное: отвечать за свою жизнь. Строить ее. Не пускать ее на самотек - да и вообще, не подчиняться обстоятельствам, которые против нее.
История о том, как Ри искала своего живого - или мертвого отца, чтобы представить его - живого или мертвого - суду и тем самым сохранить дом, в котором живет семья - это история инициации героя. Который, для того, чтобы доказать свой героический статус, должен сразиться с гидрой, спуститься в Ад - что там еще, далее по пунктам.

Вот она, Ри - символическим образом - все это и делает.



Заметьте, не для того, чтобы победить на конкурсе красоты! А для того, чтобы сохранить дом - своим близким, чтобы сохранить их, как семью.

Неброский и неяркий, фильм этот оставляет глубокое послевкусие. И молодая актриса Дженнифер Лоуренс, чье имя в оскаровском списке рядом с Натали Портман, Николь Кидман и Аннет Беннинг до просмотра вызывало раздражение, после просмотра запоминается намертво и вызывает только уважение и восхищение. Да, ей попалась выдающаяся роль - но как же здорово она ее сыграла! Есть женщины в американских селеньях!

Получается, не всякое кино о трущобах - чернуха. Не в трущобах дело. " Миллионер из трущоб | Slumdog Millionaire" был фильмом о силе любви. А "Зимняя кость" - о силе духа. И прекрасная в своей непреклонной решимости Ри



на фоне своих трущоб выглядит еще прекраснее, чем если бы была одета в цветные шелка.

Есть в Библии такая избитая и кажущаяся до поры до времени противоречивой фраза, (как, в прочем, и большинство других фраз из Библии): "…и последние станут первыми". Когда это изречение попадается тебе на глаза лет в 15, ты думаешь: что за ерунда?! Как это - последние, слабые и хилые, бедные и униженные, как это они станут первыми? Вот как!

Есть сложные психологические термины, с помощью которых можно на птичьем профессиональном языке доходчиво для горстки специалистов объяснить, как. Но с помощью художественного образа это объяснить - и понять - можно многим. Практически всем. Откуда берутся люди, которых нельзя победить?
Посмотрите фильм "Зимняя кость" - узнаете.

Зимняя кость l  Winter's Bone: США - 2010



Моя система оценок

Poll Зимняя кость l Winter's Bone

Вместе с этим смотреть: Меня зовут Кхан | My Name Is Khan
Вместо этого смотреть: Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor
В этот день в 2010 году: клуб киноУХО - 1. Вечер памяти Иосифа Бродского. Отчет

США, драма, *4*, 2010, обзоры фильмов, Лоуренс, кино

Previous post Next post
Up