Счастье мое

Dec 07, 2010 08:19



Среди фильмов текущего репертуара почти затерялось "Счастье мое" - один из главных российских фильмов уходящего года.
Фильм Сергея Лозницы "Счастье мое" в этом году представлял постсоветское пространство, Россию в том числе, в Каннах, на Кинотавре получил приз за режиссуру - и еще кучу призов на различных кинофестивалях в стране и за ее пределами.
Так что, если вам интересно кино, как искусство, "Счастье мое" смотреть надо обязательно. Хоть и не хочется.

Опять что-то черное, мрачное, безнадежное, бесчеловечное - такие всплески и отголоски доносятся от зрителей и критиков. Председатель жюри Кинотавра Карен Шахназаров вовсе был против фильма,  художественные достоинства которого не искупают антироссийской направленности - так оценил "Счастье мое" Шахназаров. Но смотреть все равно надо. Чтобы знать, о чем спорят, о чем говорят. Чему верят. О чем думают.

Режиссер Сергей Лозница, в отличие от многих более молодых коллег, авторов "нового российского кино", действительно, имеет, что сказать. Возраст,  разные страны обитания, трудная кинематографическая судьба, несколько не связанных друг с другом образований - Сергей Лозница в свои 46 прожил несколько полноценных жизней,  напряженных, ничуть не тепличных, оранжерейных или гламурных. И что думает об этих жизнях, из которых складывается жизнь, как явление, этот человек, математик, документалист, русский, украинец, немец, теперь вот - фестивальный любимец - интересно.


Хотя, сразу можно догадаться, ничего особенно хорошего он о ней не думает. Он ее наблюдает, как документалист, по-прежнему. Но выстраивает теперь, как драматург - это уже по-новому, по-игровому.

Тех, кто был знаком с Лозницей по его документальным фильмам, ожидает сюрприз: "Счастье мое" - очень даже игровой, и очень напряженный, и очень драматичный. И даже говорят здесь на удивление много. И еще: да, фильм тяжелый.

Но он при этом - праздник для зрения. Нет, не верьте, что фильм серый или черный! Он яркий, он цветной, он теплый. Этот цвет, родной, с детства привычный, зеленый, солнечный, летний - так узнаваем, так знаком, что уже за ним, как на любимый голос, хочется идти, следовать, верить ему. 
Оператор международного класса румын Олег Муту видит все как будто нашими глазами: зелень лета… занавески в зале… полотенце на кухне… Все точно такое, как … хочешь сказать: как на самом деле, и вдруг ловишь себя на том, что - нет, не сейчас… В памяти. Не сейчас. Сейчас уже и занавески другие, и холодильники, и рубашки те уже давно поизносились.  И транзисторы давно покинули кухни. Так было совсем недавно, но - в другое время.

Летний солнечный день. Ясноглазый парень Григорий, шофер грузовика везет муку. Осмысленный взгляд, уверенные движения, связная речь, полон кузов муки, цель ясна, направление движение - в сопроводительных документах. Но до цели он не доедет, совершив фатальный поворот не туда.



Доверился не тому проводнику, не обратил внимания на предупреждающие знаки - встречу, например, с человеком без документов и без имени, посмеялся над суевериями о том, что сворачивать туда - "не туда" - не надо, там место проклятое. Сам же - такой ясноглазый, какие уж тут проклятия! Да и уж совсем явный знак - бревно поперек той дороги, что через мост и прямо - в зону - отбросил и поехал.
А на пустоши этой лихие люди, злые, как собаки. Да и раньше, до бревна, до моста, до болота проклятого - тоже не ангелы все встречались. Сам-то Григорий, посреди всех них, уж очень отличался открытостью лица и чистотой помыслов. Но там, до бревна, это ему как бы прощалось. А перешел-переехал по мостику-то сюда, где - вселенский тупик и нет дорог ни вперед, ни назад - тут и пропал. И себя потерял, и коня, и имя свое.



Обилие злых людей и натурализм, подробности их злобства - не единственные метафоры Лозницы в этом фильме. Фильм его, авторский до мозга костей, в то же время полностью воспроизводит структуру классического хоррора о повороте не туда. Их тьма, таких ужастиков. И даже когда смотришь ужастик, понимаешь, что поворот в пространстве, ведущий в какую-нибудь вампирскую деревню - это метафора выборов и решений, которые принимает человек: либо сознательно, но ошибочно, либо вообще неосознанно. Что уж говорить об авторском фильме режиссера Сергея Лозницы , которого поносили по свету и побросали из огня да в полымя всякие крутые повороты, виражи истории и судьбы!
Его отсылки к военному времени и вовсе заставляют задуматься: что, может быть, Лозница считает, что тогда был совершен поворот не туда, во время войны? Что и говорить, немцы - культурная нация. Открыли бы школы, киностудии. Вот и сейчас дали денег на "Счастье мое". В качестве оружия возмездия?

Или же это - очередной парадокс, зигзаг размышлений умного человека, который силится вспомнить - когда же, когда, в какой такой момент и на какой такой развилке мы совершили этот поворот. И кто - мы? Мы - русские? Мы - пост-советские? Или мы - все? Может быть, зря обижаться за Россию, а фильм - про всех? А что лица больно узнаваемы, так какие же лица снимать нашему режиссеру? Может, русское лицо для него - общечеловеческое лицо, и русская деревня - общечеловеческая деревня? А цинковый гроб режиссер в фильме возит по городам и весям не для того, чтобы зарифмовать его с " Грузом 200", а чтобы еще раз опечалить зрителя человеческой бесприютностью - что в этом мире, что в ином?

Во-всяком случае, я на свой счет - своей страны, да даже и своего мира - эту безнадежную печаль и ужас бессилья - принимать не хочу. То есть - не могу. Не по адресу. Н
о посочувствовать тому миру, в котором живет режиссер и о котором печалится, могу вполне. И если финальная прицельная стрельба по всем без исключения, не различая правых и виноватых, велась автором по зрителям - то в меня не попало.
Мне было интересно смотреть, и жалко героя, но - не больно.

Счастье мое: Германия, Нидерланды, Украина - 2010



Моя система оценок

Вместе с этим смотреть: Мандерлей | Manderlay
Вместо этого смотреть: Буги-вуги | Boogie Woogie
В этот день в 2009 году: Запрещенная реальность

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


      
     
     
     

*4*, Украина, обзоры фильмов, Нидерланды, драма, Лозница, 2010, кино, Германия

Previous post Next post
Up