Мандерлей | Manderlay

Jul 31, 2006 19:50



Режиссер
Ларс фон Триер. Последний миссия в современном кинематографе, он объявился в Дании в начале 90-х со своим манифестом «Догма», призывавшим всех сторонников снимать честное, не гламурное кино. В этой любви к натурализму и в отказе от искусственного блеска Ларс фон Триер доходил до абсурда: ранние фильмы «Догмы» были сделаны в духе хоум-видео, смотреть их было трудно - так тряслась камера, как будто специально криво поставленная на кривое плечо некрепко держащегося на ногах нетрезвого оператора - право же,  домашние вечеринки снимают более профессионально! Однако эта детская болезнь левизны у Триера прошла, а вот программа - снимать то, что действительно волнует, о жизни и о людях, а не о картонных и целлулоидных человеко-заменителях - программа осталась. И если поначалу находила отклик в сообществе себеподобных - две пальмовые ветви каннского фестиваля, за «Рассекая волны» и за «Танцующую в темноте», то в последние годы высоколобые кинокритики как-то поостыли к недавнему кумиру: на последнем канском фестивале фильм «Мандерлей» не получил ничего, так же, как и «Догвилль» - на предыдущем -  вовсе не был замечен, как будто его и не было, несмотря на участие двух великолепных актрисс, да и на мощь, присущую любой работе этого бесстрашного режиссера.

Звезды
Ларс фон Триер всегда великолепно работал с актерами. Точнее, с актрисами, которые всегда у него играли главные роли - в центре каждого фильма Триера - женщина. Ее история, ее мироощущение. После съемок у фон Триера актрисы получали новую судьбу - Эмили Уотсон. Бьорк. Николь Кидман. И вот теперь - Брюс Даллас Ховард. Она очень молода - чего совершенно не ощущается в фильме. То есть выглядит она прекрасно и юно, но играет так, что не заподозришь, что это - вторая ее роль в кино. Первая, и тоже очень нестандартная - была в последнем фильме Шьямалана «Таинственный лес» - там Брюс сыграла слепую, но очень смелую и решительную девушку, которая для того, чтобы спасти своего любимого, отправилась в другой мир - и вернулась, и спасла. В фильме «Мандерлей» Брюс Даллас Ховард играет миссионерку, обращающую варваров, и терпеливую учительницу, и властную хозяйку, и страстную влюбленную - столько граней, что хватило бы на десяток ролей для безбедного существования в кино. Но Ларс фон Триер предлагает своим героиням - и исполнительницам - концентрированное существование. Выдержать его нелегко - но и результат оказывается удивительным. Тем более, что роль Грейс, сквозной героини трилогии фон Триера, в первом  фильме проекта - «Догвилле» = сыграла Николь Кидман. Блестяще сыграла, заставив говорить о себе как о новой великой американской актрисе. Однако продолжить стажироваться у фон Триера Кидман не смогла: из-за активной анти-американской направленности «Догвиль» был в штыки воспринят в Соединенных Штатах, и любимицу Голливуда предупредили, что если она не откажется сниматься у фон Триера, ей придется от многого отказаться здесь, в Голливуде. Кидман сделала свой выбор - и мир получил новую великую актрису: Брюс Даллас Ховард. Спасибо Ларсу фор Триеру!

Жанр
Притча. На этот раз - гораздо менее экстремальная. То есть и зрителей, и актеров предлагаемые на этот раз Триером обстоятельства на прочность не испытывают, но задачек нам позадают. Решительная и принципиальная дочь гангстера Грейс, не желающая смириться с тем, что проявить себя в мире можно, только идя по отцовской стезе, на этот раз оказывается в южных штатах, где еще во-всю процветает рабство. Она становится хозяйкой плантации и пытается научить негров - простите, афроамериканцев - быть равными себе. Мы не рабы, рабы не мы. То, что это окажется нелегким делом - было ясно сразу - и героине, и зрителям. Но вот то, что дело отмены рабства окажется неблагодарным, неэффективным и вредным - как следует из притчи Ларса фон Триера - для героини стало ударом. Так же, как и для зрителей - хотя нам этот удар вынести все-таки легче.

Германия, Дания, Швеция, Франция, Великобритания, Нидерланды - 2005

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

Дания, 2005, обзоры фильмов, Триер, Нидерланды, Ховард, Швеция, драма, Франция, Великобритания, кино, Германия

Previous post Next post
Up