Shantae: Risky's Revenge. Феминизм здорового человека

Jul 06, 2017 13:27

Strong female lead’ом © обывателя уже не удивить. К хорошему привыкаешь быстрее, чем наступает технологическая сингулярность. С другой стороны: в чём главная проблема современных сильных героинь? В чрезмерно целомудренных массах практичной одежды? Отнюдь: последние разработки в этой области сигнализируют наоборот о торжестве здравого смысла над унынием. Самое слабое место - это самоирония. Сильные героини слишком серьёзны. Они так боятся утратить независимость, что разучились быть забавными. Но это ли не слабость? По-настоящему сильному искателю приключений ничего не стоит попасть в неловкую ситуацию и развеять сгустившийся пафос собственной непосредственностью.



К счастью, на помощь пришли симпатичнейшие Эрин и Мэтт Бозоны, которые в пику упомянутой беде придумали Шантэ - девушку-полуджинна, фехтующую собственными фиолетовыми волосами и танцующую ракс шарки, чтобы превращаться в… Но подождите, обо всём по порядку.


Во-первых, разберёмся с именем. Многие, не мудрствуя лукаво, произносят Shantae, как «Шанти». Знаете, как Мисти, Кристи - типичные девчачьи штуки. Это неточно. В трейлерах героиню называют «shawn-tə» (shh + on) или «shan-tə» (shh + an). «Шанти» в буддизме обозначает мир и покой. Наша Шантэ всем своим видом и поведением артикулирует хаос и безудержное веселье. Во времена солнечного детства я отдыхал на турбазе Кристалл, и к нам приехали американские скауты. Среди них была африканка по имени Шантэ, девушка с тучной харизмой. Мы недальновидно обучили её играть в «картошку». И возопили. Шантэ небрежно взмахивала ладонью - мяч метеоритом врезался в спину несчастного. Шантэ из Risky’s Revenge в этом смысле от тёзки не отстаёт.



Вообще Risky’s Revenge - вторая игра о приключениях разудалой полуджинниньи, но, насколько я могу судить, дающая весьма исчерпывающее впечатление о серии в целом. Игра досталась мне в подарок от боевого товарища dreamwalk3r, за что ему вновь большая искренняя благодарность, и сопровождалась словами: «По-моему, эта героиня в твоём духе». Так точно, бро. Абсолютно в моём. Как и все нежно любимые мной персонажи-девочки, Шантэ выдерживает идеальный баланс между внятными ценностями феминизма третьей волны и отказом от его же, феминизма третьей волны, абсурдности. Создатели, миссис и мистер Бозоны, чем-то напоминают авторов Чудо-женщины: они придумали героиню, не только исходя из социальных трендов и статистических условностей, вроде теста Бекдел, но из личного представления о прекрасном. Именно так и должно поступать искусство.



Поэтому Шантэ и её мир, одновременно и глубоко феминистичны, и полны милыми сердцу здорового человека фетишами. При взгляде на дизайн местных костюмов, архитектуры да и просто титульного шрифта может возникнуть очевидная ассоциация с Аладдином и сказками Тысяча и одной ночи. Однако главный источник стилистики (а также общего настроения) игры - это конечно же аниме Ranma ½. Бозоны неоднократно указывали в интервью на свою вдохновлённость Ранмой, хотя влияние видно и невооружённым глазом. Последнюю часть игры (ту, что через одну после описываемой) они даже назвали Half-Genie Hero, лишний раз подчёркивая уже и так очевидное.



Как и в том чудесном мультфильме нашей молодости, в Risky’s Revenge много комичных мужчин-остолопов и много сексуально раскрепощённых девиц по обе стороны баррикад. Последние сами диктуют мужчинам правила вселенной и, по большому счёту, полностью правят бал. Скай - лучшая подруга Шантэ (она выращивает и дрессирует хищных птиц, правда некоторые яйца успевают протухнуть), расчётливая зомби-хакерша Роттитопс (чтобы погуглить, она использует всемирную паутину в буквальном смысле: ту, что с настоящими пауками) и пиратствующая антагонистка Риски Бутс (это её месть и в названии игры, и в центре повествования). Все они круты и заносчивы без меры, в чём не уступают главной героине. И да, все они успешно проходят тест Бекдел. Непрерывно всю игру. Но даже без этого крутизны и заносчивости в них бы не поубавилось.



Сюжет игры довольно прост: располагающая шагающим фрегатом-трансформером мисс Бутс настроена отыграться за понесённое в предыдущей части поражение, Шантэ пытается разобраться в особенностях своего рождения - и всё это крутится вокруг древней лампы и ещё пары-тройки принципиальных артефактов. Мы слышали подобное не раз и не два, но то, как непринуждённо и весело подаются штампы через реплики и действия, забавляет чрезвычайно.



Краеугольный же реверанс в сторону Ранмы вплетён непосредственно в геймплей. Шантэ бегает, прыгает, вскрывает ударами волос сундуки и неприятельские тушки, эксплуатирует боевую магию - в общем, делает всё то, что принято в метродиванном жанре. Однако, самое замечательное её умение - танец живота. Каждая исполненная ритмическая фигура преображает девушку в какое-нибудь внезапное существо. Как в Ранме ½ - холодная вода. Преображает, разумеется, не сразу: в соответствии с метродиванными традициями, каждую волшебную трансформацию нужно будет отыскать в ходе игры, и каждое новое обличие откроет технический доступ к новым неизведанным далям.



Во что обычно трансформируются сильные героини? В изящных пантер, смертоносных ястребов, скучающих львиц и прекрасные снежинки? Как бы не так! Шантэ превращается в слона и мартышку. Ещё раз. В слона. И в мартышку. Если в искусстве и существует более изящный образ женской эмансипации, то я его не встречал. Ближе к финалу игры будет ещё одна метаморфоза, но я не стану совсем уж портить вам радость открытия. Шантэ-слон могуче топает, разрушая каменные преграды, а Шантэ-обезьяна карабкается по вертикальным поверхностям как дружелюбный сосед Паркер и летит от стены к стене точно пуля. Точно мяч из пухлой ладони той другой Шантэ, скаута с турбазы Кристалл.



Всё происходящее очень красиво, очень заботливо, очень по-летнему нарисовано в старом добром пикселе. Спрайты аккуратные и хорошенькие, их анимация тщательно продумана и исполнена. Некоторые типичные для платформера действия весьма изобретательно оформлены: например, когда Шантэ приседает и ползёт, то ведёт себя как крадущийся котёнок, выслеживающий воробьёв; а когда приземляется - вытягивается в струнку и вскидывает руки ласточкой, как гимнастка после прыжка через козла.



Scuttle Town - центральный город игры и её основная (и единственная) тактическая база восполнения ресурсов - весь дышит пряным Востоком. Он выстроен аналогично городам из седой игры Zeliard: различного назначения магазинчики и снующие по улицам NPC - замотанные как мумии старички и девушки с кувшинами на головах. В их коротких репликах зачастую кроются непрямые подсказки по прохождению.



Даже принимая во внимание эти намёки, нужно сохранять бдительность и старательно исследовать все доступные закоулки: иногда очередной ключевой аспект, необходимый для движения истории, может быть запрятан чертовски надёжно. Как и во всех хороших играх, изучение пространства даёт здесь очень приятное чувство органичности и взаимосвязанности мира.



Конечно, время от времени игра ощущается не идеально. При всей красоте и плавности анимации, некоторые прыжки и рывки выполняются немного «деревянно», грубо, не всегда можно рассчитать место и момент приземления после того или иного кульбита (особенно в ипостаси мартышки). Логистика между отдельными участками игрового мира не всегда удобна, например, нет никакой возможности вернуться напрямую в город: ближайшие кальмаровые телепорты располагаются на отдалении справа и слева, так что до города всегда придётся добегать пешком. Также сказывается тот факт, что игра портирована с Nintendo DS: сам по себе пиксель-арт выглядит отлично, но вот чёткое, в высоком разрешении оформление меню и текстовых блоков никак не вяжется с винтажной графикой основной игры. К тому же, в отличие от старательно подобранных пикселей игрового мира, меню часто имеют сомнительные цветовые решения.



Наконец, игра слишком короткая. Я совершенно не люблю затяжные опусы, особенно когда часы прохождения накручиваются искусственно штамповкой однотипных, безыскусных заданий; я обожаю короткие, яркие, выразительные приключения. Но тут уж хронометража совсем кот наплакал. Финал наступает быстро и бесповоротно. Подозреваю, так и было задумано мистером и миссис Бозонами: следующая часть игры - The Pirate’s Curse - будет отталкиваться в своих механиках и способностях Шантэ именно от событий в конце Risky’s Revenge, что само по себе очень неплохо. Но хотелось бы всё же продлить удовольствие.



Тем не менее, я был определённо счастлив играть в Risky’s Revenge. Сейчас неспешно прохожу заново вместе с сыном. Больше всего ему нравится красться котёнком, а на уроке труда он слепил из пластилина Башню Испытаний Барона Патрона. Вот эту.



Ну и в игре есть главное: точное попадание в мою героиню. Как сейчас принято говорить, позитивная ролевая модель для подражания. Причём позитивная по-настоящему. Без вульгарного обезличивания с одной стороны, но и без комсомольского соответствия нормативам практичности с другой. В наше непростое время это особенно ценно.





___________________
Ещё про игры:
Owlboy. Торжество пикселя
СтарПёрл. Выпуск №2. Barbarian the Game
Dust: The Elysian Tail. Вихри пушистиков веют над нами
СтарПёрл. Специальный выпуск! Один. В темноте

игры

Previous post Next post
Up