Стать звездою в расширенной вселенной DC - подвиг так себе. Когда твои предшественники занимают часть спектра от умеренно унылого до трещащего по всем швам, достаточно быть просто хорошим фильмом, чтобы тебя начали носить на руках. С другой стороны, сделать просто хорошее кино, когда от тебя ждут мессианства, тоже нужно суметь. Пэтти сумела, и мы говорим, спасибо, сэй. Все поминают её главной заслугой Монстра, но почему-то забывают о первом и последнем эпизодах Killing'а - сериала невероятной художественной мощи. Чудо-женщина - другое кино, с простодушной и светлой атмосферой. Однако, крупный план человеческой простоты здесь основа, как и в Killing. Что особенно свежо после громокипящего пафоса Dawn of Justice.
Главное очарование Дианы - в её непосредственности. Нет, подождите. Безусловно, Галь Гадот очень красивая. Намного красивее, чем в предыдущем фильме. Я думаю, всё дело в причёске. Начесали попышнее, вентилятором подули, диадемку повыше - и опа, глаз уже не отвесть. Ну и в макияже, конечно. Вон, Зои Салдана тоже красивая, но её так состарили в облике Гаморы этими накладными морщинами и полным отсутствии бровей, что всякое ощущение весны испарилось. Я знаю, девочки очень не любят, когда воительницы в фильмах используют косметику, а все Амазонки в Чудо-женщине накрашены щедро. Это может раздражать, понимаю, но мне норм. В конце концов, их вылепили из глины, а Зевс лично вдохнул жизнь. Он же, наверное, и раскрасил. Как мужик!
Но это всё неважно. Непосредственность героини - вот ключ к сердцу зрителя. Я, конечно же, погорячился, когда сказал, что экранизация Чудо-женщины не бросает никаких вызовов. Ещё как бросает. Как подать современной публике персонажа, который, с одной стороны, икона феминизма, первая супергероиня в истории американской мифологии, а с другой - привлекательная девушка с голыми бёдрами, затянутая в корсет и владеющая искусством сибари? Оступиться тут можно, как два пальца об асфальт. Впасть в крайность и породить существо запредельного пафоса, скучное и крикливое, как сетевые дебаты о недопустимости помещения женщины в холодильник. Или наоборот, нарисовать спасательницу Малибу с увлекательной физикой органов и харизмой дверной ручки. Но Пэтти Дженкинс нашла идеальное решение: она придумала искреннюю, наивную девочку, которая до сих пор верит в добро, удивляется несправедливости, художественно раздаёт пендели и приходит в восторг от мороженого. Как Сейлор Мун, в хорошем смысле. Рычащие борчихи за равенство полов и потолков ничем не отличаются от королевок объективации с вечно полуоткрытым ртом: все они вызывают мигрень. Диана же, им всем в пику, пробуждает симпатию. Она действительно супергерой.
И прекрасно сработал в фильме Крис Пайн. В отличие от лапидарного капитана Кирка в последних Звёздных Путях, его Стив Тревор во всём сохраняет баланс и деликатность: он никогда не затмевает героиню, но и не уходит на второй план, никогда не шагает толерантно в сторону, чтобы уступить место женщине, но и не играет в мужика. Он всегда ироничен, но никогда не надоедает с юмором. Увы, без шутки о пенисе и в этом фильме не обошлось, но даже она намного аккуратнее, чем во Втором Выпуске Стражей.
Всё портят очень слабые злодеи и проваленный третий акт фильма. Ощущение, что DC подцепило у Марвела эту неприятную инфекцию: противники выступают не в качестве сложных противоречивых натур, движущих философских энергий, как это было, например, в Тёмных Рыцарях Нолана, а просто служат костылями-механизмами сценария: комичными, одноцветными и пустыми.
Ну и финальная битва, исполненная шаблонных фраз про «Всё уничтожить» и «Во имя Добра», скверно отрендеренная и анимированная, совершенно расстроила. При том, что самого главного негодяя и связанный с ним плоттвист можно было раскрыть так здорово!
[По доброй традиции, предлагаю свою версию того, как надо было это сделать.] Сама задумка вокруг Ареса хороша. Диана по сути противостоит не персонифицированному злу, а войне в целом, абстрактному, вечному явлению. И пока Дэвид Тьюлис изображал тихого усатого дядечку в пальтишке, это выглядело свежо и уместно. Только его было мало. Мне бы хотелось, чтобы Арес так или иначе всегда присутствовал рядом с Дианой, неузнаваемый, коварный, сопутствующий всем наблюдаемым ею ужасам и страданиям. В мультфильме Пиноккио и Император Ночи главный антагонист на протяжении всего действа предстаёт перед героем в разных формах, искушая и склоняя к нехорошим поступкам, и лишь в конце открывает, что всё это был он, Император Ночи, после чего принимает своё истинное жуткое обличье.
При том, что феерическая заруба в конце фильма жанрово необходима и неизбежна, мне не понравилось, что Диана просто забила противника физически. Ну ладно, энергетически, если хотите - суть не меняется. Гораздо интереснее, если бы Война была побеждена чем-то иным. Этой вашей любовью, например, раз уж её (любви) ключевая роль напрямую артикулируется в финале. Это отнюдь не означает отказ от балетного мордобоя. Но эмоциональная квинтэссенция поединка должна сместиться. В том же Тёмном рыцаре настоящую победу над Джокером одерживает не столько Бэтмен, сколько люди на воде, отказавшиеся взрывать соседнее судно. Нечто похожее я бы хотел видеть в Чудо-женщине, тем более, что тема войны располагает.
Кроме этого, очень слабо (и в воспитательном смысле неверно) выглядело мгновенное прозрение и примирение враждующих немцев и англичан в момент гибели Ареса. Так не бывает. Не боги заражают людей ненавистью друг к другу, а наоборот люди питают своей ненавистью и злобой богов войны. Если бы, в силу тех или иных причин (например, вдохновившись примером отважных Дианы и Стива), воюющие стороны сами пришли бы к примирению, тем самым ослабили Ареса и помогли Диане одержать победу, получилось бы интереснее и больше бы подошло к настроению первых двух актов. Как в случае с Гарри Поттером и Волдемортом, от которых я ждал в финале отчаянной битвы острых умов (и не дождался), здесь я бы очень хотел видеть схватку идей и эмоций.
Ну и сама ультимативная форма Ареса. Она получилась ужасно неубедительной. И античный оригинал, и воплощение в комиксах предлагают широченное поле для интерпретаций. Арес должен предстать во всей красе, как абсолютное воплощение истребления и насилия. Как Тьма из Легенды, например. Или Зоалорд Амникулус из Гайвера.
Вот тогда бы мир замерцал гранями и произошло бы сведение сводов хорошего во всём остальном фильма.
И напоследок. Бдительные бездельники обратили внимание, что на постере ниже Диана отчего-то размахивает не немецким танком времён Первой мировой, а советским Т-28, который был сделан в 1932-м и применялся в бою вплоть до 1944-го.
Замечание, вне всякого сомнения, справедливое, хотя меня уже начинает смущать обилие свободного времени у людей. Если с таким мелкоскопом подходить, скажем, к Илиаде Гомера, то голова взорвётся от вопиющих анахронизмов. Отчего-то менее великой поэма при этом не становится. В любом случае, в самом фильме всё в порядке: на экране Диана швыряет расово приемлемый танк, похожий на A7V.